Гадость к дню рождения: колено

9 1171

Я, возможно, никогда самому себе не прощу этой заметки. Заранее прошу прощения у всех почитателей Автора и Романа. Но соображение, возникнув, ОБЯЗАНО родиться на свет. Иначе это может оказаться непоправимым.

Первым произведением А.М. Булгакова, с которым мне довелось познакомиться в далеком 1975 году был, разумеется роман «Мастер и Маргарита». ЭТО — настолько отличалось и от классики XIX века, и, тем более, от всего и всяческого соцреализма, что не могло не произвести самого неизгладимого впечатления.

Помню как я, шестнадцатилетний, поймал себя на вполне идиотской мысли: «ТАКИХ (текстов?!) НЕ БЫВАЕТ» - и уже тогда поразился этому ее идиотизму. Это было подобие мгновенной и острой влюбленности, - которая, при этом продлилась долго, много лет.

И тогда же, с первого прочтения, возникло что-то вроде разочарования одним из, - по-другому просто не может быть! - центральных эпизодов романа, - Балом. Разумеется, мне в те поры было просто НЕ С ЧЕМ* сравнивать, - молод был и, попросту, не гуманитарий по складу и подготовке, - однако осадочек какой-то оставался. Нет, написано безукоризненно, но, - как бы это получше выразиться? - для просто писателя. Не для того, который: «В белой мантии с алым подбоем...» - или сцены прощания на Воробьевых Горах. А тут, - как если , ожидая Откровения, катарсиса, получаешь очередную проповедь.

Михаил Афанасьевич!!! Вы же знаете, как я вас уважаю, - но в одном ключевом эпизоде своего великого романа вы сознательно ввели своих читателей в заблуждение, сознайтесь. Чтобы на балу у самого Сатаны! Раз в году по весне!! Королеву Бала!!! Да еще носящую имя Маргарита !!...! Гости целовали – в колено???

При том, что на самых, что ни на есть, простецких шабашах явившегося в разгар торжества самого, что ни на есть, простецкого дьявола принято было целовать все-таки, немножечко, под хвост?

А еще есть интересные описания самой банальной «черной мессы». Той, «в двух видах» которой участвовала мадам де Монтеспан.

Никогда в колено не верил. Как в первый раз прочитал, в шестнадцать лет, - так с тех пор и не верю.

Я тогда не знал о шабашах ничего. И, клянусь, даже не мыслил не то, что о какой-то там «темной» эротике, столь характерной для европейских историй про Дьявола и ведьм, но и ни о какой эротике вообще.

Просто даже само слово «колено», вместе с той самой губкой для протирания, в данном контексте звучит как-то тупо, выбиваясь из безукоризненной Булгаковской стилистики, фальшивя против нее, вытарчивая из текста, как репей из модельной прически.

Представляете себе, чтобы Мастер на полном серьезе, не в шутку, написал что-нибудь вроде: «Ему набили лицо» - или: «Он положил руку на ее половой орган»? Тьфу. Лучше, пожалуй, даже и не представляйте. Это у Ильфа с Петровым подобное и выглядело бы естественно и воспринималось бы как надо.

Так что я, к примеру, даже не сомневаюсь, что на том балу и Марго целовали бы, как положено.

Вот именно.

Да, там были сотни, если не тысячи гостей, и на самом деле ритуал униженного приветствия, по совокупности обозначал ласку, далеко выходящую за предел, то есть ласку смертельную. Наслаждение, переходящее в пытку, в казнь, с неизбежными даже для ведьмы безумием и смертью в конце. Разумеется, тема «колена» только повод задуматься, а «приветствие» - только частность. Просто не следует забывать, что Воланд вообще, сам по себе, не что иное, как воплощенные Ложь, Безумие и Смерть.

А все остальное, особенности поведения, бытовые привычки, небольшие, такие человеческие слабости, - Князя Тьмы!!! – излюбленные его риторические приемы и пронизанный тонкой, темной иронией юмор, что с таким устрашающим реализмом описаны в романе, только декор, мишура, мелкие детали. Такое впечатление, что автор сам испугался бездонного ужаса, на самом деле воплощенного в его герое. И, устрашившись, начал поспешно декорировать его всеми этими деталюшками, фиксируя на них внимание читателей, лишь бы образ возлюбленного им Мессира получился как-то потеплее. Это даже не гроб повапленный, это веселенькие такие цветочки (лучше розовенькие или вроде незабудок), намалеванные на вратах Ада. Поверх бездонной, поглощающей все без следа и возврата, Пустоты.

Понимаю, что того, как это ДОЛЖНО было выглядеть, исходя из сути событий и героев, никто не напечатал бы.

Вполне возможно, сам Булгаков не решился перенести на бумагу, - провести в Реальность! - образы, проникшие в его воображение на самом деле.

Печальнее, если не решился даже вообразить. Даже до воображения допустить истинный облик Темы во всем ее масштабе.

Я долгие годы читал и перечитывал роман. А вот телесериал, - совсем неплохой, не отношусь к его злобным критикам! - оказал на меня совсем неожиданное действие. Посмотрев, я почувствовал вдруг, что РАЗЛЮБИЛ САМУ КНИГУ и больше не буду ее перечитывать.

Тут какие-то священники разоблачали ее с точки зрения содержащейся в ней морали, - но тут другое. Вдруг вылезла какая-то эстетическая, композиционная неполноценность произведения.

Тот, кто решился живописать Сатану, должен быть готов воспользоваться ВСЕМИ потребными средствами. Не решаешься, опасаешься, боишься, БРЕЗГУЕШЬ, наконец, - НЕ ПИШИ! Скорее всего, в этом своем решении ты будешь ПРАВ. Это, может быть, неудача, но не ГРЕХ. Грех, это когда, - при подобном замысле, - НАПОЛОВИНУ**.

*Гете, сохраняя такт, не стал впадать в ханжество, обошелся.

Фауст

(танцуя с молодою)

Прекрасный сон я раз видал:

Я перед яблоней стоял;

Вверху два яблочка на ней;

Я влез на яблоню скорей.

Красавица

Всегда вам яблочки нужны:

В раю вы ими прельщены.

Я рада, что в моем саду

Я тоже яблочки найду!

Мефистофель

(танцуя со старухою)

Встревожен был я диким сном:

Я видел дерево с дуплом,

В дупле и сыро и темно,

Но мне понравилось оно.

Старуха

Копыта рыцарь, я для вас

Готова всем служить сейчас:

Дупло охотно я отдам,

Когда оно не страшно вам.

** «Узнав, что путь мой лежит к Океану Смерти, я с полдороги повернул назад. И с тех пор все тянутся и тянутся передо мною глухие, кривые, окольные тропы".

"Россия ставит на колени экономику США": Русские добились своего. Ни одна страна в мире не сможет помочь Вашингтону

Беспрецедентное решение Владимира Путина оказалось наиболее болезненным ударом по Вашингтону, чем можно было предположить. Русские добились своего. Из этой ситуации выйти никак нельзя. ...

«Живу как собака» – олимпийская призёрка поделилась, как ей тяжело жить в Лондоне, но в Россию не хочет

«Живу как собака» – это из Лондона раздаются откровения Алёны Заварзиной, которая благополучно эмигрировала на Туманный Альбион ещё в 2019 году.Помнится, была такая весёленькая песня: «...

Если Украина рухнет до 9 Мая, Европа покажет России кукиш из-за забора

В предыдущие периоды СВО Запад вооружал украинскую армию, которая за восемь лет войны в Донбассе обкатала 800 тысяч человек. Потом к ним добавились 200 тысяч добровольцев. У них получил...

Обсудить
  • Пафос - излишен. Суть - верна.
  • Извините, весь роман Булгакова был написан ДЛЯ ЛУНАЧАРСКОГО, который себя открыто причислял к масонам, то есть в романе литературно были описаны основные масонские постулаты - и ГЛАВНЫЙ : "Добро беспомощно, Силу имеет только Зло, поэтому Зло - это, собственно, Добро и есть - это движение" ... Луначарского сняли... Масонская направленность романа в то время была понятна всем - роман запретили. И только когда про эту связь забыли, когда масоны стали чем то вроде адвентистов седьмого дня - тогда роман разрешили. Просто поймите - Булгаков писал Воланда не библейского...
  • :clap: :clap: :thumbsup:
  • Придется перечитать роман. Хотя читал его более 10 раз точно. А еще сущность Сатаны пытался описать Даниил Андреев в Розе мира
  • Михаил Афанасьевич вообще не был настолько смелым, чтобы описывать темные оргии такими, какие они есть. Это слишком страшно, это раз. Душа Автора воспротивилась, и правильно сделала. С нее, с Души, хватило увлечения наркотиками, бабами и вот этой чертовщинкой. Душа, она знает последствия. Ну и два - Автор знал, что все его тексты отправляются, куда следует (сестра третьей жены отправляла через своего супруга), и сидеть в сумасшедшем доме Автору не улыбалось. Ну и три - остатки страха Божьего у Автора оставались. Я тоже разлюбила этот роман, кстати, но за другое. За наркоманские видения.