Бенни Гудмен
Американский джазовый кларнетист и дирижёр.
Поклонники Гудмена прозвали его “Королем свинга” и “Патриархом кларнета”.
Годы жизни 1909 -1986.
Benny Goodman (полное имя Benjamin David Goodman — Бенджамин Дэвид Гудмен). Его родителями были евреи – эмигранты из России. Всего в семье было 12 детей.
Начало 20 века называют «веком джаза». Этот период принес с собой новые танцы, новые модели одежды, новый сленг. Второй раз такой бум был уже в 60-е годы.
Между джазовой лихорадкой 20 х годов и бумом рока 60 х имел место период, известный как «эра свинга». Она характеризуется своими взглядами на популярную музыку, своей модой («стильный» костюм с широкими лацканами и мешковатыми брюками), своими танцами («джиттербаг», «трак», «линди хоп»), своим сленгом. На джазовой сцене такое искусство явилось в 1934 году в лице молодого неизвестного кларнетиста Бенни Гудмена.
В отличие от большинства белых музыкантов, выходцев из среднего класса, он происходил из рабочей семьи. Гудмен не отличался общительностью. Он не искал дружбы с нужными людьми. Он был нетерпим к менее способным музыкантам. Работать с ним было нелегко — ошибок он не прощал. По этим причинам Бенни многие не любили.
Как бы то ни было, он был одним из лучших исполнителей в истории джаза.
С десяти лет Гудмен занимался в небольшом ансамбле при синагоге. К двенадцати годам он начал выступать перед публикой, а с пятнадцати лет уже работал профессионально.
Первые записи Гудмена вышли в 1927 году. Предпочитая не связывать себя контрактами на длительный срок, он работал на радио, в студиях звукозаписи, играл в танцзалах.
В 1928 году с оркестром Бена Поллака Бенни приехал в Нью Йорк. Первой композицией Бенни, получившей известность, стала «Oн нe cтoит твoих cлёз» («Не’s Nоt Wоrth Yоur Tеаrs»). Запись была сделана в январе 1931 года при участии певицы Скрэппи Ламберт. Это и стало началом блестящей карьеры Гудмена. В 1934 году уже 4 его композиции попадают в десятку лучших.
Гудмен сделал несколько записей с разными исполнителями, среди них: «Riffin' the Scotch» и «Your Mother's Son in Law» с участием Джека Тигардена и Билли Холидей (это была ее первая запись).
В 1933 году Бенни решил создать собственный ансамбль. В марте 1934 года Гудмен и его брат Гарри, игравший на тубе и контрабасе, собрали оркестр из высокопрофессиональных музыкантов. К концу года оркестр уже выступал на радио в регулярной вечерней передаче «Давайте танцевать».
Дебют оркестра состоялся 1 июня 1934 года. А еще через месяц инструментальная композиция Гудмена «Лyнный cвeт» (Мооn Glоw) поднялась на вершины хит-парадов. Затем последовали «Вepь мнe» (Таkе Му Wоrd) и «Tpyбa зoвёт тaнцeвaть pэгтaйм» (Вuglе Саll Rаg). Начиная с этого времени и до начала 1940-х годов композиции Бенни все время находились в десятке лучших.
У оркестра появились поклонники. Так начался свинговый бум. Оркестру и манере игры Гудмена стали подражать. В 1937 году количество таких ансамблей исчислялось десятками, в 1939 — сотнями.
Важную роль в популяризации свинговых оркестров сыграло радио. В середине 30 х годов радиоприемник стал непременным атрибутом любого американского дома. Каждый вечер радио транслировало выступления различных ансамблей. Это служило им бесплатной рекламой.
В 1938 году появилась композиция Гудмена «Пoй, пoй, пoй, нo нe зaбyдь и пpo cвинг» («Sing, Sing, Sing - With a Swing»), удостоенная премии «Грэмми».
Бенни Гудмен (Benny Goodman) во многом был ПЕРВЫМ.
1.Он стал первым из джазменов, исполнявших классическую музыку. Он делает записи некоторых произведений классической музыки, в том числе Аарона Копленда, Франсиса Пуленка, Иоганна Брамса и Клода Дебюсси. В его репертуаре были также “Koнтpacты” (для скрипки, фортепиано и кларнета) Бартока, концерты для кларнета и симфонического оркестра Моцарта, Хиндемита и Копленда.
2. Впервые в истории джаза он пригласил в свой оркестр негритянских исполнителей Лайонела Хэмптона, Тэдди Уилсона и Чарли Крисчиена.
3. В первый раз в истории Гудмен дал джазовый концерт в Карнеги-холле.
4. Его бэнд оказался первым американским оркестром, совершившим поездку в СССР. С 1956 года Гудмен начинает свои гастрольные выступления по всему миру. В 1962 году он приехал в Советский Союз, после чего появился альбом концертных записей «Бeнни Гyдмeн в Mocквe».
5. Уже будучи всемирно признанным мастером джаза, Гудмен в 1951 году брал уроки исполнительского искусства. Его учителем стал известный английский кларнетист Реджинальд Келл, приехавший в США.
Текст написан на основе: А.Г.Кузнецов. Из истории американской музыки. Учебное пособие. СПб, 2018.
Оценил 1 человек
1 кармы