Почему так трудно быть богатым и хорошим?

97 2762

С первого взгляда всё довольно прозаично. У богатых людей несколько иная иерархия ценностей, которая позволяет им гораздо легче покорять вершины финансового успеха и независимости, чем рядовому обывателю, будь он хоть семи пядей во лбу. В основе всего - неистощимое трудолюбие, недюжинная работоспособность и целеустремленность,  готовность рисковать и проигрывать, что закономерно оправдывает повышенную требовательность к себе и окружающим и это никак не делает человека "плохим" в глазах этих окружающих, а наоборот лишь вызывает уважение. 

Однако мы живём в мире, где все социальные процессы происходят на фоне процесса более фундаментального - беспрестанной борьбы добра и зла. А вот здесь уже возникают всякого рода "перекосы", которые людьми начинают интерпретироваться, как "хорошо" или "плохо".  И эти оценки мало не зависят от их религиозности или уровня образования. Больше от воспитания,  мировоззрения, общей культуры, местных традиций и т.п. 

Но речь не об этом. Речь о том, что у нас "хорошими"  принято считать людей добродушных, бескорыстных, открытых, добрых, т.е. обладающих доминирующими качествами, практически не совместимыми с условиями ведения бизнеса в среде дикого капитализма. Здесь-то и начинаются противоречия. Оказывается, что творить добро, руководствуясь просто рациональными мотивами невозможно. Добро можно делать только по совести, т.е. совершенно немотивированно. Логический ход очень простой, он сам и поясняет феномен - ведь человеку, что бы стремиться к добру, нужно уже иметь его в себе.

Значит, стремление человека к добру есть выражение действия какой-то силы, которая к самой себе стремится. Она или есть или её нет. Внешних причин для этого быть не может. Более того, для добра вообще нет причин. Причины есть для зла. А причин для добра нет. Почему?

Какова может быть причина добра? Обычно мы находимся в области нравственности там, где нет никаких причин, или "других" причин быть нравственными. А если есть "другие" причины, то мы вообще вне сферы нравственности. Наблюдая картину поступков человеческих, их можно классифицировать: вот этот испугался, поэтому соврал, этот был голоден, поэтому украл хлеб - каждый раз есть причины.

Мы не замечаем, что мы нуждаемся в причинах объяснения каждый раз ТОЛЬКО в случае аморальных поступков. А когда мы имеем случай морального поступка, т.е. необъяснимого причинами, мы просто пожимаем плечами и говорим: "нет, не по этому - просто по совести".

"Мудрость, различающая подлинные и фальшивые вещи, должна бы нам подсказать, что совершить добро не то же самое, что сделать кому-то приятно. Иначе банщик или массажист окажется добродетельнейшим из смертных. Это не значит оказать кому-то услугу. В этом случае официант – праведник. И даже принести пользу – не то же самое, что сделать добро. Тогда разумные эгоисты, создающие рабочие места в беднейших регионах с целью сократить производственные издержки, должны почитаться наравне со святыми.

Добро не сбывается там, где нет особой драматургической логики любви. Одно дело – снять с брюха излишки жира, и совсем другое – «положить живот за други своя». Отдавая излишнее, мы не совершаем жертвы.

Среди циников распространен афоризм: за зло расплачиваться не нужно – расплачиваться нужно за добро. И в этом есть доля истины: верный признак того, что удалось сделать что-то хорошее, – если зло возмутилось и обрушило на тебя удар. И наоборот: если у тебя в жизни решительно все благополучно, это подозрительно. Почему дьявол не мешает? Быть может, ты давно уже с ним заодно, просто не подозреваешь об этом?

Экзистенциальная оценка добра – страдание, которое ты за него готов претерпеть. Для обретения бытия добру, в отличие от зла, требуется жертва: «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое». (Мк.12:41)

Все, чем располагает человек, в том числе его личные силы и способности, есть дар от Бога. Отдать это – значит отдать не свое. Вполне своим человек может считать лишь то, что уводит его от боли и смерти. Только отдавая это, можно творить настоящее добро.

Зло, в отличие от добра, не испытывается страданием, потому что оно заведомо не может быть качественным. Так, пробу ставят на золото, а не на мешок с навозом. Зло совершается проще и минует этап экзистенциальной оценки, потому что каратов не имеет. В каратах оценивают бриллианты, стекло – принимают на вес. Поэтому если ты хочешь сделать добро, то будь готов к тому, что его тщательно оценят: на сколько карат «тянет» твое добро? 


В статье использованы цитаты Сергея Мазаева и Мераба Мамардашвили. 



Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup:
    • Andrey
    • 27 декабря 2020 г. 23:39
    Немножко по другому, но те кто дочитают до конца, будут довольны.
  • :pray: Вы правы.. богатый не может быть хорошим))) если дал человеку работу-то уж мы то люди-то мало платит, то по вашему несправедливо отругал или не увидел ваше рвение как вам кажется, то не замечает, то другому больше и ни за что платит..и вообще по блату, за деньги место купил, коррупционер раз деньги есть, в любом случае вор если чиновник и даже не говорите что не так)))) знаю по опыту и сам такой был и там и там( сперва проходчик-потом горный мастер), как и понимаю атеиста-тоже им когда то был и прошёл три этапа -октябрёнок, пионер, влксм и даже комсоргом был))))в армии и профоргом в училище))).
  • "Для обретения бытия добру, в отличие от зла, требуется жертва.." :exclamation: Спасибо за ваши размышления: верные и очищающие.