Скептики, скепсис, ирония

4 356

У терминов «скепсис» и скептицизм довольно много трактовок, и мне не удалось сыскать буквально ни одного ни единого положительного:

Даже «философский скептицизм» трактуется, как «сомнение в возможности достоверного знания». Иными словами, он представляет собой мировоззрение, в конечном итоге обозначающее сознательный отказу от любого позитивного познания. В самом деле, зачем познавать, если познание, достижение достоверного знания, — невозможно априори?

Так называемый «обыденный скептицизм», вопреки названию представляет собой, пожалуй, еще более интересное явление. Обычно оно трактуется, как: «Критическое отношение, недоверие к кому-либо или чему-либо, сомнение в истинности и правильности» - но трактовка эта представляется сомнительной. Недоверие, сомнение в КОНКРЕТНЫХ случаях может быть основанным на опыте, знании того, как развиваются СХОДНЫЕ ситуации.

Недоверие/сомнение может и не распространяться на качественно иные ситуации, не носить универсального характера, не составлять основы мировоззрения индивида или какого-то ограниченного сообщества.

Если критическое мышление сводится к стремлению выяснить до конца, то есть определить критерии истинности, собрать информацию, поставить, в конце концов опыт, - это не скептицизм.

Тот скептицизм, который действительно распространен в нашем обществе, на самом деле ближе к неверию априорному, неверию ЗАРАНЕЕ. НЕКРИТИЧЕСКОМУ — неверию.

По сути, неверие без проверки ничем не лучше ЛЕГКОВЕРИЯ, склонности без всякой проверки (включая проверку на «оселке» здравого смысла!) верить во что угодно и кому угодно.

Оно даже хуже. Легковерного простеца в ряде случаев могут и НЕ обмануть, просто не станут этого делать, он поступит согласно сказанному, - и выиграет.

Заведомо ни во что не верящий в некоторых случаях избежит проигрыша, но зато уж не выиграет просто ЗАВЕДОМО.

Кроме того, все, включая самих скептиков, склонны не обращать внимание на очевидное обстоятельство: не верить ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ни во что, вообще говоря, затруднительно. Какое-то конкретное неверие обозначает, чаще всего, веру в его противоположность.

Не верите в Бога, - верите либо в Сатану, либо, что куда чаще, ВЕРИТЕ в Отсутствие Бога, потому что сие — ТОЖЕ недоказуемо хотя бы в силу того, что у Всевышнего — нет определения. Так что и в отсутствие остается только верить.

Обратите внимание: «не верящий в любовь» чаще всего превосходным образом верит в ненависть. Не верящий в альтруизм и даже обычную порядочность, как правило, свято уверен в существовании эгоизма, своекорыстия, тотальной продажности и тому подобных вещей.

Предлагаю любому читающему мысленный эксперимент: спросите себя, не придерживаетесь ли вы, в общем, тех же взглядов? Практически не сомневаюсь, что, в основном, — придерживаетесь.

А следом, - второй. Представьте себе знакомого Скептика, который НЕ ВЕРИЛ БЫ, к примеру в тотальную коррупцию, полнейшее равнодушие «властей» к судьбам «народа», в то, что предприниматели думают только о наживе, - и тому подобные распространеннейшие мемы.

Даже не смешно. И дело не в том, насколько отражают действительность эти истины, главное, - верят же, верят «скептики»!

Верят наивно, светло и радостно, верят с первого предъявления во все плохое, кто бы и какую бы чушь им ни преподнес.

Неверие и сомнение тех, кто позиционирует себя в качестве скептиков, - оно на самом деле глубоко избирательное, и, таким образом, не имеет никакого отношения к поиску истины.

Такой скептицизм не есть мудрая осторожность, не стремление во всем найти истину под напластованиями лжи, не поиск первоосновы, а просто, чаще всего, самый дешевый, - не требующий, практически, никаких усилий вообще! - способ сойти за умного.

Если хорошо отработать немудрящие приемы: тухлый взгляд, отсутствие мимики, брезгливое выражение на лице, многозначительные паузы, и применять все это в ответ на ЛЮБОЕ проявление энтузиазма или простой увлеченности, можно приобрести определенное влияние на окружающих. Те, кто не относятся к числу искушенных в практической психологии или особо стойких психически, начинают их побаиваться, заглядывают в глазки, дабы избежать испорченного настроения, и, мало-помалу, становятся объектом манипуляции*.

Научиться, всего-навсего, «открывать глаза», а, по сути, демотивировать тех, у кого еще не сложилась собственная твердая позиция, и дело сделано.

Самое смешное, что они и впрямь считают себя мудрецами. Этакими Тертыми Калачами, знающими Истинную Цену всему на свете**. На самом деле они такие же идеалисты, как и те, кому они так любят «открывать глаза», «обламывать», разочаровывать и т.п., только не розовые, а черные.

Их ничуть не труднее обмануть, чем безудержного оптимиста, достаточно поменять полярность: скажи ему что-нибудь про «цифровизацию», радиацию, ГМО, «графеновые лезвия»*** в составе вакцин, Коварные Замыслы Жыдов, пальмовое масло, - и он твой, «делай с ним, что хошь».

Да что там не труднее, - легче: они, как правило, неимоверно самоуверенны, ни на секунду не сомневаются в истинности своего мнения, хотя, чаще всего, информированность их самая убогая, немногочисленные знания совершенно бессистемны, а то самое критическое мышление, которое должно представлять собой саму СУТЬ скептицизма, у них отсутствует вообще. Поэтому они верят в то, что им нравится, безошибочно выбирая вариант погаже****.

Безнадежные неудачники, - а как можно добиться удачи в КАКОМ УГОДНО деле, если ты не принимаешься НИ ЗА ОДНО в силу заведомой его безнадежности? - они заражают других, гасят энтузиазм, уничтожают оптимизм, способствуют распространению депрессивных настроений, особенно в тех случаях, когда меняется мир, бытие смутно, не определено и твердость духа нужна особенно сильно.

Для полноты охвата нельзя не упомянуть важную частность, которая, казалось бы, совсем «в другую степь»: иронию. Казалось бы, высоко ценимое, не всем данное, тонкое искусство. На самом деле дело с иронией обстоит примерно так же, как критическим мышлением. Как одно при переразвитии незаметно перерастает в тотальное неверие, скепсис, так и с иронией можно переборщить, сделав ироническое отношение — всеобъемлющим.

Разумеется, это для тусовок «интеллектуалов», особенно для таких, где Плоская Земля, «графеновые лезвия» и даже опровержение Теории Относительности не прокатят ни в коем случае. А ирония — так вполне: если умеешь с ТОНКОЙ насмешкой относиться К ЧЕМУ УГОДНО, значит, - остроумный, если остроумный, - значит умный, значит, - твое мнение имеет значение, и тебя будут цитировать, распространяя его дальше.

Почему это не есть хорошо? Поставим еще один мысленный эксперимент: напишет ли кто-нибудь хорошие стихи в компании, где присутствует такой вот тонкий иронист? А еще ирония может прикончить едва нарождающуюся любовь. И, тем более, ЛЮБОЕ проявление альтруизма, любой проект, направленный к общему благу*****.

Может быть, кому-то покажется интересным тот факт, что иронию считают СПЕЦИФИЧЕСКИМ атрибутом т.н. постмодернизма. (https://cont.ws/@kapabah/19678...Течения, в общем сводящегося к отмене какой-либо определенности, стиранию всяческих граней и различий (включая, например, различия между мужчинами и женщинами), растрачиванию любого потенциала, по возможности, - бессмысленному. АННИГИЛЯЦИИ.


К чему все это? А к тому, что развелось в последнее время скептиков, взыскующих дешевой популярности «мудрецов, адептов бездеятельности и неудачи, уныния и тлена, - как опарышей в дохлой крысе. И тому, кто не хочет, чтобы жизнь его превратилась в трясину неудач и безнадежности, следует таким деятелям противостоять.

Если не уверены в себе, - просто прекратите общаться. Прислушайтесь к здоровым инстинктам, держитесь подальше. Отойдите, чтобы не слушать слов, несущих отраву, и не видеть брезгливой рожи и тухлого взгляда в его погасших гляделках. Но лучше, разумеется, сделать так, чтобы ОН ушел и больше никогда-никогда не появлялся в данной компании.

Если созданную на Западе в последние 10-20 лет «культуру отмены» и следует изучить, так именно для того, чтобы во всей красе, с полным набором методов, со всей систематичностью применять к такого рода типам.

На худой конец, если уж нет совсем никакой возможности просто пришибить и кинуть в компостную яму, сойдет и социальная смерть.

*Примером такого явления в его крайнем выражении, выдающимся в этом смысле, пожалуй, ПРЕДЕЛЬНЫМ в своей выраженности представителем такого человеческого типа может служить Фома Опискин из «Села Степанчиково...»

** На самом деле — нет. Да и то сказать, - откуда бы это взяться обширному жизненному опыту у Премудрого Пескаря, сроду ничего не предпринимавшего. У Тертых Калачей — насыщенная биография, карьера и, зачастую, опыт предпринимательства.

*** Кто бы мне ОБЪЯСНИЛ, - что это, ради всего святого, ТАКОЕ?

****Некто Йозеф Геббельс очень хорошо знал это свойство натуры обывателя и прямо-таки талантливо его использовал.

***** Вот признайтесь хотя бы самом себе, дочитав до этих слов не улыбнулись ироничненько? Не опустили уголки губ в скептической гримаске? Хотя бы мысленно?

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить
  • Не люблю иронию. Юмор - добрый, можно вместе поржать над неудачей (да и над самим собой в том числе). Ирония - ядовитый плевок в кого-то.
  • :blush: :thumbsup:
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: Скептики и пессимисты, это кандалы на ногах созидателей и первопроходцев.