Дискриминация клириков в РПЦ МП. Часть 3

0 996

Продолжение публикации, основанной на записях в ЖЖ священника Павла Адельгейма. Рассматриваются статьи Устава РПЦ в практическом их применении.

Часть 1 - https://cont.ws/@kamenski/5905...

Часть 2 - https://cont.ws/@kamenski/5909...

--------------

Священник Павел Адельгейм

Выход за штат. Устав РПЦ не предусматривает для клириков никаких социальных гарантий, переложив эту заботу на плечи государства. Человек как личность, не имеет ценности в РПЦ. Ценностью обладает только социальная функция. Епископ ценится, а клирик не ценится. Социальным гарантиям епископов посвящены три статьи Устава РПЦ.

Епископу предоставлен многократный отпуск в течение года, время и условия выхода за штат, в дополнение к государственной назначена архиерейская пенсия.

Про социальную защиту клириков Устав забыл. Он не упоминает ни словом об их болезни, инвалидности и заштатной судьбе. Заштатный клирик вычеркнут из церковной памяти. Даже право священнодействия и причащения клирику не гарантировано. 22.03.11 постановлением Синода введены дополнительные ограничения к служению заштатных священников. «Мавр сделал своё дело, мавр может уйти».

Тревогу вызывает положение молодых священников, которым выплачивают по «белой» ведомости минимальную зарплату. Доплачивают ему по «чёрной» ведомости. Настоятель «экономит» на пенсионных выплатах, а священник, выходя за штат, получит минимальную пенсию. Жить будет не на что, но молодёжь об этом пока не подозревает.

Неблагодарное отношение к тем, кто посвятил церковному служению свою жизнь, является безнравственным. Святоотеческий принцип утрачен: «Не малый грех для нас лишать епископства, тех, кто благочестиво и непорочно приносили Дары. Блаженны пресвитеры, которые ранее прошли свой путь. Ибо им нечего бояться, что они будут удалены от назначенного им места» - пишет Св. Климент Римский. «1Посл. к Коринф.» XLIV, 4-5). Увы, святитель Климент! Священный Синод лишает нас служения у Алтаря за то, что мы состарились.

Апофеоз бесправия. Устав РПЦ запрещает…«клирикам и мирянам обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд» (Устав РПЦ 1,9). Этот запрет является юридически ничтожным, поскольку противоречит Конституции: «Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом» (Конституция РФ, ст.47). «Отказ от права на обращение в суд недействителен» (ГПК, ст.3).

Последствия бесправия трагичны. Священство является не только профессией. Это образ жизни и мысли, надежды и веры. Исключённые из него священники, одни заболевают, другие умирают, третьи накладывают на себя руки от безвыходности, тоски и одиночества. Примеров много. Они замалчиваются и никогда не расследуются. Нельзя назвать ни одного положительного примера сочувствия функционеров РПЦ к невинно пострадавшим клирикам. Они всегда остаются "без вины виноватыми".

Бесправие приходской общины. Почему молчит церковная община? Может, она защитит священника? Устав РПЦ называл «Приходское собрание высшим органом управления прихода» (Устав РПЦ, ст.11,34). Согласно Уставу, Приходское собрание и Приходской Совет имеют обязанности, но лишены прав. Прихожане все вместе и по отдельности также бесправны, как их священник. Устав не употребляет слово «право» по отношению к клирикам и мирянам.

Архиерею дано право разогнать Приходское Собрание: «состав Приходского собрания по решению епархиального архиерея может быть изменён частично либо полностью» (Устав, гл.11,35).

Архиерею дано право разогнать Приходской Совет: «Члены Приходского совета могут быть выведены из состава… распоряжением епархиального архиерея» (Устав гл.11,47).

Ещё жестче сформулировано архиерейское право разгонять церковную общину в новом Уставе. Интересно, что за вину одного члена Прихода новый Устав предоставляет Архиерею право «единоличным решением» наказать всех невиновных! (Устав Прихода, 7,3). Нонсенсом выглядит в этом варварском Уставе право архиерея ликвидировать Приход: «Приход может быть ликвидирован по решению Епархиального архиерея» (Устав Прихода, ст.12,3). Священник и община одинаково бесправны.

Перспективы социальной работы священника.

В Уставе РПЦ нет слов «Бог» и «человек», «Христос» и «христианин». Это показательно, но главное не слова – в нём угас дух Христов. Устав РПЦ обосновал авторитарность, карательную дисциплину, беззащитность клира, бесправие прихожан и общины. Чиновничья вертикаль, как осиновый кол, пронзила церковное Тело. «Союз любви» превращён в полицейскую структуру, карающую свободу, творчество и любовь к ближнему. Социальная деятельность священника в таких условиях становится не только ущербной, но безответственной. Священник не может принять ответственность за создание общины, братства или социального учреждения в своём приходе. Усердие, не защищённое законом, может оказаться «медвежьей услугой». Именно к такому результату привела меня активная деятельность, предпринятая на волне свободы, предоставленной в 90-е годы. Для иллюстрации привожу пять личных опытов, чтобы никто не сказал: «этого не может быть».

Опыт первый.

Дошли до псковской глубинки слухи, что храмы открывают и восстанавливают. Тогда я служил настоятелем храма апостола Матфея, в пригородном посёлке Писковичи и жил в Пскове. Из артистов Пушкинского театра и сотрудников Псковского музея мы собрали Приходскую общину и получили от городской власти разрушенный храм. Восстановили, отопили, и храм ожил: началось богослужение. При храме построили школу с циклом общеобразовательных, музыкальных и церковных дисциплин. Сложился коллектив учителей, родители привели детей, начался учебный процесс. Всё было сделано по благословению епархиального архиерея. Православная школа давала полное среднее образование и специальность регентов церковного хора, восполняя острую нужду епархии в церковнослужителях: регентах, псаломщиках, певчих. Преподавание богословских дисциплин в Православной школе не противоречит законодательству об отделении церкви от государства. Школа содержится на средства Прихода. Слава Богу, проект успешно состоялся.

Но сменился архиерей. Новому епископу школа не приглянулась. Он возмутился: «Зачем в церковной школе физика, математика, история? Это науки не церковные», и отнял муниципальное здание, которое выхлопотал Приход под школу. За 15 лет ни разу не посетил школу, не оказал помощи, препятствовал деятельности. В первый год по прибытии вошёл в сепаратные переговоры с несколькими родителями и одним учителем- устроил раскол школы.

Можно было всё бросить и уйти в подполье: но как нарушишь обязательства, принятые перед учителями, родителями и детьми? Началось 15-летнее противостояние. Со временем архиерей снял настоятеля храма, создавшего школу, потом уволил директора. Оба преподавали церковные дисциплины. Преподавать богословские дисциплины стало некому. Новый настоятель не имеет образования. Сменился педагогический состав и дух школы. Упал уровень общего и музыкального образования. Наступил развал. Четвёртый год школа существует без лицензии. Текущий год, скорей всего, станет последним в её жизни. Семь лет назад он развалил своим покровительством Классическую гимназию. Теперь наступила очередь Православной школы. И возникает один вопрос: Зачем уничтожать хорошее и нужное для церкви дело?

--------------

Источник: http://adelgeim.ru/2011/09/803...

Продолжение следует...


Просто новости – 238

Журнал Politico зафиксировал на картах Google зловещую тень, накрывающую Европу. По сведениям Юлии Латыниной, про «Орешник» вызвался рассказать только один из двойников Путина, пот...