Чтобы уловить сущность мира, зададимся вопросом: что является самостоятельным явлением, а что производным? Начнем с самого очевидного — со времени. Оно окружает и окутывает нас, не упуская ни на миг из своих объятий. Кажется, нельзя даже помыслить, как можно уйти от времени, остановить его, ускорить или замедлить. Оно кажется чем-то абсолютным.
Увы, время — зависимая сущность, образуемая движением материи. Если абсолютно все в мире застынет, время исчезнет. Представим часы, тикающие миллионы лет в застывшем мире. Миллионы лет пройдут для часов. Для застывшего мира пройдет нуль времени.
На этом примере видно, что время не существует само по себе. Оно возникает при движении материи. Стоит исчезнуть одному из факторов, движению или материи, следом исчезнет время. В неподвижном мире или мире без материи не удается помыслить время. Любое материальное существование — есть упорядоченное определенным образом движение. Упорядоченность обеспечивают физические законы. Если законы прекратят действовать, движение остановится и время исчезнет.
Парадокс, но этот факт подтверждает даже раннехристианский философ и богослов, родившийся около 150 г.н.э.: «И как возможно, чтобы творение мира совершилось во времени, когда мы видим, что само время родилось ВМЕСТЕ с сотворенными вещами»? (Свт. Климент Александрийский, Miscellanies 6:16)
Поэтому «время» — это сравнительная, количественно измеряемая характеристика длительности протекания процессов в изменяющейся материальной системе, расположенной в пространстве.
Другими словами, как такового, реального и самостоятельного объекта под названием "время" в природе не существует... Просто для удобства измерения различных материальных процессов (включая периодические), люди придумали "часы", история которых насчитывает тысячелетия, а первые механические часы были изобретены уже в XIV веке нашей эры. Точность хода часов всё время росла и на данный момент рекорд принадлежит атомным часам с точностью хода около 10 в степени –17, что означает накопление ошибки в одну секунду за несколько сот миллионов лет.
При помощи таких часов сегодня довольно успешно работают системы глобального гео-позиционирования, в т.ч. GPS и ГЛОНАСС, Galileo, Beidou, позволяющие достичь точности от 2 до 6 метров.
Древним шумерам мы обязаны тем, что их математика была основана на шестидесятичной системе счета, лежащей в основе современных 60-минутного часа, 24-часового дня и 360-градусного круга. Эта форма арифметики и геометрии послужила средством для картографии и выведения теорем для измерения площади сельскохозяйственных участков и тел со сложной формой. Вавилонские астрономы умели предсказывать с большой точностью даты затмений и солнцестояний, ввели 12-месячный календарь на основе фаз Луны и т.д.
После изобретения часов и по мере их совершенствования, измерение длительности различных процессов приобрело устойчивую ассоциацию с измерением некоего реального объекта (на самом деле отсутствующего в природе), вплоть до объединения времени с пространством в континуум, что кардинально противоречит, как закону тождества, так и прочим законам классической логики, на формализации которых построена вся современная математика.
Один из главных принципов мышления формулируется так: если есть нечто одно, значит, есть и нечто противоположное. Соответственно, если что-то меняется, значит что-то не меняется. Например, по Бергсону, человеческая память - есть прямой доступ к прошлому, а не сохранение следов прошлого в настоящем.
Вода символизирует текучесть времени и всего сущего, а также первостихию, из которой всё возникает и в которую всё возвращается. Древнегреческий философ Фалес, живший задолго до Платона, определял воду как первоначало всего сущего. По Фалесу, "все – из воды, и все разрешается в воду". Позже Гераклит учил о том, что "всё течёт и изменяется". Ему принадлежит известное изречение, что "в одну и ту же реку нельзя войти дважды", так как она в каждый следующий миг уже другая.
Поскольку смысл каждой вещи и всего мира в целом потенциально содержит все возможные варианты своей реализации, то при любом развертывании событий во времени, сам смысл не меняется, остаётся всегда самотождественным. Поэтому и всё происходящее имеет тот же смысл, независимо от того, какой вариант актуально реализуется.
В классической физике Ньютона, время является, как бы стрелой, несущейся равномерно и в одном направлении – от прошлого к настоящему и будущему. Согласно теории Эйнштейна, время – это река, которая ускоряет или замедляет ход, скользя по своим излучинам в "искривленном пространстве" Вселенной. В 1937 году Виллем Ван Стокум получил решение уравнений общей теории относительности, позволяющее путешествовать во времени. Но здесь появляется ряд парадоксов, которые нарушают причинно-следственную связь.
В 1992 году Стивен Хокинг высказал гипотезу “защиты хронологии”, согласно которой прогулка во времени неосуществима, поскольку нарушает определенные физические принципы. Его аргументы, однако, были отвергнуты некоторыми учеными, утверждавшими, что “не существует физического закона, который запрещает появление замкнутых временеподобных кривых (т.е. визитов в прошлое)”. Однако и по сей день остается актуальным его вопрос: “Если путешествия во времени возможны, то где же тогда туристы из будущего?”
Например, теория относительности рисует нам мир, в котором время мыслится пространственно-подобным, т.е. протяженным и, следовательно, с этой точки зрения, прошлое никуда не исчезает - оно столь же реально, как и настоящее, но просто становится недоступным для нашего сенсорного восприятия.
Т.е. время якобы способно частично превращаться в пространство, а пространство – во время. С точки зрения теории относительности не существует отдельно пространства и времени, но существует единый пространственно-временной континуум, индивидуально распадающийся для каждого наблюдателя на пространственную и временную составляющие. И тогда выходит, что все последовательные мгновения времени сосуществуют одновременно, также, как сосуществуют сразу все точки пространства.
Получается, что у Эйнштейна есть не пространство/время, а некая «абстрактная» сущность, которая «порождает» пространство и время как отдельные измерения бытия, только проецируясь в систему отсчета - сознание конкретного наблюдателя.
Многочисленные теоретические манипуляции с "искривлением", "расширением" и "соединением в единый континуум с пространством", замедлением и ускорением времени, как выяснилось, в итоге являются всего лишь математическими спекуляциями, не имеющими физического смысла и материального воплощения. Достаточно поинтересоваться, например, практическими результатами работы ведущего специалиста системы GPS Рональда Хетча (Ronald R. Hatch).
Вряд ли технология GPS, на деятельность которой опирается военно-промышленный комплекс всего Западного блока, будет публиковать на официальном сайте "досужие домыслы" собственных специалистов.
Профессионал - практик, проработавший всю свою жизнь над сверхточным измерением пространственных координат и периодов времени, непременно, не раз задумался над методикой измерения пространства и времени, в том числе, предложенной релятивистами. Хэтч очень рано ощутил себя еретиком, несогласным с принятыми официальной наукой частной и общей теориями относительности Эйнштейна. Поэтому даже на официальном сайте GPS его позиция указана вполне определённо и со ссылкой на собственное теоретическое обоснование*.
А с точки зрения квантовой механики объективно существуют лишь потенции (описываемые волновой функцией), а актуализация этих потенций интерпретируется как чувственное восприятие. И смыслы, и квантовые состояния – существуют как единые целостные системы, как единое «смысловое поле» и единое «запутанное» квантовое состояние Вселенной.
Вышеизложенное, безусловно, идёт в разрез с позицией "официальной" науки, которая уже 100 лет, как основывается на догматах Эйнштейна, однако, не сочетается с таким критерием истины, как практика. Кто не в курсе, по смыслу понятия постулат = догма = аксиома. А отсюда "аксиоматическая парадигма естествознания". Парадокс, но взаимосвязь понятий "время", "пространство" и "вечность" вполне сочетаются с иным догматом - религиозным...
Дело в том, что в религии одним из центральных понятий является "вечность". При этом трактуется оно вовсе не как бесконечное время или как остановившийся миг. Вечность - это отсутствие времени, как такового. Вот, что говорит по этому поводу профессор московской духовной академии Алексей Ильич Осипов, хронология - с 00:00 до 01:40:
Теперь давайте порассуждаем. Поскольку материя существует только в движении, наше сознание пытается это движение как-то отразить для адекватной интерпретации, а способов такой интерпретации не много - 1) путём измерения расстояния; 2) путём измерения периода взаимодействия.
Классические воззрения определяют «время» как некий поток длительности. А это значит, что «настоящее», которое в отличие от «прошлого» и «будущего» не имеет какой либо протяженности или длительности, временем измеряться не может, а следовательно, находится вне времени. Тогда зададим вопрос: что же есть «настоящее»?
А отсюда логически вытекает одинаковый онтологический статус «настоящего», «прошлого» и «будущего» — поскольку различия между ними условны, то они, эти временные модусы, должны мыслится как одинаково реальные. При этом важно помнить, что время ещё и циклично, ибо берет своё начло и свою меру именно в цикличности многих процессов.
С точки зрения «этернализма», «течение» времени — есть субъективный (существующий лишь в сознании) процесс последовательной развертки времени в нашем чувственном восприятии. Образно говоря, наше индивидуальное чувственное осознание как бы движется вдоль мировой линии, «считывая» расположенные вдоль этой линии «события», – что и порождает для нас эффект «движения во времени».
Ограниченная протяженность для нас интервала «сейчас» (порядка 4 сек, по оценкам психологов) объясняется с этой точки зрения тем, что мы воспринимаем события на «мировой линии» как бы через некую «временную щель» конечной величины, которая позволяет нам одновременно «видеть» лишь небольшой отрезок этой «мировой линии».
Таким образом, мы видим, что «физическая реальность» существует не во времени, а в «вечности», т.е. в некотором «неподвижном прообразе времени», в котором все временные модальности (прошлое, настоящее, будущее) уже заранее имеются в наличии, сосуществуют друг с другом. Но, по Платону, и смысловая реальность – «Мир идей» также существует «в вечности» – этот мир лишен какого-либо временного становления.
И действительно, смысловую реальность следует рассматривать как нечто по меньшей мере нелокальное во времени. Эмпирически это проявляется в нашей способности схватывать единый смысл протяженных во времени событий — мы улавливаем единую смысловую линию сюжета протяженного во времени кинофильма или сюжет большой по размеру книги, которую мы читаем длительное время.
Мы способны это делать постольку, поскольку уже просмотренное и прочитанное не исчезает из нашего сознания, а как бы незримо (сверхчувственно) присутствует в настоящем в качестве смыслообразующего фона, позволяющего нам непосредственно улавливать смысловую связь предшествующего и последующего. С этой точки зрения, сам смысл можно истолковать как эффект временной нелокальности нашего сознания на сверхчувственном (смысловом) уровне.
Действительно, смысл возникает из соотнесения осмысляемого предмета с контекстами, которые, по большей части, находятся именно в нашем прошлом (как элементы прошлого опыта). Таким образом, смысл переживаемого нами настоящего возникает в силу соотнесенности этого настоящего с прошлым, которое никуда не исчезает из нашего сознания, но незримо присутствует в этом настоящем, как бы данное нам «сквозь время».
Идеально точный отпечаток действительности будет истиной сиюминутного состояния этой действительности. Он не верен ее прошлому и будущему состоянию. Он верен отпечатанному мигу действительности. Если объект живой, он продолжает движение и становится другим. Истина мига — не абсолютная истина. Неизменен только Бог. (Мал.3:6) "Ибо Я Господь Бог ваш и не изменяюсь".
Теперь уместно изложить религиозную трактовку:
"Вечность тварная – вечность, имеющая начало, даруемая Богом разумным тварным существам (ангелам и людям), отличная от безначальной Божественной вечности.
Под тварной вечностью понимается бессмертие ангелов, человеческих душ и человеческих тел после воскресения, имеющих начало, но не имеющих конца своего бытия. При этом важно заметить, что время, как таковое, было сотворено Богом только на четвёртый день творения (Быт.1:14).
Время, в котором мы живем, имеет начало и конец. В жизни мира настанет мгновение, когда "времени уже не будет" (Откр.10:6). Святой Иоанн Дамаскин пишет, что «время по воскресении уже не будет исчисляться днями и ночами, или, лучше сказать, тогда будет один невечерний день». После Второго Пришествия тварь приобщится к вечности, но сама тварность мира предполагает бесконечный, хотя и вневременный процесс совершенствования твари в восхождении ее к Богу. Поэтому вечность тварного мира после его преображения, по словам преподобного Максима Исповедника, есть вечность тварная, имевшая начало.
Возникнув, тварный мир как созданный из ничего, начинает изменяться, и это изменение порождает время. Преподобный Максим Исповедник говорит: «Время от создания неба и земли исчисляется». Поэтому правильно говорить, что Бог сотворил мир не в вечности и не во времени, а вместе с временем. Время имеет свое начало, но время будет иметь и конец. В (Откр.10:6) говорится, что мир придет в такое состояние, когда «времени уже не будет», когда тварь приобщится вечности. Однако, эту тварную вечность, имеющую начало, не следует отождествлять с вечностью Божественной, потому что тварная вечность, в которой будет существовать мир, является соразмерной времени."
Поразмыслив над приведёнными смысловыми рядами, незашоренный обыватель сумеет увидеть немало любопытного, особенно учитывая тот факт, что христианская доктрина интерпретирует период нашего пребывания на грешной земле, как краткий школьный курс перед неизбежным шагом в вечность, на которую только и нацелен весь процесс "обучения" - иначе абсолютно всё теряет смысл.
Таким образом, в очередной раз убеждаюсь, что Слово Божие является единственным критерием истины, с которым даже пресловутая "практика" никак не может соперничать, особенно после того, как наряду с фундаментальным принципом причинности, наука признала объективность принципа неопределённости. Ведь наука постоянно развивается, а священный текст остается все тем же.
Литература:
1. *Официальный сайт GPS: https://www.gps.gov/governance/advisory/members/hatch/
RELATIVITY AND GPS - RON HATCH: Relativity in the Light of GPS | EU 2013 https://www.youtube.com/watch?v=CGZ1GU_HDwY
2. "Наука и идеализм", Иванов Евгений Михайлович, 2021.
3. Иванов Е.М. Сознание и время // NovaInfo, №32-2, 31.03.2015
4. Larry Vardiman, Andrew Snelling and Eugene Chaffin, (eds.), Radioisotopes and the Age of the Earth, vols 1 and 2. A popular-level version is also available: Don DeYoung, Thousands Not Billions (Green Forest, AR: Master Books, 2005).
5. https://pravoslavie.ru/148643.html - вопрос о времени в науке и в Библии.
6. Таран Роман Александрович "Скрытый смысл".
Оценил 21 человек
35 кармы