Почему мы неправильно читали роман «Мастер и Маргарита»?

1 812

Михаил Булгаков задумывал роман как апокрифическое «евангелие от дьявола». Мастер и Маргарита в первых редакциях текста отсутствовали. С годами замысел усложнялся. В жизни писателя появилась Елена Сергеевна Шиловская, а в романе появился одинокий Мастер, который встретил, наконец, свою Маргариту.

 

1. Кто настоящий автор истории «Пилата и Иешуа»?

Мы знаем о том, что произведение обладает редкой структурой – «роман в романе».

Сначала мы читаем главы о Москве 1930-х годов. Воланд с удовольствием наблюдает за людьми, беседует с ними, живет в обычной квартире и ходит по московским улицам. Параллельно нам описывают события древнего города Ершалаима. Здесь происходит суд римского прокуратора Пилата над «бродячим философом» Иешуа. Мы знакомимся с Иешуа раньше, чем с Мастером. Мастер пишет роман, затем сжигает его. Но, как мы помним, рукописи не горят!

− Рукописи не горят. − Воланд повернулся к Бегемоту и сказал: − Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман.

Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей. Верхний экземпляр кот с поклоном подал Воланду.

Маргарита задрожала и закричала, волнуясь вновь до слез:

− Вот она, рукопись! Вот она!

Это действие Воланд производит так легко и непринужденно, будто этот роман всегда и был у него. Мастер не мог избавиться от этой истории, потому что она не принадлежала ему. Сам автор дает нам подсказку, структурируя свой роман так, чтобы история Иешуа началась до появления в книге Мастера, а закончилась после его ухода. Кто же эту историю рассказывает?

Согласно черновикам Булгакова, до появления в романе Мастера, «подлинную историю» о Пилате и Иешуа рассказывал сам Воланд в главе «Евангелие от Воланда».

 

2. Иешуа это Иисус?

Имя Понтия Пилата изменено не было. Однако вместо Иисуса Христа мы читаем историю Иешуа Га-Ноцри. Что еще заменил автор, помимо имени? Напоминаю – историю нам рассказывает Воланд. Какими словами он описывает Иешуа?

Человек со связанными руками несколько подался вперед и начал говорить:

− Добрый человек! Поверь мне…

Такое заискивающее обращение выводит прокуратора из себя. Он дает приказ ударить Иешуа.

Крысобой несильно размахнувшись, ударил арестованного по плечам. Движение было небрежно и легко, но связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица и глаза обессмыслились. Марк одною левою рукой, легко, как пустой мешок, вздернул на воздух упавшего и поставил его на ноги.

Интересное противопоставление – от небрежного легкого удара он валится с ног как «пустой мешок». Что бы это значило? А вот диалог прокуратора и Иешуа:

− Имя?

− Мое? − торопливо отозвался арестованный, всем существом выражая готовность отвечать толково, не вызывать более гнева.

Опять намеренно сделан упор на заискивание, поспешность, страх расправы.

Прокуратор сказал негромко:

− Мое − мне известно. Не притворяйся более глупым, чем ты есть. Твое.

Еще одна характеристика, продиктованная Мастеру Воландом?

− Иешуа, − поспешно ответил арестант.

− Прозвище есть?

− Га-Ноцри.

− Откуда ты родом?

− Из города Гамалы, − ответил арестант, головой показывая, что там, где-то далеко, направо от него, на севере, есть город Гамала.

− Кто ты по крови?

− Я точно не знаю, − живо ответил арестованный, − я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец…

Итак, может ли Иешуа в этой истории быть Иисусом? Или это шарж, насмешка Воланда над сыном Божьим, и даже над самим Богом?

 

3. Просить или не просить?

В известной сцене, после бала, Маргарита получает возможность попросить у Воланда, все, что пожелает. Маргарита конечно желала, но ответила:

− Нет, ничего, мессир, − с гордостью ответила Маргарита, − кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно.

− Верно! Вы совершенно правы! − гулко и страшно прокричал Воланд, − так и надо!

− Мы вас испытывали, никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина! − Воланд сорвал тяжелый халат с Маргариты, и опять она оказалась сидящей рядом с ним на постели.

Фразу «Никогда и ничего не просите» - можно принять как совет, рекомендацию, и даже кредо. Но вспомним, КТО дает нам этот совет? За что он на самом деле хвалит Маргариту? За гордыню – один из грехов. И к чему этот грех ее приводит? Она снова нага, и восседает на его постели.

В Евангелии от Матфея, глава 7, стих 7 сказано:

Просите - и дано вам будет, ищите – и найдете, стучитесь – и отворят вам. Ибо всякий, кто просит, получает, кто ищет, находит, и тому, кто стучится – отворяют. 

https://zen.yandex.ru/media/lu...

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Я верно сделал, когда из фильма вырезал побочные линии - божественную и любовную. Получился изначальный вариант романа. :astonished: