• РЕГИСТРАЦИЯ

Россия и извинения турецкого президента

215 45820

ШАГ

«ШАГ – каждый переступ ноги»
Толковый словарь живаго великорускаго языка В.И.Даля

Накануне Владимиром Путиным получено послание Президента Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана, в котором турецкий лидер выразил соболезнования в связи с гибелью российского пилота Су-24, а также свою заинтересованность в урегулировании ситуации, связанной с инцидентом. Об этом сообщается на официальном сайте Кремля.

"Я хочу ещё раз выразить своё сочувствие и глубокие соболезнования семье погибшего российского пилота и говорю: извините. Всем сердцем разделяю их боль. Семью российского пилота мы воспринимаем как турецкую семью. Во имя облегчения боли и тяжести нанесённого ущерба мы готовы к любой инициативе", - говорится в письме Эрдогана.

В тот же день премьер-министр Турции Бинали Йылдырым подтвердил содержание послания. «Содержание письма понятно. Мы выразили наше сожаление и при необходимости заплатим компенсацию», — заявил Йылдырым в эфире телеканала TRT.

Однако уже сегодня, 28 июня, турецкий премьер Йылдырым заявил об отказе в выплате компенсации России за сбитый Су-24. «О компенсации речи не было, Турция лишь принесла свои извинения», — заявил глава правительства, сообщает Reuters.

Вместе с тем Йылдырым сообщил, что в настоящее время идут судебные разбирательства в отношении лица, предположительно виновного в гибели российского пилота Олега Пешкова.

В Кремле же сообщили, что приняли извинения со стороны президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, и в среду российский президент Владимир Путин свяжется с ним по телефону.

Илл. Майкла Билотты 

Экспертные оценки:

Ростислав Ищенко Письмо Эрдогана, исходя из тех формулировок, что уже озвучены, написано таким образом, что внутри Турции Эрдоган может говорить, что он не очень-то и уступил, всего лишь сожаление высказал, но и даёт возможность России признать письмо именно теми извинением, которое от него требовались. Судя по первой реакции власти, Россия согласна считать это достаточным первым шагом. Насколько понимаю, дальнейшая нормализация отношений будет зависеть от сложного комплекса переговоров, но в качестве первого шага письмо было признано достаточным.

Я не думаю, что процесс урегулирования будет простым. Оно будет зависеть от того, насколько оперативно и содержательно Турция готова удовлетворить российские политические интересы. Для всех абсолютно очевидно, что Эрдоган оказался в критической ситуации, подвесив не только своё правление, но и будущее Турции. И речь тут не только о сбитом российском самолёте, а о действиях Турция на Ближнем Востоке, в частности, в сирийском конфликте. Эрдоган допустил ошибку, поставил не на ту карту, рассчитывая получить крупные дивиденды. В результате он получил крупнейшие неприятности, поставив под вопрос существование турецкой государственности.

Но Эрдоган оказался значительно более умным человеком, значительно более квалифицированным государственным деятелем, чем его украинские коллеги, и он эту ошибку постарался исправить. Его первый ход, когда он попытался опереться на США и НАТО, сбив российский самолёт, провалился. Эрдогану сказали, что никто его не будет поддерживать в попытке развязать войну с Россией. Турецкий лидер сделал второй ход и попытался компенсировать потери на российском направлении выдаиванием ЕС. Он заключил прекрасное соглашение с Меркель о том, что ЕС платит, платит и платит. И даже беженцев из Турции принимает, только Турция их перевозит легально, а не отправляет самостоятельно плыть по морю. К тому же ЕС шёл на огромные политические, экономические уступки. Всё это создавало для Эрдогана возможность выскочить из критической ситуации, из изоляции. Но теперь ЕС сам не знает, что с ним будет, ему не до Турции.

ЕвроСоюз просто не на что содержать после выхода Британии. Значит, его надо реформировать. Существующие элиты не хотят его реформирования, потому реформироваться надо было бы давно. Любые реформы проводятся за счёт кого-то. Провести их за счёт сильных – за счёт Германии – невозможно, Берлин этого просто не позволит. Провести за счёт слабых, сократив финансирование лимитрофов и нищей Южной Европы – тогда возникает вопрос, зачем им ЕС? Южная Европа и так ныла последние 5-10 лет по поводу того, что неплохо было бы покинуть зону евро. Тогда ещё не говорили о "покинуть ЕС", только о евро. И этот пожар тушили европейскими финансами, в основном, за счёт Германии. Но с выходом Великобритании, которая давала 13% европейского бюджета, у Германии на это денег нет.

Следовательно, возникает крупнейшая внутренняя проблема, ЕС грозит распад. Понятно, что этого все опасаются и сейчас начинается длинная череда очень сложных переговоров. Первый старт был дан на встрече основателей ЕС. Кто-то уже пошутил, что это была европейская Беловежская пуща: Франция, Германия, Бенилюкс - основатели Союза угля и стали.

Турция теряет все приобретения на европейском направлении, и у неё остаётся последний сильный партнёр, который ей может протянуть руку – это Россия. Следовательно, надо было сделать резкий шаг, для того чтобы отношения вывести в русло более-менее конструктивного сотрудничества. Понятно, что не любви и дружбы, но нормального, циничного, международного сотрудничества, каким оно всегда бывает. Турки этот шаг сделали, но в Москве-то понимают, в какой ситуации оказался Эрдоган. Следовательно, требовать с него будут по полной. Эрдоган, разумеется, постарается чего-то не дать. Впереди нормальный торг - каждый старается отдать поменьше, получить побольше, а ещё лучше получить всё, что тебе надо и ничего за это не дать. Так что впереди комплекс сложных переговоров, причём совершенно не публичных. Будут переговоры на экспертном уровне, будут встречаться специалисты Министерства иностранных дел, возможно, Министерства обороны, скорее всего, и «Газпрома». Алексей Миллер уже сообщил о возможности возобновления «Турецкого потока».

Будет решаться сложный комплекс вопросов, на какие уступки Турции готова пойти, что мы с этого теперь можем получить; каким образом мы, в свою очередь, гарантируем Турции то, чего она хочет, то есть стабильность, нынешние границы, потому что это то, что сейчас беспокоит Эрдогана. Если этот комплекс удастся решить, у нас с Турцией будут нормальные отношения. Если не удастся, значит, через некоторое время Эрдоган сделает вид, что ничего не было, никто ни перед кем не извинялся, и турецкие помидоры к нам не приедут. Кстати, они, скорее всего, и так не приедут, потому что ниша на рынке заполняется быстро, а турки её уже потеряли. Но по другим направлениям вполне возможно очень серьёзное сотрудничество. Например, Турция должна начать работать исключительно с теми организациями крымских татар, которые поддерживаются Москвой. Понятно, что с меджлисом, который запрещён и фактически придерживает террористов, работать нельзя, если ты хочешь выстраивать с Россией нормальные отношения.

Для российских интересов на Ближнем Востоке, на Балканах, во взаимоотношениях с ЕС, восстановление отношений с Турцией - это очень важно. И Россия может решать свои вопросы при помощи Турции быстро и с минимумом затрат, или же долго и с относительно большими затратами. Но в любом случае Россия эти вопросы решит в свою пользу, сотрудничество с Турцией желательно, но не критично. Для Эрдогана же сотрудничество с Россией критично. Поэтому понятно кто здесь ведущий партнёр, а кто приходит решать свои проблемы. Это тоже один из моментов, который будет усложнять ситуацию переговоров. Потому что Эрдоган - сильный лидер, он видел Турцию как минимум региональным лидером, а в принципе претендовал на вывод Турции в статус великой державы, опираясь на контроль над Ближним Востоком, которого хотел достичь. И замена американского старшего брата на российского будет ему не очень приятна. Понятно, что Россия значительно мягче, более склонна учитывать интересы своих партнёров, Россия не диктует на внешней политической арене, а договаривается. Тем не менее, в этой связке Россия – ведущий партнёр, и Эрдогану это будет как минимум неприятно. Есть проблема дипломатического такта для того, чтобы турки не воспринимали такую ситуацию как унижение. Поэтому не только содержание, но и форма переговоров, формат заключаемых договоров, даже формулировки - будут иметь значение.

Но мы сейчас говорим об отдалённом прекрасном будущем, о том, что и как надо сделать. Не факт, что всё получится, потому что это очень сложный комплекс больших международных проблем. Понятно, что и США будут вмешиваться в этот процесс, потому что им не хочется терять члена НАТО Турцию. Понятно, что будет играть роль личных амбиций политиков, а Эрдоган очень амбициозен. И ситуация в Турции для него не так проста: пространство решений, хоть и не свёрнуто до одного, но, во всяком случае, не так широко, как могло бы показаться.

Касательно взаимоотношений с Турцией в контексте Украины, то Киев я бы вообще выводил за скобки. Что у нас будет с Украиной никак зависит от отношений с Турцией. Вообще вряд ли будет Украина, так как там состояние общества и то, что можно назвать остатками экономики таковы, что даже если великие державы захотят что-то сохранить, то им надо будет воссоздавать украинскую государственность. За счёт внутренних ресурсов Украина свою государственность сохранить не сможет. Поэтому обсуждать отношения с Украиной – всё равно, что обсуждать отношения с пингвинами в Антарктиде. Антарктида есть, пингвины в ней есть, а отношений с ними нет по вполне объективным причинам.

zavtra.ru

Обозреватель МИА "Россия сегодня"

    Немцы готовы отморозить себе всё, от ушей до хвоста, лишь бы окончательно развалить отношения с Россией
    • pretty
    • Вчера 07:46
    • Промо

    ГРИГОРИЙ  ЛЕВИН В ходе недавнего вручения верительных грамот В.В.Путин сказал:"Нынешнее замороженное состояние отношений с Россией, причем не по нашей инициативе, невыгодно. Оно не ...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Капитуляция Украины в мечтах и в реальности

      Бывший аналитик ЦРУ Ларри Джонсон сообщил очевидную вещь – переговоры Киева с Россией возможны только о капитуляции Украины.В принципе это было понятно где-то года с 2004, с того момента, как американцы открыто вмешались в украинскую внутреннюю политику и, организовав первый майдан, привели к власти в Киеве антироссийские силы во главе с Ющенко.Уже тогд...
      12715
      Ростислав Ищенко 3 декабря 12:23

      В разгроме ВСУ и новом Майдане будут "виноваты" и Россия, и США, и Польша, и Израиль

      Человеку свойственно совершать ошибки. Иногда действия, которые сегодня кажутся правильными, в будущем оказываются совершенно неверными. Но из этих ошибок надо делать выводы.И надо постараться их не допускать. Но они этого не делают. Они не хотят бороться за свои интересы. Они даже уехать из Украины не могут, потому что это сложно. Поэтому у них все вре...
      17068
      Ростислав Ищенко 3 декабря 10:25

      Победители и реваншисты

      Фронт на Украине пришёл в движение. Весь — от Купянска до Запорожья. Если раньше ВСУ сталкивались с одним каким-то кризисом в каждый отдельный момент (под Бахмутом, под Купянском, в Авдеевке) и, перебрасывая войска с направления на направление, добивались их поочерёдного купирования, то сейчас кризисы везде. К перечисленным выше добавились Марьинка, Раб...
      18110
      Ростислав Ищенко 30 ноября 16:10

      Западное образование – база западного поражения

      Слова Бисмарка о том, что Франко-прусскую войну выиграл прусский гимназический учитель широко известны.Качественность же созданной в Пруссии системы образования и её адекватность требованиям момента была подтверждена не столько войнами (Первую и Вторую мировые Германия проиграла, и школьный учитель не помог), сколько широчайшим распространением и копиро...
      14300
      Ростислав Ищенко 30 ноября 10:19

      СВО: перспектива ударов в тыл ВСУ

      Изучая карту проведения СВО, народ периодически задаёт риторический вопрос: почему бы, мол не ударить во фланг и тыл ВСУ, вновь перейдя границу в Харьковской, Сумской, Черниговской областях и зайдя с территории Белоруссии. Ведь нас никто определёнными территориальными рамками ("зоной войны") не ограничивает.Сопредельные территории России ВСУ постоянно о...
      16698
      Ростислав Ищенко 29 ноября 12:12

      Механизм кооптации, как основа российского общества

      Вокруг определённого ресурса, будь то леса, поля, рудники, рыбные промыслы, заводы или что-то иное, всегда формируется определённая группа, заявляющая своё право на монопольное владение этим ресурсом.Так было испокон веков. Ещё не было государств, но родовые и племенные сообщества уже охраняли свои охотничьи угодья от чужаков. С появлением земледельческ...
      8919
      Ростислав Ищенко 29 ноября 10:20

      Всемирный русский народный собор – взгляд в будущее России

      Вчера принял участие в XXV сессии Всемирного русского народного собора, с докладами на которой выступили президент России Владимир Путин и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.Атмосфера в зале (а это Государственный Кремлёвский дворец, рассчитанный на 6000 человек) была проникнута духом единства. Так бывает иногда, когда приходишь первый раз в незнако...
      9701
      Ростислав Ищенко 28 ноября 19:51

      Ликвидация украинства: не запрет, но замена

      Меня часто спрашивают: как я собираюсь вытравить из украинцев украинство, если сам же заявляю, что запрещать что-либо, тем более идею, бессмысленно и контрпродуктивно.Люди видят в этом противоречие. Но противоречия в этом никакого нет. Просто большая часть наших сограждан, изучая в школе "Три источника, три составные части марксизма", легко усвоила саму...
      4345
      Ростислав Ищенко 28 ноября 19:37

      Украина: доказательство обречённости

      Когда-то я уже писал, что сохранить/создать Украину может только Россия, но России это не надо. Только большевикам пришло в голову разделить единую страну на 15 независимых государств. Результат известен.Конечно, они на такое не рассчитывали, считая, что государственная независимость будет чисто формальной, ибо цементирующей силой выступала единая ВКП(...
      15582
      Ростислав Ищенко 27 ноября 18:23

      Умереть, чтобы стать взрослым. Особенности украинского нацизма

      Зеленский и компания, равно как и нацистская (лояльная режиму, но нелояльная лично Зеленскому) оппозиция в Киеве отправляет сотни тысяч своих сограждан на убой ради денег. Или, если подходить к вопросу несколько шире, ради материальных ценностей, которые можно приватизировать.Убеждённые идеологизированные нацисты, вроде Фарион или Бенюка желают продолже...
      6183
      Ростислав Ищенко 25 ноября 12:07

      Не удалось России, не вышло и у Китая: зачем Си Цзиньпин летал в США

      Политолог Ростислав Ищенко прокомментировал для читателей издания «Военное дело» недавний визит китайского лидера в США.–О чем могли договариваться лидеры США и КНР и как расценивать слова Си Цзиньпина о том, что мир «достаточно велик для процветания двух стран»?– Лидеры КНР и США договаривались ровно о том же, о чём договаривались в 2021 году лидеры Ро...
      16371
      Ростислав Ищенко 25 ноября 10:12

      Страна непуганых героев, или Долгий путь мимо Эдема

      В России, как и в любой другой стране, есть свои «завоеватели Галактики», не признающие иных аргументов, кроме силового давления и иных переговоров, кроме безальтернативного навязывания своей точки зрения. Для всего остального они придумали термин «договорняк» и жутко гордятся своей недоговороспособностью, одновременно огорчаясь, что власть российская п...
      14960
      Ростислав Ищенко 24 ноября 12:04

      Конец эпохи майдана. Польский проект Америки

      Вопреки мнению многих коллег, которые, основываясь на продолжении американской помощи Украине, полагают, что США имеют на неё некие долгосрочные планы, считал, считаю и буду считать, что Вашингтон списал Украину со счетов задолго до переворота 2014 года.Произошло это между 2008 годом, когда администрации Буша-младшего не удалось убедить Францию и Герман...
      20343
      Ростислав Ищенко 23 ноября 16:13

      Условий нет:готов ли Запад к миру с Россией

      Политолог, историк и дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на опросы читателей «Военного дела», прокомментировал вероятность прекращения конфликта Украине.-Какой мир Запад может предложить России и на какие условия Москве стоит соглашаться?–Запад на сегодня не готов предложить России условия, которые бы ее устроили. В начале СВО было чётко сказано, что гла...
      15010
      Ростислав Ищенко 23 ноября 14:07

      Американский тупик

      Администрация Байдена не просто так пытается удержать украинский режим от полного и бесповоротного развала уже в ближайшие месяцы. Главную роль в этом, безусловно играет электоральный интерес действующей президентской команды. Но шансы Байдена переизбраться на второй срок постоянно уменьшаются, и уже сейчас большинство американских экспертов считают его...
      20961
      Ростислав Ищенко 22 ноября 12:25

      Евромайданом командовали близкий к Януковичу Лёвочкин, и миллиардер Фирташ

      Десять лет назад, 21 ноября 2013 года начался киевский Евромайдан, завершившийся февральским государственным переворотом. Печальная дата 21 ноября стала государственным праздником Украины, который там отмечается и сегодня. Итоги прошедшего десятилетия мы видим, а как все начиналась? О событиях десятилетней давности «Свободной Прессе» рассказал их свидет...
      9124
      Ростислав Ищенко 22 ноября 10:21

      Это не против Зеленского: политолог объяснил главный смысл интервью Залужного

      Ищенко: Украине все равно под какие обещания выпрашивать деньгиПолитолог, историк и бывший украинский дипломат Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей «Военного дела», прокомментировал смысл интервью главкома ВСУ Залужного британскому изданию The Economist.-Как Вы считаете, зачем Залужный дал такое расходящееся с официальной пропагандой Украины и...
      6918
      Ростислав Ищенко 21 ноября 17:46

      Куда ведём мы Пятачка: Вариант Зеленского

      Существует масса однотипных анекдотов, в которых Винни Пух приглашает Пятачка то на шашлык, то со свиньёй в интимные отношения вступить. И бедный маленький поросёнок, считая себя субъектом этих отношений, не подозревает подвоха. На деле же он предполагается в качестве объекта, то есть стороны страдательнойБольшинство людей, совсем как эта маленькая свин...
      6055
      Ростислав Ищенко 20 ноября 19:21

      Снова русские. Элита как инструмент рерусификации

      Один из главных вопросов, которые задают себе и окружающим простые добрые русские люди в преддверии победного окончания СВО, звучит так: как же возвращать в русскость миллионы обукраинившихся?Ладно ещё Крым, Донбасс, Новороссия, некоторые готовы даже попытаться поработать с Малороссией, несколько меньше оптимизма вызывает население Подолья и Волыни, а Г...
      15271
      Ростислав Ищенко 18 ноября 10:15

      Прагматичный реализм или квасной патриотизм

      Термин «квасной патриотизм» родился ещё в царской России. Его возникновение свидетельствовало о наличии у наших предков изрядного чувства самоиронии, благодаря каковому они, в отличие от большинства наших европейских и азиатских соседей, не скатывались в национальное чванство.Ведь что есть национальное чванство? Уверенность, что ты лучший в мире благода...
      7265
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика