Последний дюйм (СССР, 1958)

35 2839


Советский фильм, вышедший на экраны в 1959 г., снятый режиссерами Т. Вульфовичем и Н. Курихиным, один из шедевров советского кино. И один из немногих случаев, когда наши переамериканили Голливуд. Это я могу сказать по личному мнению, потому что первый (и на многие годы в последний) увидел этот фильм во первой половине 80-х. Помню, пришел из школы, включил телевизор, а там фильм идет. Я так и думал, что смотрю старый американский фильм (американское кино было советскому зрителю знакомо еще до видеосалонов, потому что американские фильмы шли в советском кинопрокате). Буквально всё мне там казалось не русским, а иностранным, вплоть до жестов. Не знаю, как режиссерам это удалось, но удалось - эффект нерусского фильма был полным. Единственное, что показалось странным, так это участие в фильме Михаила Глузского, что убедило меня (начальных титров я не видел, а иностранные фильмы могли тогда показать очень неожиданно, как например американский фильм "Ангар-18", который я увидел по телевизору вечером где-то в начале 80-х). В общем, фильм даст сто очков вперед голливудским фильмам того времени. 

За основу был взят рассказ английского писателя Джеймса Олдриджа, опубликованный в СССР 1957 г. Если прочитать рассказ и сравнить с фильмом, то мы увидим, что фильм гораздо более русский и гуманистический, чем оригинал. В рассказе Олдриджа есть отец, эгоистичный и замкнутый, которому и поздний десятилетний сын и не был нужен, просто получился в процессе, и только пройденные испытания, которые заставили отца вспомнить, что он отец и должен даже на обрыве жизни спасти сына. В конце рассказа главный герой еще только собирается добиться любви сына, который спас ему жизнь. 

А вот в фильме все иначе. Наши режиссеры полностью переработали сюжетную основу Олдриджа в гуманистическом ключе. В фильме мы видим ветерана, судя по песне, то войны в Корее точно, но можно предположить, что главный герой повоевал и во Вторую мировую войну. И если в рассказе перед нами черствый человек, который откровенно пугает своего десятилетнего сына, то в фильме несмотря на суровость отец и сын сильно привязаны друг к другу. Так же в фильме придумана предистория событий. Если в рассказе главный герой просто выполняет работу на телекомпанию, снимая акул, то в фильме перед нами человек, которого капитализм поставил перед выбором: или голодать и расстаться с сыном на годы, или рисковать жизнью. И другого выбора у героя просто нет.  

Есть информация, что самому Олдриджу фильм не понравился (но писателям вообще редко нравятся воплощения их произведений на экране), что понятно - писатель написал совсем иное, чем показано в фильме. 

Несмотря на скудость сюжета рассказа, советским режиссерам удалось создать драматическое произведение, которое держит в напряжении весь фильм. Здесь и отношения отца с сыном, и противостояние  человека с природой и социальный подтекст, и первый полет маленького мальчика, спасающего отца. Тут и заслуга актеров, играющих главные роли в фильме: Николая Крюкова и Славы Муратова. Николаю Крюкову, талантливому харизматичному актеру, явно не повезло в советском кино. Тут две причины: его "тевтонская" харизматическая внешность мало подходила под требуемые типажи тогдашнего советского кино - тогда требовались простые рабочие парни, в которых советский зритель видел самого себя. Николай Крюков же больше подходил под роли эпических героев, стоит вспомнить хотя бы его яркую роль в откровенно слабом фильме "Туманность Андромеды", где актер великолепно сыграл роль космического волка, словно ворвавшегося из прошлого в светлое коммунистическое будущее. По сути он и есть главная звезда "Туманности Андромеды". Другая причина в прошлом актера, которого на грани дистрофии эвакуировали из блокадного Ленинграда в Пятигорск весной 1942 г., но в начале августа город был оккупирован вермахтом. Актер был вынужден работать в театре в оккупированном городе. Хотя советская юстиция не нашла в этом состава преступления, но клеймо человека, работавшего на немцев, видимо, легла на Крюкова и повлияла на его дальнейшую судьбу. Другой звездой фильма стал Слава Муратов, который вообще актерскому искусству не обучался, но сумел создать яркий запоминающийся образ любящего сына на экране. 

И разумеется украшением фильма стала "Песня о погибших пилотах" (ее часто называют просто "Песня Бена", по имени главного героя фильма), написанную Моисеем Вайнбергом (серьезный композитор, написавший немало опер, балетов и симфоний, но и работавший с кино - музыку к мультфильмам о Винни-Пухе тоже он написал) и Марком Соболем (ветераном войны и автором такой популярной песни "Все будет хорошо"). По своей форме "Песня о погибших пилотах" - это фокстрот, жанр уж утративший популярность в конце 50-х, но вполне актуальный для авторов, учитывая их возраст. А в исполнении великолепного баса Михаила Рыбы - песню невозможно забыть. 

И стоит напомнить, что этот фильм, несмотря на наличие насилия в фильме, это детский фильм! Сейчас бы экзальтированные мамаши, выросшие на телепузиках закатили бы истерику "Ах, как вы можете так травмировать мою крошку!". Но именно на таких фильмах, честно рассказывающих о жизни, и вырастают настоящие люди.

Сейчас фильм стараются забыть, уж очень контрастирует с нашим олигархическим капитализмом, но мы-то давайте забывать не будем. Он стоит просмотра, особенно подрастающим поколением.

Режиссёры-постановщики — Теодор Вульфович, Никита Курихин

Автор сценария — Леонид Белокуров

В ролях: 

Николай Крюков — Бен Энсли

Михаил Глузский — Джиффорд

Алиага Агаев — хозяин кафе

Мухлис Джани-Заде — механик

Алексей Розанов — врач



В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
  • Hook
  • Вчера 15:55
  • В топе

Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

Просто новости - 183

Мне одному кажется, что они только что запили шаурму минералкой Perrier? В США заканчиваются информаторы о дефектах самолётов Boing. «Чей Крым?», – уже не актуально, сказал ка...

Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

Обсудить
  • Действительно - шедевр. Добавить нечего.
  • :thumbsup:
  • ангар18 - еще маленьким помню, когда туда запустили беспилотник, сгорел нахрен весь полигон кроме тарелки...
    • Person
    • 11 октября 2020 г. 12:08
    Нам в пионерский лагерь привозили этот фильм и конечно песню Бена потом распевали... "Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня..."
  • Если учитывать сюжетную линию, что именно капитализм поставил этого мужественного человека пред выбором: умереть под забором или рискнуть жизнью, то ИМХО никакого контраста с современным капитализмом нет. Все в точности соответствует основной парадигме капиталистических отношений. А так фильм безусловно мощный, архимощный. А песня вообще зачет Одна из моих любимых песен советского кино.