Протесты в Беларуси. Прямая трансляция. Обновляется

Идеология?

215 3346

Ни вера, ни атеизм сами по себе не имеют никакого отношения к идеологии, поскольку являются мировоззрением.

Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира... (Вики)

Видение мира подразумевает совокупность знаний об устройстве мира и уверенность в верности этих знаний (это относится и к вере, и к атеизму). Основания для уверенности в различных мировоззрениях - различны.

Вера (в сверхестественное происхождение всего сущего) - первобытный миф о природе сущего (о материи), рассуждения, основанные на наблюдении при отсутствии инструментов познания. Это - постановка вопросов для дальнейшего исследования, мотивация к созданию таковых инструментов. "Божественность создания" - первичный, архаичный вывод из наблюдений.

Атеизм, как более прогрессивное мировоззрение, основанное на более совершенных и вновь созданных инструментах познания - отбрасывает от "конструкта" божественность и заменяет её научным объяснением мироустройства.

Тем не менее, не смотря на различия в истоках знания, оба пути попадают под определение "мировоззрения".

Вывод 1: Атеизм и Вера - мировоззрения.

================================

Перейдем теперь к "идеологии".

Идеоло́гия (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) — совокупность системно упорядоченных взглядов, выражающая интересы различных <...> социальных групп... (Вики)

Выражение интересов сообществом направлено на упорядочение своих действий для достижения Цели в рамках выработанной совокупности взглядов. Совокупность взглядов (и Цель в рамках этой совокупности), в свою очередь, формируется как симбиоз мировоззрения и моральных принципов.

На основании мировоззрения может быть сформирована идеологическая Цель, способ достижения которой будет обусловлен границами морали конкретного идеолога.

Любая идеология включает в себя моральные принципы конкретных сообществ. Зародившиеся ли внутри сообщества, привнесенные из вне - эти принципы присутствуют всегда.

Мора́ль — общепринятые традиции, негласные правила, принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. (Вики)

Мораль - порождение Традиций, своего рода обряды, соблюдая которые человек остается внутри сообщества. Традиции выработались в ходе эволюции человеческих сообществ и способствовали выживанию конкретного человеческого "племени", проживающего в конкретных условиях. Именно по этому, общие моральные принципы соседствуют с индивидуальными для каждой группы, а иногда и индивидуума.

Вывод 2: Идеология - это совокупность мировоззрения и морали.

=======================================

Мораль различна у разных социальных групп. Те традиции, которые выработались в одном сообществе, могут не подходить для другого.

Мораль также подвержена изменениям, как естественным, так и насильственным ...

Естественные изменения морали происходят от изменения уровня жизни, в том числе и от развития технического прогресса. Цивилизованному человеку уже не нужно заботиться о жилье как таковом, о защите от окружающей среды и хищников, о санитарных условиях и т.д. ... Он может предъявлять претензии к "службам", обеспечивающим комфорт, но эти службы в целом работают достаточно эффективно ... Из уровня комфорта, а также средств достижения его и проистекают моральные принципы ... Человек не идет, например, на воровство если его способ достижения комфорта вписывается в рамки существующей морали, но он совершит таковое, если уровень комфорта для него не достижим в этих рамках. Тем самым его моральные принципы подвергнутся естественным изменениям.

Насильственное же изменение морали возможно с только помощью какой либо идеологии. Идеолог (руководствуясь теорией ли, или собственным положительным опытом) убеждает человека в необходимости изменения моральных принципов, обозначает человеку Цель. Или формирует свою собственную, индивидуальную Цель и убеждает другого человека в ее правильности. Методы "убеждения" разнятся в зависимости от моральных принципов как составной части предлагаемой (навязываемой) идеологии.

Подобное изменение морали всегда порождает противодействие. Мартин Лютер не проповедовал свержение Христианства. Ничуть. Он ратовал за изменение идеологии Ватикана, боролся против ватиканского понимания морали. Раскол в Православии произошел не из-за изменения мировоззрения. Раскольники шли на смерть за свой, характерный для них образ жизни, за свою мораль и традиции. Большевики же, строя новый, доселе не виданный мир, отвергли обе составляющие буржуазной идеологии - и религиозное мировоззрение, и буржуазно-капиталистическую мораль.

Тут мы подходим к вопросу естественности образования морали из существующих местных традиций .... Не бывает абсолютных форм традиции. Существуют только формы переходные, симбиотические. Поскольку культуры находятся в непрерывном взаимодействии, то происходят такие же непрерывные обмен и заимствование. 

Сочетание еврейского мировоззрения, греческих обрядов и славянской морали породили Русское Православие, которое отличается как от византийского, так и от грузинского ... В частности, при общем мировоззрении, некоторые языческие праздники и обряды вполне естественно влились в русское Православие, но отсутствуют в греческом или грузинском ... 

Русское Православие,в свою очередь, путем политической уже эволюции, породило РПЦ как идеологически и политически ориентированную организацию ... Сегодняшняя критика направлена не на Православие, отнюдь. Она направлена именно на конкретную организацию, которая, являясь носителем идеологии (и морали в её составе), не соблюдает своих же моральных принципов. Аналогичные претензии были в свое время предъявлены к КПСС. Большинство населения не сомневалось в возможности коммунизма, но моральный облик "вождей" перестал соответствовать декларируемым ими же моральным нормам.

Вывод 3: Так-как религии также являются продуктом симбиоза морали и мировоззрения, то они тоже являются идеологиями.

=======================================

Не следует путать Веру и Религию. Вера - мировоззренческая система, которая порождает религию только совместно с моральными принципами.

Любая религия содержит в себе мораль, но не является ее источником.

На сегодняшний день существует множество религиозных идеологий (конфессии, течения внутри конфессий) и не менее много идеологий атеистических (политические партии и движения) ...

Идеологии, как и любое социальное явление, подвержены эволюции.

Как пример религиозных идеологий я могу привести симбиоз ближневосточной морали и ближневосточного мировоззрения, которые породили Иудаизм. Европейцы (римляне, греки), взяв от Иудаизма мировоззренческую концепцию, отбросили ближневосточную мораль, а также построенные на ней обряды, и заменили моралью европейской, породив Христианство. Аналогичное сочетание заимствованного мировоззрения и местной морали породило Ислам. Причудливый симбиоз христианской (заимствованной в ходе историко-политических процессов) идеологии (религии) и гаитянской морали породили Растафарианство ...

Примером атеистических идеологий может служить коммунизм, мораль которого описана в "Кодексе строителя коммунизма",а мировоззрением является атеизм. В либеральной же идеологии мировоззрение не играет большой роли (по-этому ее можно отнести и к атеистическим), но моральные принципы эгоизма и индивидуализма порождают, например, такую идеологию как "социал-дарвинизм", которая не предполагает взаимопомощи индивидуумов и сообществ ...

Как шутку могу предложить еще пример:

Мировоззрение - любое. 

Мораль - Воинский Устав (как традиция, сложившаяся для эффективного функционирования).

Вместе - идеология армейская.

Насильственно измененная мораль может, в составе идеологии породить и ужасные примеры, далекие от шуток:

Мировоззрение - скандинавский мистицизм.

Свод моральных правил - "Майн Кампф"

Идеология - нацизм.

Поскольку мораль является важнейшим элементом идеологии то, если она порочна - сама идеология выродится в нечто непотребное и нежизнеспособное ...



В связи с вышесказанным полагаю, что наиболее правильным было бы всегда разделять понятия "идеология", "мировоззрение" и "мораль". 

Идеология = мировоззрение + мораль


P.S. Всё вышесказанное ни в коей мере не претендует на "истину в последней инстанции", а является плодом идеологии, отчасти основанной на мировоззрении автора.

Почему Навальный не вернется в Россию? Объясняю (продолжение)

✔ Вчера вызвал такси. Каково же было моё удивление, когда я открыл дверь автомобиля и увидел за рулём того самого таксиста, похожего на Билла Мюррея, который подвозил меня пару недель н...

Задержания в Минске. 26.09.2020

Наступила суббота, а значит в Минске начались уже традиционные задержания выходного дня. Протестующие рутинно кричали "Света-президент" и "Лукашенко в автозак". ОМОН столь же ...

Обсудить
  • все же вера - мировоззренческая система, которая подразумевает добровольный отказ от познания мира. не нужно знать или пытаться узнать. достаточно верить, что мир такой, какой нравится верующему. или жрецам, которые внушили ему представления, следование верующего которым им нравится. партию большевиков возглавляли очень умные и развитые люди, поэтому сама по себе вера в качестве мировоззрения выглядела для них чем-то неприличным. дело здесь не в конкуренции между религией и атеизмом, как пытаются подменять некоторые наши религиозные современники. вера просто не вписывалась в мораль общества, осуществляющего стремительную модернизацию. зато она прекрасно вписывается в мораль современного деградирующего общества. увы.
  • Само словечко "идеология" по Марксу означает нечто нездоровое: искажённое, деформированное; иллюзорное миропонимание людей классового общества. Религиозность не есть "пережиток" доклассового общества. Религиозность"современна", она воспроизводится самим механизмом функционирования товарного производства. Общественные производительные силы отчуждаются от людей и возвышаются над ними как некое надмирное существо, наделённое могуществом, волей и сознанием. А мораль, если я правильно понимаю, Вы трактуете как совокупность социальных аксиом, без которых невозможны классовая солидарность и единое социальное действие. Но, в таком случае, кажется странной попытка выведения морали из уровня жизни и из насильственных действий недобрых людей. Пожалуй, и мораль должна определяться положением разных классов в процессе общественного производства. А религии, пусть даже и мировые, в преобладающей степени являются средствами национальной самоидентификации и национального самосохранения. Особенно это заметно там, где вынуждена сосуществовать масса мелких воинственных наций. В Македонии в недавние века греки старались ставить своих православных епископов, с опорой на Константинопольского патриарха и на турок, болгары продвигали болгарских православных епископов, сербы - сербских православных епископов, а Рим, естественно, манил в католицизм. Но и у нас мужик держался за православие в противовес офранцуженному и онемеченному барину непонятно какой веры. В этом смысле Ваши рассуждения о соотношении различных компонентов в составе религиозных систем кажутся мне несколько схоластичными. Ну, вот такие бессвязные возражения. Извините, никак не могу перенастроиться со своей волны на вашу.
  • Круто забрали... Вообще, религии очень разные. В некоторых случаях, наверное, уместнее говорить о системе верований. Мировоззрение у вас=система знаний о мире, но те кто считает материальный мир вторичным, могут например считать мораль основой сущего. В общем, систематизация требует, по-моему, большего количества материала. Хотя для нашего частного случая (христианской или атеистической Европы/России), пожалуй можно согласиться.
  • Все выводы и утверждения крайне спорны и я не могу с ними согласиться, но как частное мнения вполне имеют право на жизнь. Однако, мысли о вере и религии где вера-мировоззрение,а религия -идеология(как я понял) в самом тексте не подтверждаются логически или четкой аргументацией. ". Вера - мировоззренческая система, которая порождает религию только совместно с моральными принципами."- а это вообще странно. то есть христианство не имеет моральной основы, а православие и тем более? это простите как?
  • Вот бы Ломоносов удивился, что он оказывается оьказывался познать, он то был верующим. Да и многие другие великие ученые, будучи верующими, тоже удивились бы....