• РЕГИСТРАЦИЯ

Лавров и проблема российского великодержавия

66 29395

Министр иностранных дел России опубликовал статью в журнале "Россия в глобальной политике", где фактически рассказал о роли РФ в глобальной политике и о позиции страны по ключевым международным вопросам.

Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования — для Sputnik

Министр иностранных дел России Сергей Лавров опубликовал статью в журнале "Россия в глобальной политике". Это уже событие. Не то, что в профильном журнале, а то, что статью опубликовал. Дипломаты — не публицисты. Даже, если они общаются по переписке, жанр несколько иной. К тому же министр иностранных дел, тем более министр иностранных дел такого государства, как Россия, тем более в период острого кризиса, который мы сейчас переживаем, слишком занят, чтобы от нечего делать предаваться публичным размышлениям о великом историческом прошлом российского государства. А большая часть статьи именно ему (великому прошлому) и посвящена.

Но не для того же министр иностранных дел Российской Федерации взялся за перо, чтобы на исторических примерах убедить своих западных партнеров, что Россия — не задворки Европы. Тем более, что сами по себе исторические примеры никого ни в чем, увы, не убеждают.

Когда-то Португалия была мировой империей, великой морской державой, а сейчас — самые, что ни на есть, задворки Европы. И таких задворок с великим прошлым и в Западной и, особенно, в Восточной Европе вагон и маленькая тележка. Одна Литва чего стоит. А ведь было время — простиралась от Балтики до Черного моря, граница с московской Русью восточнее Вязьмы проходила, Гедиминовичи с династией Калиты боролись за право стать объединителями Руси.

Зачем же Лаврову вдруг понадобилось углубляться в изучение исторических перспектив внешней политики России»? О чем говорит нам цепочка его рассуждений?

Во-первых, министр отмечает, что Россия, как уже не раз бывало в истории, оказалась на перекрестке тенденций, определяющих вектор мирового развития». Мидовские писатели, конечно, не так колоритны, как Пушкин, но я их люблю за то, что если они хотят довести до сведения своих зарубежных партнеров какую-то мысль, то разжевывают ее так, что даже Псаки понимает все (или почти все).

В данном случае, министр сообщает своим читателям, что Российская Федерация зафиксировала собственное нахождение в ключевой для будущего цивилизации точке. Нас это не пугает, поскольку для России это привычное состояние. В своей истории она не раз определяла дальнейшие судьбы человечества. Привыкли уже, имеем опыт, готовы действовать.

Во-вторых, после длинной череды исторических примеров, призванных подтвердить мысль о способности России в очередной раз помочь человечеству найти правильную дорогу, Сергей Лавров сообщает, что несмотря на привычку находиться «на перекрестке тенденций, определяющих вектор», Россия всегда стремилась выстраивать международные отношения на принципе взаимовыгодного сотрудничества, тяготела к отношениям равноправным и своих партнеров не подавляла, а договаривалась с ними. И сейчас исходит в своей внешней политике из того же самого принципа.

Эти два пункта важны. Фактически министр сообщает, что Россия осознает свою миссию и готова ее выполнить качественно, так как располагает достаточным историческим опытом решения сходных проблем. При этом декларируется, что, несмотря на особую роль, Москва не будет стремиться к закреплению за собой гегемонии (по американскому образцу).

Политика заокеанских "друзей и партнеров" вежливо, но жестко и нелицеприятно критикуется именно за то, что в стремлении стать и навсегда остаться единоличным гегемоном они мало того, что привели человечество к нынешнему кризису, так еще и мешают его преодолевать, действуя во вред себе же. Главными принципами новой политики объявляются равноправие и взаимовыгодное сотрудничество.

В-третьих, Лавров сообщает, что Киссинджер с ним согласен в том, что именно Россия «ключевой элемент любого глобального равновесия» и с ней надо вести диалог "для обеспечения нашего общего будущего, а не для углубления конфликтов".

В-четвертых, Лавров цитирует философа Ивана Ильина: "Великодержавие определяется не размером территории и не числом жителей, но способностью народа и его правительства брать на себя бремя великих международных задач и творчески справляться с этими задачами. Великая держава есть та, которая, утверждая свое бытие, свой интерес,… вносит творческую, устрояющую, правовую идею во весь сонм народов, во весь "концерт" народов и держав".

В этом блоке Лавров — ссылкой на Киссинджера — демонстрирует, что часть влиятельных американских элит согласна с российской концепцией нового мироустройства и готова немного (в пределах разумного) потесниться. То есть вашингтонские ястребы могут быть изолированы совместными усилиями адекватных американских элит и ответственных международных игроков.

Ну, а затем цитата из Ильина ни у кого не должно оставить сомнений, что именно Россия и только она и есть великая держава, подпадающая под ильинское гуманистическое определение великодержавия. То есть российская концепция великодержавия (раз уж нельзя обойтись без ответственного «дежурного по планете»), в противовес американской, предлагает взаимовыгодное сотрудничество с равноправными партнерами, а не подавление бесправных вассалов.

Собственно, подавляющее большинство данных тезисов российская дипломатия отрабатывает все последнее десятилетие. Однако в данном случае министр решил выйти за пределы узкого круга политиков и дипломатов, которым адресуются ноты, личные послания, доклады на конференциях и озвучиваемые в ходе переговоров тезисы. Аудитория статьи куда более обширна. Это все достаточно разношерстное сообщество, объединяемое термином "элиты Запада".

Лавров посылает отчетливый сигнал о том, что Россия сосредоточилась, и ее действия на международной арене носят не ситуативный, а стратегический характер. Что данная позиция поддерживается весомой частью наиболее влиятельных политических элит Запада, в первую очередь США.

Фактически потенциальным партнерам открытым текстом предлагается выбрать, какая из двух концепций будущего цивилизации им ближе: отстаиваемая США или предлагаемая Россией.

При этом необходимо иметь в виду, что публичный характер заявления свидетельствует о бесповоротности принятого Москвой решения.

Если вы хотите просто предупредить партнера или оппонента, вы избираете закрытые дипломатические каналы. Но и в этом случае беседа ведется на «птичьем» языке, на котором готовность к принятию жестких мер называется "глубокая обеспокоенность", угроза применить силу "непрогнозируемыми последствиями" и т.д.

В данном случае карты полностью открыты, партия расписана, вещи названы своими именами. Нельзя сказать: "Вы нас превратно поняли. Мы не то имели в виду". Нельзя сделать вид, что сказанное не было сказано. Миру предложен выбор. И хотя главными адресатами этого предложения сегодня являются западные (американские и европейские) элиты, оно распространяется и на всех остальных.

Думаю, что этот выбор не случайно предложен в момент, когда ситуация на Ближнем Востоке зависла. Стартовавший в Сирии мирный процесс имеет одинаковые шансы вылиться в полномасштабное компромиссное урегулирование, но может сорваться и в полномасштабный региональный конфликт, с задействованием как России, так и американских союзников (Турции и Саудовской Аравии). Акцентирование внимания на окончательности и бесповоротности стратегического выбора России является своего рода дипломатическим сожжением мостов. Никто больше не должен заблуждаться — пугать бессмысленно.

А чтобы лучше думалось, Лавров проинформировал о длинной цепи исторических побед России, когда она оказывалась в ситуации, аналогичной нынешней, а бывало и гораздо хуже.

Мяч отправлен на поле партнеров. Ждем реакции.

Обозреватель МИА "Россия сегодня"

    Лоббировать интересы мигрантских диаспор или заботиться о благе россиян — что должен выбрать настоящий депутат?

    Несмотря на попытку пролоббировать интересы мигрантов и их детей, Государственная Дума одобрила законопроект, который запрещает принимать в школу детей мигрантов, не владеющих русским я...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      «Возможна в любое время». Чем опасна гражданская война в США?

      Политолог Ищенко прокомментировал опасность гражданской войны в СШАПолитолог, историк и публицист Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и объяснил опасность гражданской войны в США.— Способны ли внутренние противоречия граждан и политических сил в США привести к гражданской войне? Стоит ли остальному миру опасаться гражда...
      4125
      Ростислав Ищенко
      21 ноября 20:04

      Цена «миротворчества» Трампа

      Любой американский президент, предпринимая некие действия на международной арене решает, прежде всего, свои внутренние проблемы. Трамп не исключение. Его задача закрепить и сделать необратимым консервативный поворот в американской политике. Решить её за четыре года второго срока Трампа невозможно. Следовательно, основная внутриполитическая задача, котор...
      9043
      Ростислав Ищенко
      21 ноября 20:03

      Оружие для диктатуры

      Не только перепуганные мирными обещаниями Трампа украинцы, но и часть российских экспертов никак не может понять зачем Трампу договариваться с Байденом о разрешении Украине наносить удары американскими ракетами вглубь России. Они пытаются убедить сами себя и окружающих, что коварные демократы просто обманули доверчивого Трампа.Но в таком случае они обма...
      7151
      Ростислав Ищенко
      20 ноября 16:53

      Геополитическая борьба на истощение

      Ровно через тысячу дней украинского конфликта два главных игрока: Россия и США, - не считают себя достаточно истощёнными, чтобы идти на уступки. Киев не даёт им шансов на какой-либо мир.Любая война заканчивается миром, но происходит это не сразу. Для заключения мира необходимо, чтобы произошло одно из трёх:1. Одна из сторон конфликта одержала тотальную ...
      18558
      Ростислав Ищенко
      18 ноября 20:59

      Трамп и ракетные удары вглубь России

      Нью-Йорк Таймс, со ссылкой на источник в администрации Байдена, написала, что уходящий президент дал разрешение бить американскими ракетами вглубь России.Правда, согласно данным газеты, разрешившие боятся, что это решение может вовлечь США в войну с Россией.Французы и англичане публично поддержали решение об ударах западными ракетами по целям в глубине ...
      14703
      Ростислав Ищенко
      18 ноября 11:04

      Если Украина рухнет до 9 Мая, Европа покажет России кукиш из-за забора

      В предыдущие периоды СВО Запад вооружал украинскую армию, которая за восемь лет войны в Донбассе обкатала 800 тысяч человек. Потом к ним добавились 200 тысяч добровольцев. У них получилось сформировать мотивированную миллионную армию с боевым опытом современной войны, которая два года создавала нам серьезные трудностиА сейчас ее нет. Технику сожгли, сол...
      21334
      Ростислав Ищенко
      18 ноября 11:02

      Команда большого компромисса. О тех, кто приходит к власти в США

      Подавляющее большинство тех, кто пишет в эти дни о команде Трампа, анонсированной пока меньше чем наполовину, допускают одну серьёзную ошибку.Дело даже не в том, что этой команде до прихода к власти ещё два месяца, а за это время многое может измениться, в том числе и в её персональном составе: номинирование на должность и утверждение в должности – вещи...
      3656
      Ростислав Ищенко
      16 ноября 14:04

      Проблема добивания

      В мире есть всего два государства, которые невозможно добить военным путём даже в случае победы над ними: Россия и США. Причина — наличие ядерных арсеналов и средств доставки, покрывающих всю планету. Разумеется, ядерные арсеналы есть и у других государств. Они достаточны для того, чтобы сделать прямую агрессию против них невыгодной по соотношению цена/...
      15936
      Ростислав Ищенко
      13 ноября 16:43

      Главные войны

      Украина всегда страдала центропупизмом (считала себя "незакрытым пупом земли")Поэтому нет ничего удивительного в том, что украинские политики и эксперты панически подсчитывают, сколько и чего они недополучат в результате прихода к власти в США Дональда Трампа, и пугают друг друга слухами о практически готовом "тайном" соглашении Трампа с Россией, которо...
      15124
      Ростислав Ищенко
      9 ноября 21:12

      «Всё зависит от трактовки». Имела ли Россия право присоединить Крым и начать спецоперацию?

      Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и объяснил свое видение правды в украино-российском конфликте.— Ростислав Владимирович, не так давно Владимир Зеленский вновь заговорил о возможности создать украинское ядерное оружие. В своей речи он сослался на то, что гарантии безопасности Украины по Б...
      13152
      Ростислав Ищенко
      9 ноября 13:56

      Понять и не прощать

      Среднестатистический человек чванлив. Потому что глуп. В своё время родители дома и государство в школе научили его, что в жизни надо чего-то добиться и затем гордиться этими достижениями.В любом поколении людей много, а императоров, фельдмаршалов, великих учёных, поэтов, художников и даже обычных героев мало. Некоторые позиции (например, поэтов, художн...
      8904
      Ростислав Ищенко
      6 ноября 14:56

      После праздника демократии. Что ждет Россию в результате выборов президента США

      Выборы в США привлекают внимание всего мира не только потому, что это одно из крупнейших и мощнейших государств планеты, но и потому, возможно в первую очередь потому, что США – самое агрессивное государство планеты, относящееся ко всему, что не является Соединёнными Штатами примерно также, как колонисты относились к индейцам.Другие страны могут жить ро...
      22033
      Ростислав Ищенко
      3 ноября 19:45

      «Своею собственной рукой»

      Периодически мне пишут некоторые читатели, что им, мол, нужны аргументы в споре с оппонентами в интернете. Я их, как правило, в интернет и отсылаю искать информацию, формировать собственную позицию и отстаивать её на основании собственных знаний. Они возмущаются: «Как же говорят, мы же вас поддерживаем, мы же одно дело делаем, мне же против либералов (у...
      17190
      Ростислав Ищенко
      31 октября 19:57

      Паралич разума порождает украинцев

      Говорят "сон разума рождает чудовищ". Но предполагается, что заснувший разум может проснуться. Иногда, хоть и нечасто, его даже небезуспешно будят.Происходящее на Украине с 1989 года по настоящее время сравнивают с коллективным помешательством огромного количества людей. Не даром многие российские граждане, наблюдающие за развитием событий в соседнем го...
      17799
      Ростислав Ищенко
      31 октября 17:44

      Поджигатели ядерного апокалипсиса

      Украина наркомана Владимира Зеленского готова сгореть в огне ядерного пожара, подставив весь мир, но перед этим нанести России «неприемлемый ущерб». Идея уничтожения России любой ценой всегда была для украинских националистов основной. Просто Украины им было недостаточно - было необходимо, чтобы здание украинской государственности возвышалось на костях Р...
      13915
      Ростислав Ищенко
      31 октября 13:51

      Хамская месть за Селидово

      Киевский горсовет рассматривает вопрос о сносе памятников Михаилу Булгакову и Анне Ахматовой (Горенко). Оба - уроженцы Малороссии. Оба перед бандеровцами ничем не провинились.Булгаков вообще умер раньше, чем бандеровщина стала актуальной для СССР. При его жизни ОУН* донимала враждебную СССР Польшу, в составе которой тогда находились примерно 7 современн...
      12621
      Ростислав Ищенко
      30 октября 15:58

      Кавур, Хрущёв, светлое будущее и "украинская нация"

      Как только какой-то политик в каком-либо уголке планеты озаботится нацбилдингом, он сразу начинает цитировать графа Камилло Бенсо ди Кавура (премьера Сардинии, ставшего первым премьером Италии) "Италию мы создали, теперь надо создать итальянцев".Такому политику кажется, что ссылкой на авторитет Кавура он оправдывает своё намерение насильственно перекова...
      11470
      Ростислав Ищенко
      29 октября 11:08

      Украинский план спасения

      Понятно, что когда Киев представляет различного рода «планы победы», речь идёт не о военной победе над Россией и уже не о развале её экономики (Западу это оказалось не под силу), даже не о её внутренней дестабилизации, поскольку до неё ещё дожить надо, а она пока даже в отдалённой перспективе не просматривается. «План победы» украинского режима заключае...
      17485
      Ростислав Ищенко
      28 октября 20:55

      Последняя попытка уничтожения Грузии

      Когда-то советские комментаторы, работавшие на матчах хоккейных сборных СССР и Канады подчёркивали особенность канадских хоккеистов: они всегда до конца играют на победу, даже если за две минуты до конца матча проигрывают 5:0, и проходных матчей у них нет.В политике у англосаксов та же особенность: для них нет второстепенных направлений (они пытаются вы...
      19790
      Ростислав Ищенко
      27 октября 18:49

      О мудром народе и хитрой элите

      Для определения всей массы народа отдельной страны я употребляю термин общество. Необходимость в его использовании возникла потому, что часть народа, расположившаяся между маргиналами и элитой, стала называть народом только себя.Это люди достатка от весьма небольшого, до более чем значительного, работающие на себя, на частную или государственную компани...
      10400
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика