В ответ на мою заметку "Если вы не обсуждаете, то ничему и не учитесь. Как разбирать или анализировать фото?" мой друг, Валерий Лебедев, написал мне на фейсбуке: "Анализировать, что оператор пытался показать - это самое прикольное :) читаем Барта.
Ролан Барт "Камера люцида" / "Camera Lucida" единственная книга о фотографии, в которой ведется речь о восприятии изображенного. Там есть разборы конкретных фото".
Я не слышал об этой интересной книге, и пока Валерий еще только набирал второй абзац, я уже поискал на просторах интернетов. И те кусочки и рецензии на книгу Ролана Барта, что я обнаружил мне уже очень понравились и заинтересовали.
«Подразделения, которым подвергают фотографию, носят по сути эмпирический (профессиональное фото /любительское фото), риторический (фото пейзажей, натюрморты, портреты, нагая натура) или эстетический (реалистическая фотография / художественная фотография) характер, во всех случаях внешний своему предмету, не имеющий отношения к его сущности …» Барт Р. Сamera lucida. М.: Ad Marginem", Москва, 1997, с. 10.
"Часто говорят, что это художники изобрели фотографию (передав ей кадрирование, альбертиевскую перспективу, оптику камеры-обскуры). Я скажу: нет, это сделали химики. Потому что ноэма «это было» стала возможна только тогда, когда обстоятельства науки (открытие световой чувствительности галоидных соединений серебра) позволили улавливать и непосредственно отпечатывать световые лучи, посылаемые неравномерно освещенным предметом.
Фото - это буквально эманация фотографируемого. От реального тела, которое было там, отделились излучения, которые достигли меня, меня, который находится здесь; неважно, как долго длилась эта передача; фото исчезнувшего существа прикасается ко мне, как запоздалые лучи погасшей звезды". - Р. Барт, «Camera Lucida»
«Смысл фотографии, напротив, не определен, неточен, не назван. Фотография изображает конкретный объект (дерево), но мы никогда не можем сказать, о чем именно повествует кадр: его значение слишком неопределенно и широко» - Барт Р. Сamera lucida. М.: Ad Marginem", Москва, 1997, с. 13.
Буду читать!
А вы, друзья, читали эту книгу? И каково ваше мнение о ней? Что помогла она понять? А может что-то позволила улучшить в вашем творчестве?
Игорь Пономарев, творческое объединение "Вечерний Кинозал", клуб "Новый Бродяга"
Сообщества "Беседы о фото"
Конт | вконтакте | ЖЖ | в одноклассниках
Оценил 1 человек
1 кармы