Нововведение в редакторе. Вставка постов из Telegram

Блюз. Начало.

0 732

Блюз был и до сих пор остается краеугольным камнем джаза.

Первые звукозаписи блюзов были сделаны в начале 1920 х годов, когда этот вид негритянской музыки уже сформировался. Где, когда и как он возник — неизвестно. Есть версия, что блюз развился из спиричуэла, поскольку оба они по характеру «грустные». (Википедия: Спи́ричуэлс, спиричуэл (англ. Spirituals, Spiritual music) — духовные песни афроамериканцев). Однако, наиболее вероятно, что блюз возник во взаимодействии таких жанров, как трудовая песня с ее разновидностями, и спиричуэл.

Из Паутины: «Трудовые песни - это песни, которые являются способом организации работы. Еще Гомер писал о трудовых песнях во время сбора винограда и ткацкой работы. Картинки на старинных вазах показывают, как пение под музыку помогало рабам во время работы. Также гребцы на галерах пели, чтобы в такт грести. Всем известна бурлацкая песня "Эй, ухнем". Общеизвестной она стала после того, как ее начал петь Федор Шаляпин. Ну, а бурлакам она помогала дружнее работать».

Слова африканской трудовой песни были связаны с определенным кругом тем. Это: несправедливость хозяев или работодателей, превратности любви, характер десятника или капитана, изнурительный труд, тоска по дому, тяготы кочевой жизни и т. п. Так что, скорее всего, блюз произошел в первую очередь от трудовой песни: по своей тематике он гораздо ближе к уорк сонгу, чем к спиричуэлу.

Для знакомства с историей блюза я нашла информацию о трех знаменитых музыкантах:

1. Ma Рэйни

2. Ле́мон Ге́нри Дже́фферсон

3. Ха́дди Уи́льям Ледбе́ттер

 Ma Рэйни (1)

             Одна из первых известных великих исполнительниц блюзов, родилась в 1886 г. и в детстве, должно быть, слышала старые формы блюза. Википедия:«Ма Рейни (настоящее имя Гертруда Приджетт). Годы жизни 26 апреля 1886 - 22 декабря 1939. Американская певица, одна из самых ранних профессиональных исполнительниц блюза, начавшая записываться на профессиональной студии. Её часто называют «матерью блюза».

Начала выступать в возрасте 12 или 14 лет, псевдоним «Ма Рейни» взяла после того, как в 1904 году вышла замуж за Уилла Рейни, вместе с которым создала дуэт Rainey and Rainey, Assassinators of the Blue. В период с 1923 по 1928 годы, сотрудничая с компанией Paramount, создала более 100 записей песен. Отличалась очень мощными вокальными данными и стилем пения, очень близким к народным традициям афроамериканцев. Продолжала гастролировать до 1935 года, после чего уехала жить в родной город Колумбус, штат Джорджия, где умерла спустя четыре года от сердечного приступа. В 1983 году Рейни была введена в Зал славы блюза, а в 1990 году — в Зал славы рок-н-ролла».

Кантри-блюз.

И после того, как блюз обрел свою классическую форму, некоторые певцы старшего поколения еще долго продолжали исполнять более архаические его варианты. Несколько таких певцов были записаны на пластинки в 20 х и даже в 30 х годах нашего века. Записанная ими музыка получила название кантри блюза, и, поскольку по форме он свободнее, чем современный блюз, можно предположить, что он относится к более ранней стадии эволюции этого жанра и является промежуточной формой между уорк сонгом и классическим блюзом, окончательно сформировавшимся около 1920 года.Среди исполнителей старых кантри блюзов выделяются двое: „Блайнд Лемон" Джефферсон и Хадди Ледбеттер, более известный как Ледбелли.

Блайнд Ле́мон Дже́фферсон (2).

Его настоящее имя Ле́мон Ге́нри Дже́фферсон. американский блюзмен и гитарист. Годы жизни 24 сентября 1893 – 19 декабря 1929. Родился слепым.«Он рано выучился играть на гитаре, и, ещё будучи ребёнком, уже озвучивал вечеринки и танцы.

 Позднее, когда начались 1910-е, он уже выступал на улицах Далласа. В начале 1920-х Джефферсон зарабатывал достаточно денег и у него были два автомобиля Ford (неслыханная по тем временам роскошь для чернокожего). Фирма грамзаписи «Paramount Record Company» в 1926-1929 годах выпустила около восьмидесяти его пластинок, которые пользовались широкой популярностью у негритянского населения.

 Джефферсон погиб в 1929 году, замерзнув в метель до смерти».(Википедия).





Ледбелли (3).

Ха́дди Уи́льям известный как Ледбе́лли или Лед Бе́лли - американский певец, композитор-песенник, гитарист, легендарный исполнитель блюзов, чьё влияние на последующих музыкантов признаётся огромным.

Годы жизни 15 января 1888 – 6 декабря 1949. Есть версия, что прозвище «Ледбелли» (букв. — «Свинцовое Брюхо») он получил за силу и выносливость. (Здесь и далее информация из Википедии).Одно время, в Далласе, выступал на улицах вместе с Джефферсоном.Ледбелли знал практически все песни своего времени, которые имели какое-либо отношение к репертуару чёрных музыкантов вообще и к блюзу в частности.

Пел он и европейские баллады, и гангстерские блюзы. Он пел все: от рабочих песен до полуцерковных песнопений, от тюремных до ковбойских. Пел везде. И на улице, и в тюрьме. Ледбелли прожил суровую тяжелую жизнь из-за его отношений с Законом. Тюрьмы, лагеря, побеги, бега. Драки, перестрелки. Попытки убийства, даже сами убийства. Разгульный образ жизни. Проблемы, которые создавал себе он сам. Однако в конце жизни музыкант был уже очень и очень известным.

В родном городе Ледбелли, Шривпорте, ему поставлен памятник. В 1980 году Ледбелли вошёл в «Зал славы» Nashvile Songwriter Assiciation, в 1986 году — в Зал славы блюза Blues Foundation, в 1988 — в ещё более знаменитый Зал славы рок-н-ролла. 6 декабря 1949 Ледбелли скончался от болезни Лу Герига.

***

Джефферсон и Ледбелли были самыми популярными из многих исполнителей кантри блюзов. Память об их творчестве является подтверждением того, что блюз — это один из самых долговечных и привлекательных музыкальных жанров XX века. Подобно сонету, блюз отличается лаконичностью и законченностью, он способен возбудить в каждом из нас непосредственные эмоциональные переживания. Сочетание принципов европейской и африканской мелодики придает блюзу особую окраску, которая ранним исследователям часто давала повод говорить, что они слышат в блюзе «крик истерзанной негритянской души». Нет ничего удивительного в том, что джазовые музыканты вновь и вновь возвращаются к этому маленькому чуду. Вот уже почти сто лет они очарованы блюзом, этим неиссякаемым источником вдохновения.

При написании текста я использовала также, кроме Википедии, книгу Джеймса Линкольна Коллиера «Становление джаза». «Популярный исторический очерк»: Радуга; Москва; 1984

Израиль против всех, все против Израиля

Первый зампостпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский отчитался в телеграм-канале: «Совет Безопасности ООН проголосовал по членству Палестины в ООН: 12 — за; 2 — воздержались (Велико...