Монголы и военные походы

440 17987

Пожалуй, одна из любимых тем так называемых альтернативных историков - это монголы и монгольское нашествие, которых якобы не было. Удивительное дело, но адепты секты альтернативно одаренных умудряются отметиться в комментариях чуть не под всеми статьями на тему монгольского нашествия. "Монголов не было, историю нужно выкинуть на свалку, нам врут, я не верю историкам, Карамзин, немцы и жидомасоны нас обманули и переписали", - типичные комментарии для этой публики. После чего начинают просвещать нас лживыми теориями "новой хронологии", неоязыческим фэнтези и проповедовать идею секты Левашова. При проверке их теорий оказывается, что базируются они на извращении исторических фактов, поверхностном знании предмета обсуждения, отрицании законов логики, исторических источников и безудержном полете фантазии. Несмотря на весь абсурд измышлений альтернативно одаренных, они находят сторонников, которые весьма активно ведут в интернете пропаганду своего бреда. Однако вопросы от альтернативной секты поставлены и требуют ответа. На самом деле ответы есть уже давно, но альтернативно одаренные делают вид, что якобы "официальная история" молчит.

Если верить альтернативно одарённым исследователям, то монголы были на редкость уникальным народом, у которого ничего не было и который ничего не умел. Железо? Ха-ха-ха, у монголов не было железа. Лошади? Ха-ха-ха, у монголов были паршивые лошади. И т. д. Как обычно никаких доказательств не приводятся, а весь аргумент состоит во фразе "В это невозможно поверить". Вот и оказывается, что монголы не могли совершить поход из Монголии. Когда альтернативщики начинают приводить "доказательства", то получается очень весело. Вот как пишет генератор альтернативной теории "монголов не было" писатель-фантаст А. Бушков, чьи идеи на разный лад перепевают эпигоны помельче и различные блогеры: "Пять тысяч километров – примерно такое расстояние преодолели до Руси отряды Чингиза по «классической» версии. Писавшие подобное кабинетные теоретики просто-напросто никогда не задумывались, чего стоило бы в реальности преодоление подобных маршрутов (а если вспомнить, что «монголы» достигли берегов Адриатики, маршрут увеличивается еще на полторы тысячи километров). Какая сила, какое чудо могло бы принудить степняков пуститься в этакую даль?

Вы поверите, что кочевники-бедуины из аравийских степей однажды отправились бы завоевывать Южную Африку, дойдя до мыса Доброй Надежды?"

Ну что тут скажешь? Кочевники-бедуины именно это и сделали. Они завоевали Африку, правда, не южную, а северную. Для справки: расстояние от Мекки до Марракеша – 6700 км. Мне интересно будет прочитать книжку "Арабов никогда не было".

Но раз вопрос о походах монголов был поставлен, то следует на них ответить.

Зачем монголы отправились завоевывать мир? Самый распространенный вопрос у альтернативной публики. Они представляют монголов грязными дикарями среди сугробов. Именно так. На самом деле этот, казалось бы простой вопрос, один самых сложных вопросов после вопроса о смысле жизни. Люди сами толком не знают, зачем они воюют, вместо того, чтобы сидеть дома. Лучшие мыслители пытались найти ответ. На Древнем мире войну приписывали воле – это хватало. В Древней Греции и Риме философы начали придумывать оправдание войнам уже с моральной точки зрения. Платон уверял, что война против варваров – это хорошо, а вот гражданская война – уже плохо. Цицерон утверждал, что война это ответ на нарушение законов. Маркс с Энгельсом объявили войну внеэкономическим перераспределением прибавочного продукта. Так что ответа нет до сих пор. Мы можем только ответить, как сами монголы оправдывали свои войны.

Каких-то особенных причин для начала войны у монголов не было. Причиной могло быть месть за обиды предков: "Mнe донесли: Вангин чинсан, командующий ратью Алтан-хана, тесня татар Мэгужин сульта, понудил к бегству их по направленью Улза. Так истребим же ворогов-татар, от коих наши предки принимали смерть", "Сокровенное сказание монголов". Иногда нападали, чтобы соседи не напали первыми: "Если найманское племя отберет у нас колчаны, они разнесут наши кости [по степи]! Они кичатся своим превосходством, потому что их улус большой и многочисленны их табуны и стада.Но что они нам могут сделать с их большим улусом, множеством табунов и стад, если мы опередим их? Что мешает нам первыми захватить их колчаны?", Рашид ад-Дин "Собрание летописей".

Цель войны монголы XIII в. видели в поединках, воинской удали и грабежах. Сам Чингизхан говорил о этом предельно ясно: "Настоящее наслаждение и блаженство мужа в том, чтобы подавить и победить возмутившегося врага, отобрать у него все, чем он владеет, заставить истошно вопить его слуг и обливаться горючими слезами его жен, [в том чтобы] оседлать его быстроногих меринов, [в том чтобы] возлежать, словно на постели, на телах его прекрасных жен, лицезреть красоту их и целовать в сладкие, алые губы", Рашид ад-Дин "Собрание летописей". (В XVII в. такой кровожадности сами монголы не понимали, поэтому в поздних преданиях Чингизхан из кровавого маньяка превратился в мудрого правителя). Но без божественной воли у монголов тоже не обошлось – они верили, что самими богами им дано завоевать весь мир (но это убеждение уже после триумфальных побед и сохранялось и после распада Монгольской империи): "А еще они называют себя господами мира и говорят, что Бог создал землю исключительно для них, дабы они ею управляли и радовались. А еще говорят, будто птицы небесные возвестили человекам, что они [татары] являются господами мира и что весь мир должен поставлять им дань и приносить жертвы", Р. Де Монте Кроче "Путешествие по Святой Земле".

Таким образом, монголов на войну толкало обыкновенные жажда наживы и тщеславие в поисках воинской славы. Этим они мало чем отличались от других народов. Видеть какие-либо справедливые мотивы, как полагал Л. Н. Гумилев, нет ни каких причин.

Когда монголы выступали в походы? Альтернативная публика очень любит иронически расписывать инфернальные картины монголов, бредущих по морозу и сугробам на маленьких лошадках и почему-то с овцами. Вот как это описывает китайский чиновник, побывавший у монголов в 1221 г., в сочинении "Полное описание монголо-татар": "Все планы военных походов сперва определяются в течение третьей и четвертой луны и рассылаются по всем государствам. Еще на пиршествах [по случаю праздника начала лета] пятого дня пятой луны, совместно решают, куда направиться [c войной] нынешней осенью. [После этого] все возвращаются в свои государства спасаться от жары и откормить [коней] на пастбищах. В восьмую луну все собираются в Яньду и после этого выступают [в поход]". Даты даются по лунному китайскому календарю. Третья-четвертая луна - это примерно март- май по нашему календарю, пятая луна - примерно май-июнь. Восьмая луна - это август-сентября. Причину этого раскрывает другой китайский чиновник в сочинении "Краткие сведения о черных татарах" (XIII в.), когда пишет о монгольских степях: "Дикие травы, которые у них растут, начинают зеленеть в четвертую луну и в шестую луну начинают расцветать, а в восьмую луну высыхают. [Там] ничего не растет, кроме травы". То есть, монголы сначала откармливали коней на летних травах, а потом, ближе к осени совершали военные походы (как раз их оседлые соседи собирали урожай). Но это не значит, что набеги совершались именно по такому шаблону. Жизнь, география, климат всегда вносили свои коррективы. Например, казанские татары совершали свои набеги на Россию и летом, и осенью и даже зимой. В общем, монголы совершали набеги, когда им было удобно. Но чаще, к началу осени, когда кони, отощавшие за зиму, отъедались и на сытых лошадях монголы выходили в поход.

2.-я гвардейская кавалерийская дивизия, зима 1942 г.

Но совершали ли монголы зимние переходы? Совершали еще в XIX в. Вот как описывает торговые караваны русский исследователь Н. М. Пржевальский: "Одаренные от природы сильным телосложением и приученные сызмальства ко всем невзгодам своей родины, монголы пользуются вообще отличным здоровьем. Они необыкновенно выносливы ко всем трудностям пустыни. Целый месяц сряду, без отдыха, идет монгол в самую глубокую зиму с караваном верблюдов, нагруженных чаем. День в день стоят 30-градусные морозы при постоянных северо-западных ветрах, еще более увеличивающих стужу и делающих ее нестерпимой. А между тем номад, следуя из Калгана в Кяхту, постоянно имеет ветер встречу и по 15 часов в сутки сидит, не слезая со своего верблюда. Нужно быть действительно железным человеком, чтобы вынести такой переход; монгол же делает в продолжение зимы взад и вперед четыре конца, которые в общей сложности составляют 5 000 верст". Обратите внимание, что скорость каравана верблюдов – ок. 5 км/ч (проходя 30-40 км в день с грузом в 250-300 кг). И с такой скоростью монголы, делая остановки для торговли, за зиму проходили 5000 верст. И никто удивительного в этом не видел – ни сами монголы, ни русские путешественники.

Кавалерия генерала П. Белова зимой и в лесу, 1942 г.

Что касается сугробов и высокого снежного покрова, то они такие сугробы больше аномальные. Согласно "Наставление для инженерных войск: Полевая фортификация (ПФ-43)", М., 1946 г.: "Снеговой покров в 30 и более см затрудняет движение пехоты, более 40 см – автотранспорта и легких танков, более 50 см – средних танков и гужевого транспорта", стр. 12-13. Н. Корсун в книге "Эрзерумская операция", М., 1938 г. уточняет: "Конница при глубине снега свыше 30 см совершенно не может действовать в конном строю". Таким образом, опыт участия конницы в боевых действиях в ХХ в. убедительно показывает, что глубина снежного покрова в 30-40 см не является для конницы непроходимым препятствием. Замедлит, затруднит построение боевого строя, но не станет преградой. История Великой отечественной войны полностью разоблачают миф «альтернативной истории» о невозможности для конницы вести боевые действия зимой. Вспомним, например, героическое сражение в 1942 г. кавалерийского корпуса генерала П. А. Белова под Вязьмой зимой в течение пяти месяцев в полном окружении в лесной местности.

Атака конницы генерала П. Белова, зима 1942 г.

Зимние боевые действия у кочевников происходили по двум причинам: из-за удачного стечения обстоятельств или из-за необходимости. В случае Батыя походы зимние походы произошли из-за необходимости. Как пишет историк Рашид ад-Дин: "Они (полководцы Батыя, - авт.) все сообща двинулись весною бичин-ил, года обезьяны, который приходится на месяц джумад 633 г.х. [11 февраля – 11 марта 1236 г. н.э.]; лето они провели в пути, а осенью в пределах Булгара соединились с родом Джучи: Бату, Ордой, Шейбаном и Тангутом, которые также были назначены в те края". Перед Батыем встал вопрос продовольствия – приближалась зима, угрожавшая уничтожить его армию. Продовольствие можно было добыть силой у соседей: Волжской Булгарии или Руси. Никто покориться, как мордва, не захотел, поэтому Батыю не осталось иного выхода, как начать зимнее вторжение: вначале в 1236-37 гг. Булгария, после в 1237-39 гг. пала Русь.

Каких-либо аномальных морозов во время монгольского нашествия не отмечено ни летописями, ни исследованиями в области дендроклиматологии. Наоборот, все данные говорят, что в это время зимы были теплые. И сегодня зимы, где происходило монгольское вторжение весьма мягки и малоснежные. Средняя зимняя температура в Киеве, Москве, Волгограде составляет 0°С - 7°С мороза. Поэтому монголы среди зимних сугробов является частью альтернативной антиисторической мифологии и к реальным событиям отношения не имеет.

             продолжение следует....


Не ЦИПСО, не!

Мигранты притесняют ррррруских людей. Фотофакт Я, 6леать, сегодняшний день хотел тихонечко посвятить праздничным мероприятиям в семейном кругу. У меня для этого, например, стейк из красной рыб...

Боги спустились с небес и сели в Шереметьево

В Телеге появилась новая группа «Отказники Шереметьево» — для украинцев, пытающихся попасть из Европы в Россию. Публика делится опытом друг с другом, прежде всего тем, как обмануть н...

В Одессу прорвался Парад Победы. Оттуда пишут: "Братья, спасите то, что еще живо"

Во время трансляции Парада Победы на Красной площади экс-депутат Верховной рады Спиридон Килинкаров сообщил, что в Одессе хакеры взломали спутниковое ТВ и идёт прямая трансляция Парада из Москвы. ...

Обсудить
    • karat
    • 29 октября 2017 г. 13:50
    А в русских летописях есть что-то про монголов?
  • :thumbsup: , тут ведь дело оказывается в том, что эти придурошные обиженные, ищут "следы монголов", совершенно игнорируя факт того, что на Русь в 13 веке вторглась уже совершенно другое, чем за полвека до этого маленького кочевого улуса, с которого начались завоевания незначительного монгольского бастарда. Фактически воссозданный Тюркский каганат, под управлением династии, ведущей свое начало к мифическим прародителям тюрков и монголов (согласно Абулгази хану) Так же, как когда то из незначительного бейлика Сегют, размером с Дмитровский район МО родилась когда то Османская Империя, существование которой не оспаривается даже отлетевшими альтерофрениками.  Ищущим же "монгольских гаплогрупп" просто надо вспомнить, что если объединенная армия, киргизов и якутов (есть кто считает их белокурыми голубоглазыми бестиями?) вторгнется , то гаплогрупный состав их потомков будет тем же, что и сейчас :sweat_smile:
  • Вот тут более подробно о действиях корпуса генерала Белова в тылу немцев под Москвой — http://www.e-reading.mobi/chapter.php/94462/48/Shaposhnikov_-_Bitva_za_Moskvu._Moskovskaya_operaciya_Zapadnogo_fronta_16_noyabrya_1941_g._-_31_yanvarya_1942_g.html Сложности со снабжением были. Но война —это не турпоход, и эти трудности должны были быть преодолены. 
  • может кстати, может нет - https://cont.ws/@paulus писал о том как монголы поделились своими лошадками(которых не было) во время ВОВ.
  • Интересный факт про дальность конных переходов и выносливость степных лошадей.Книга лошадиных рекордов гласит о том, что Дмитрий Николаевич Пешков умудрился за сто девяносто четыре дня прискакать из Амурской области в Петербург. Дмитрий был конным сотником на то время амурского полка. Он проехал на лошади забайкальской породы весь этот нелегкий путь, начиная от седьмого ноября тысячи восемьсот восемьдесят девятого года. И все это время его конь по кличке Серый, которому было уже полных тринадцать лет, вез его на себе. Отважный офицер проскакал в основном по зимним сугробам. Закончил он свое путешествие девятнадцатого мая тысячу восемьсот девяностого года. Зафиксировано, что в отдельные дни Серый мог пройти до восьмидесяти шести верст за двадцать четыре часа.  Забайкальская лошадь, аборигенная порода лошадей, которая с 1 тыс. до н.э. разводилась степными кочевниками. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Дмитрий Николаевич Пешков (26 октября (7 ноября) 1859, Амурская область — после 1908) — полковник Императорской армии; в чине сотника совершил одиночный конный переход от Благовещенска до Санкт-Петербурга, преодолев 8283 версты и проведя верхом 1169 часов, или 48 суток 17 часов. В 1889 году Пешков предпринял конный переход от Благовещенска до Петербурга. Одним из обстоятельств, побудивших к этому, было сообщение об аналогичном переходе корнета Асеева из Лубен в Париж. Однако в отличие от Асеева Пешков решил использовать азиатскую лошадь («монголку») по кличке Серый. На подобных лошадях ездили забайкалские и амурские казаки[3]. Получив шестимесячный отпуск, 7 ноября 1889 года Дмиртий Николаевич Пешков начал свой поход. Большая часть путешествия — по Забайкалью и Сибири — проходила в условиях суровых морозов, доходящих до сорока градусов. Во время поездки Пешков вел дневник, где описывал интерсные случаи, достопримечательности и т. д. Например, погода описывалась в дневнике следующим образом: «Мороз ужасный. Мороз убийственный. И мороз невероятный». Впоследствии этот документ был издан в печати и широко разошелся по России[3]