На протяжении тысяч лет существования человека религия пронизывала весь его быт и играла не последнюю роль в процессе формирования и развития культуры, выстраивала мировоззрение и давала людям надежду. Религия, призванная объяснить человеческое существование, спасала людей в сложнейших жизненных ситуациях, наделяла его бытие сакральным смыслом. Религия была живительной влагой в сердцах людей и всепожирающим огнём в руках нечестивцев. Так что же это — религия, и для чего она существует в нашем мире? Существует ли Бог или же идея Бога придумана одними людьми для одурачивания других людей?
Прежде, чем открывать эту тему, хочу сказать, что моя задача — это не убеждение всех и каждого в верности моей позиции, но побуждение людей к стремлению понимать истоки и детали предмета, о котором мы все так или иначе высказываемся.
В Коране в суре Аль К’асас (Певоствование) 56-м аяте сказано: «Не ты ведёшь прямым путём того, кто люб (твоей душе и сердцу), Аллах ведёт того, кого Своим желанием сочтёт».
Вообще, сегодня, имея колоссальные потоки информации, нам становится всё сложнее отделять зёрна от плевел. Нежелание проверять слова, которые мы слышим о религии от СМИ и известных людей, приводит к формированию ложных представлений о вере и религиозности, что в свою очередь повышает градус агрессии в обществе. Сакральное подменяется профанным, меняя картину миру на несоответствующую действительности. Сегодня мы имеем поколение бездумных цитат, в которые даже не хотим вникать, не хотим понимать и знать, откуда они взяты, кто кормит нас ложью, кто хочет внести смуту в наши умы и разделить нас. Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю окунуться в истоки возникновения религий и религиозности в принципе и пока оставить вопрос существования Бога или его отсутствия. Над этим вопросом бились величайшие умы всех времён, выводя доказательства и опровержения, но борьба этих умов не привела к окончательному убеждению человечества в истинности их заключений. В пользу существования Бога высказывались такие философы и учёные как Аврелий Августин, Фома Аквинский, Аристотель, Джордж Беркли, Рене Декарт, Карл Гаусс, Эммануил Кант, Огюстен Коши, Готфрид Лейбниц, Михаил Ломоносов, Исаак Ньютон, Блез Паскаль, Платон, Сократ и многие другие. А также среди длинного списка имён есть и… Чарльз Дарвин, который не высказывался именно в пользу существования Бога, но говорил кое-что интересное.
Дарвин не был в полном смысла слова атеистом, т.е. не отрицал существования Бога, но и не был приверженцем конкретной религии. Дарвин намеренно выказывал лояльность к религии в своих научных трудах, поскольку такого отношения требовало общество его времени. Однако существуют сохранённые письма Дарвина к своим коллегам и друзьям, в которых мы можем увидеть искреннего Дарвина в его размышлении о религии и существовании Бога.
В письме 1879-го года к Дж. Фордайсу (американский дерматолог и сифилидолог) Дарвин писал: «Каковы могут быть мои собственные взгляды — это вопрос, не имеющий значения ни для кого, кроме меня самого. Но, поскольку Вы спрашиваете, я могу высказать, что мое суждение часто колеблется… В моих самых крайних отклонениях (fluctuations) я никогда не был атеистом в смысле отрицания существования Бога. Я думаю, что вообще (и чем я делаюсь старее, тем больше и больше), но не всегда было бы наиболее правильным назвать мой образ мышления агностическим (agnostic)».
В письме к Аза Грею (американский ботаник) Дарвин писал: «Теперь относительно теологической стороны вопроса. Это всегда болезненно для меня. Я в замешательстве. У меня не было намерения выражать атеистические взгляды. Но я признаюсь, что не могу видеть столь ясно, как другие, и как хотел бы видеть доказательства предначертания и благоволения во всем, нас окружающем. Мне кажется, что в мире чересчур много горя. … С другой стороны, я никак не могу взирать на эту чудесную вселенную и, особенно на природу человека и довольствоваться заключением, что все это – результат грубой силы. Я склонен смотреть на все, как на результат предначертанных законов, причем разработка деталей – хорошая или плохая – предоставлена тому, что мы называем случаем. Не то, чтобы это понимание вполне удовлетворяло меня. Я очень ясно чувствую, что этот вопрос чересчур глубок для человеческого разума. … Пусть каждый человек уповает и верит как может. Конечно, я согласен с Вами, что мои взгляды вовсе не обязательно атеистичны. … Но чем больше я думаю, тем больше теряюсь, что, вероятно, явствует из этого письма».
Судя по многочисленным письмам Дарвина и шестому изданию «Происхождения видов» (1872) он был всё-таки деистом, т.е. приверженцем религиозно-философского воззрения, которое признает Бога как Творца мира и его законов, но отвергает любое вмешательство Бога в закономерное развитие природы. Я подробнее остановился на Дарвине, поскольку атеисты часто приводят в аргумент против религии теорию эволюции и дарвинизм, однако сам Чарльз Дарвин по всей видимости существование Бога допускал, что не помешало ему создавать научные труды.
Хотим мы этого или нет, но религия возникла не в прошлом столетии, как могла возникнуть какая-нибудь политическая идеология. Религия пронизывает нашу историю с древних времён и является неотъемлемой частью культуры и истории человечества: теми или иными религиозными мотивами пропитаны живопись, музыка, литература, скульптура, кинематограф, фотография. Даже если вы не разделяете догматы религий, не являетесь приверженцем позиции существования высших сил и божественного существа, вам следует быть осведомлённым в вопросах религии как минимум с точки зрения истории и культуры.
Если мы вообще начинаем говорить о религии как таковой, то нам следует обратиться к первоисточнику — понятию и этимологии этого слова. Но сначала кратко определимся с тем, чем она отличается от веры.
Вера — это убеждённость в существовании Бога, высших сил (одно из значений).
Религия — одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
Другими словами, религия — это учение о вере. Само слово «религия» имеет латинское происхождение — religio. В Древнем Риме оно имело отношение к определению обязанностей человека по отношению к сверхъестественным силам или существам. В эти обязанности входило множество пунктов, составляющих свод правил отношения к священному, людям, живым существам. По версии советского и российского философа, филолога и переводчика Владимира Вениаминовича Бибихина (1938—2004) слово «религия» происходит от латинского re-lego, что означает «вновь собирать, повторно посещать, еще и еще вглядываться, перечитывать, вчитываться, снова обсуждать, тщательно обдумывать». В исследовании этого слова В.В. Бибихин переходит к уже известной нам форме religio и таким его значениям, как «совестливость, внимательность, добросовестность, благочестие, благоговение, богопочитание», что в свою очередь развивается в способность человека анализировать свои поступки, деятельность и даже мысли на основе моральных устоев, что зиждутся на сверхъестественных началах.
Аналоги слова religio были и в других культурах. Например, в санскрите слово «dharma», происходящее от арийского корня dhar (утверждать, поддерживать, защищать) означает: учение, доктрина, добродетель, долг, моральное качество, справедливость, закон, образец, норма, истина, порядок. Значений слова много, и они зависят от контекста, в котором используются.
Аналог слова «религия» встречается и в мусульманской культуре — это слово din, которое в доисламской Аравии означало власть, подчинение, обычай. С появлением ислама слово din стало применяться в значении полного подчинения человека воли Аллаха (Бога).
Существуют несколько точек зрения о возникновении верований: религиозная, промежуточная, эволюционная. Я же считаю, что религия и наука во многих аспектах друг другу не противоречат, поэтому выступаю за золотую середину совокупности религии и науки. Действительно, имея данные из Библии и Корана о возникновении мира и людей, сегодня мы можем сравнивать эти данные с научными исследованиями и находить подтверждения некоторых аспектов, например, в объяснении зарождения человечества. Поэтому в своих рассуждениях я буду обращаться как к научным данным, так и религиозным. Кстати, о зарождении человечества наука по сей день не имеет доказанных фактов, есть только теория. Например, дарвинизм говорит о происхождении человека и обезьяны от общего предка. К слову, обычно теорию Дарвина упрощают до формулировки «человек произошёл от обезьяны», что не совсем корректно. Так или иначе, это только теория, но ещё не факт. Думаю, разницу между теорией и доказанным фактом объяснять не нужно. Итог один: однозначного ответа наука не даёт, но она так же строит предположения, основываясь на полученных данных.
Основываясь на существующих знаниях о периоде палеолита (первый исторический период каменного века; около 2,5 млн лет назад) и особенно о конце этого периода, мы знаем, что у людей этого периода были представления о вере в сверхъестественные силы. К такому выводу подводят археологические находки, а именно наскальные рисунки и найденные захоронения, которые по всей видимости являлись не иначе, как ритуальными. Судя по этим данным, люди верили, что окружающий их мир был населён богами и божествами, одухотворялась живая и неживая природа. В результате развития и укрепления представлений древних людей о мире сформировывались и религиозные практики, что в последствии привело к появлению определённой социальной структуры, произрастающей на религиозной почве. Такой структурой являлись общины, которые затем объединялись между собой для более эффективной деятельности. К слову, современная этнография не знает ни одного народа или племени, не имеющего религиозных традиций. Ни одного! Это значит, что такое явление как вера можно рассматривать как априорное для человеческого сознания.
Неминуемое наличие у любого народа, а так же у древних племён своих религиозных воззрений можно объяснить попыткой людей составить представление о том, что было им неподвластно. На основе своего жизненного опыта и имеющихся знаний люди составляли представления о природе молнии, дождя, ветра. Та часть природы, что могла как спасти людей, так и навредить им и уничтожить их, воспринималась явлением могущественным, обладающим своим разумом и волей. Как следствие, эти силы можно «задобрить», если обращаться к ним и давать им что-то в качестве жертвы. Такое мировоззрение — чистый анимизм, т.е. вера в существование души и духов. Анимистические представления так или иначе присутствуют в известных нам религиях, но они присутствуют как атрибут, часть веры, а у древних людей анимизм был самой религией. И так же с помощью религиозных представлений люди пытались объяснить происхождения человека на Земле. Нужно учитывать, что языческие воззрения, присутствующие у разных народов и племён, могли отличаться друг от друга, и поскольку таких воззрений было много, это вносило некую неразбериху и не давало единых сакральных ответов на жизненно важные вопросы. Универсальными ответами тем не менее считаются те, что были даны через пророков и в полной мере дошли до наших дней, а это как правило донесли до нас представители монотеистических религий.
КРИТИКОВАТЬ ИЛИ ОДОБРЯТЬ
Используемая литература:
1,2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
3. ru.wikipedia.org
4. Петрученко О. Латинско-русский словарь. М., 1994. С. 546.
5. Бибихин В.В. Философия и религия // ВФ. 1992. N 7. С. 36-37.
6. Щербатской Ф.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. С. 362-373.
7. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 1998. С. 223.
Оценил 1 человек
1 кармы