5.2. Скоротечный ликбез по расколу
продолжение…. начало здесь 1…
Для понимания найденных «ключей» к расстрелу царской семьи в труде епископа Палладия (Пьянкова), крайне необходимо хотя бы бегло, «вчерне», ознакомиться с крайне необходимыми положениями трагедии раскола Русской Церкви как с элементарной доказательной базой. Без них все переходит в «бла-бла».
Старообрядчество, Староверие или Древлеправославие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х г.г. патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской. Следствием этих нововведений произошел Раскол Русской Церкви.
Когда патриарх Никон провёл реформу, тех, кто был не согласен с ней, объявили раскольниками и до XX века их так и именовали: «раскольники», что было крайне оскорбительно для старообрядцев. И только 17 (30) апреля 1905 г., император Николай II, увидев и осознав в старообрядчестве своего могильщика, издает высочайший указ, именной указ Правительствующему сенату «Об укреплении начал веротерпимости» или «Указ о веротерпимости», где постановил "Именовать раскольников старообрядцами". Фактически данным указом император Николай II прекратил гонения на старообрядцев, даровав им свободу, самостоятельность и независимость, т.е. дал им суверенитет их веры, но было уже поздно.
В разделении Русской церкви и русского народа на «своих» и «чужих» церковные различия приняли основополагающий, базовый характер, определив непримиримый характер сложившейся оппозиции. Вместе с тем, степень чуждости и враждебности между двумя частями Русской церкви чрезвычайно усилилась в результате вмешательства в церковный конфликт самодержавной царской власти. Большой Московский собор 1667 г. изрекший анафему на всякого, кто осмелится не покоряться святой восточной Церкви и последовать расколу, определил, «на основании древних примеров вселенской Церкви, что еретики и раскольники не только церковным наказанием имут наказатися, но и царским, сиречь градским законам и казнениям». Таким образом, каноническим решением Большого Московского собора было узаконено применение к «раскольникам», нераскаявшимся и не желавшим возвращаться в «никонианскую» Церковь, суровых уголовных наказаний.
По велению царя Алексея Михайловича (1645-1676), действовавшего в соответствии с решениями Собора и статьями Соборного уложения 1649 г., старообрядцев, обвиненных в хулении Церкви, четырехконечного креста и церковных таинств начали подвергать репрессиям, отправлять в ссылку, заточать в тюрьмы и сжигать на кострах.
Русская инквизиция. Начав поход против сторонников старой веры, Никон подвергал пыткам наиболее активных представителей раскола. Им резали языки, отрубали руки и ноги, сжигали на кострах. При Никоне инквизиторские костры запылали во многих местах необъятной российской империи. В потрясающей работе (Грекулов Е. Ф. – Православная инквизиция в России / Академия наук СССР. Научно-популярная серия. – М.: Издательство «Наука», 1964. -169 с.) приводится выдержка из одного раскольнического письменного памятника о характере гонения против сторонников старой веры: «Везде бряцали цепи, везде вериги звенели, везде Никонову учению служили дыбы и хомуты. Везде в крови исповедников ежедневно омывались железо и бичи. И от такого насильственного лютого мучительства были залиты кровью все города, утопали в слезах села и города, покрывались плачем и стоном пустыни и дебри, и те, которые не могли вынести таких мук при нашествии мучителей с оружием и пушками, сжигались сами».
Массовые самосожжения или «гари» стали самым страшным последствием раскола. Старообрядцы, самостоятельно выбирая «гарь» вместо церковных пыток, тем самым показывали силу и чистоту своей веры, чтобы не быть оскверненными прикосновениями «никонианских» церковных палачей, этих «славянских» инквизиторов. Самое раннее сообщение о «гарях» относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. На реке Березовке в Тобольском крае по инициативе раскольнического чернеца Иванища и попа Домициана сгорели около 1700 раскольников. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.
Наиболее подробно «гари» изложены в книге: Пулькин М.В. Самосожжение старообрядцев (середина XVII-XIX в.в.). – М.:Русский фонд содействия образования и науки, 2013. – 336 с. Исследования М.В.Пулькина основаны на конкретных полицейских протоколах царского Охранного отделения. Рядом с этим трудом можно поставить только настольную книгу средневековых инквизиторов «Молот ведьм» – знаменитый труд двух немецких друзей-инквизиторов Генриха Крамера и Якоба Шпренгера, изданный в 1487 году.
Во время гонений на старообрядцев был жестоко подавлен бунт в Соловецкой обители, во время которого в 1676 году погибли 400 человек. В Боровске в заточении от голода в 1675 году погибли две родные сестры боярыня Феодосия Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Глава и неистовый идеолог старообрядчества протопоп Аввакум, а также священник Лазарь, диакон Феодор, инок Епифаний были сосланы на Крайний Север и заточены в земляную тюрьму в Пустозерске. После 14 лет заточения и пыток они были заживо сожжены в срубе в 1682 году (рис.116).
Пытки и казни усилили массовое бегство крестьян и посадских жителей. Они оставляли свои деревни и слободы, бежали на Дон, за Урал, за Волгу, за рубеж, где организовывали раскольничьи центры со своей хозяйственной жизнью. В эти центры устремились и другие беглые «сходны», искавшие пристанища и работы. Для сыска беглых посылались карательные отряды во главе с представителями духовенства.
Великое переселение. Оценим охват репрессий, внутренней и внешней миграции и, конечно, человеческих потерь, вызванных Расколом. Сначала о Великом переселении, о людях, не согласившихся с навязываемыми «новинами» и к концу XVII века осознавших, что государство будет насаждать церковные изменения огнём и мечом. Нужно было бежать, но куда?
Основных направлений было три: Сибирь, Поволжье, Урал. Находились смельчаки, уходившие в чужеземные страны, причём и таких было немало.
Сибирь. В 1678–1719 годах наибольший прирост населения случился в Сибири. Тогда, при среднегодовом приросте населения в целом по России в 0,78%, в Сибири был зафиксирован наивысший показатель – 2,19%. Не факт, конечно, что столь большой приток переселенцев случился исключительно благодаря старообрядцам, но то, что доля раскольников была значительной – несомненно.
Среднее Поволжье. Второе место в период 1678–1719 годов с результатом 1,84% (напомню, среднегодовой национальный прирост – 0,78%) поделили Среднее и Нижнее Поволжье с Южным Приуральем. В Поволжье многочисленные раскольничьи колонии возникали и быстро развивались в заволжских степях, по Иргизу, притоку Волги, протекающему по территориям современных Самарской и Саратовской областей. В начале XVIII века часть старообрядцев образовывала на Иргизе целые города с мужскими, женскими монастырями, монашескими скитами и мирскими починками. Позднее власть, охолонув, относилась к иргизским раскольникам (но не к другим) снисходительно: в частности, Екатерина II освободила иргизских иноков от рекрутской повинности и жаловала из казны средства на восстановление сгоравших монастырей, а Александр I закрепил за иргизскими монастырями право владения их землями. Кстати, по легенде, Емельян Пугачёв получил благословение на восстание именно в иргизском скиту у старца Филарета. Иргизская колония была ликвидирована только в середине 1840-х годов по указанию Николая I.
Северное Приуралье. Северное и Центральное Приуралье не сразу, а только в 1719–1782 и 1782–1857 годах начало показывать стабильно высокие миграционные результаты. Если в 1678–1719 годах прирост переселенцев составил всего 0,26%, то в течение двух последующих периодов – в четыре с половиной раза выше, соответственно 1,14 и 1,16% (по России в среднем в те периоды – 1,3%, в основном за счёт Новороссии). Индустриальный горнозаводской Урал принимал старообрядцев с распростёртыми объятиями. Истинная причина была прозаической – у беглецов не было документов. Никита Демидов давал работу не только старообрядцам, но и всем другим беглецам (рекрутам, военнопленным и прочим людям без «пачпортов»), за которых горнозаводчик не платил в казну ни копейки.
Выдающийся мировой исследователь старообрядчества С.А.Зеньковский (Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. В двух томах / Сост. Г.М.Прохоров. Общ.ред.В.В.Нехотина. – М.: Институт ДИ-ДИК, 2016 – 712 с.), опираясь на анализ всё той же статистики царского МВД, подсчитал, что «в 1855 году от 20 до 30 процентов всех великороссов было идеологически и религиозно ближе к Расколу, чем к синодальной версии русского православия».
К 1858 году, через два столетия после Раскола, доля старообрядцев в России составляла до 30% всех православных, а в отдельных регионах, например в треугольнике между Пермью, Тобольском и Челябинском с центром в Екатеринбурге, число раскольников доходило до 70% от всего населения.
Вот этот основополагающий вывод необходимо крепко запомнить – центром старообрядчества на Урале стал Екатеринбург с близлежащими территориями, 70% населения которых составляли раскольники.
Бесчеловечные репрессии и гонения государства и церкви, объединившихся на противников реформы Никона, взрастили в сердцах миллионов русских людей генетически лютую ненависть к царскому дому Романовых как проявлению Антихриста на русской земле, так и к никонианской церкви, опоры Антихриста.
Протопоп Аввакум около 1666 года так описывал духовного Антихриста: «Я, братия видел антихриста, собаку бешенную: плоть у него вся смрад и зело дурна, огнем пышет изо рта, а из ноздрей и из ушей пламя смрадное исходит, по нем царь последует и власти, и множество народа».
Полагаю, что теперь любому вдумчивому читающему очевиден базовый мотив расстрела царской семьи, когда воедино сводятся понятия Екатеринобург-раскольники-«гари» и этот мотив есть ментальная (духовная) месть старообрядцев за раскол Православия.
Народное творчество старообрядцев великолепно передает эти духовные и религиозные максимы.
На рис.117 показан старообрядческий лубок XVIII века союза государства и церкви. Рядом с Антихристом Петром I, сам дьявол и Патриарх Никон (как продавшийся сатане), из уст всех троих исходят жабы (как символ нечистого духа).
На другом лубке показана суть никонианской церкви (рис.118) – Никон советуется с дьяволом.
Сверхзадачей старообрядцев и сутью их Веры в тот период стала задача освобождения Русской Земли от Антихриста – царской власти Романовых и засилья дьявольской никонианской церкви.
Таким образом, лютая генетическая ненависть старообрядцев к царской власти Романовых и никонианской Церкви как проявлениям Антихриста и носителям его образа на Русской Земле, сформировала сверхзадачу (базовый ментальный мотив) носителей и ревнителей Древлеправославия - уничтожение этой власти.
концентрация смыслов в продолжении….
С наступающим Новым Годом всех читающих эти строки, удачи всем, успехов и благополучия...
Оценили 2 человека
3 кармы