Джазовый кларнетист и сопрано-саксофонист, один из пионеров джаза. Выдающийся исполнитель новоорлеанского и чикагского стилей. Оказал большое влияние на музыкантов Севера США и способствовал становлению традиционного джаза в Европе.
Беше оказал огромное влияние на джаз 20- х, 30- х и даже начала 40- х годов.
Джонни Ходжес, альт саксофонист оркестра Дюка Эллингтона и один из ведущих саксофонистов мира, сформировался как музыкант, изучая Беше.
Луи Армстронг использовал некоторые приемы джазовой фразировки у Сиднея.
Дюк Эллингтон, горячо любивший Беше, считал его «самым уникальным человеком в джазе».
Сидней Беше родился в 1897 году в обычной креольской семье. В четырнадцать лет он ушел из дома и стал бродяжничать, зарабатывая музыкой. В 1918 году в Чикаго его пригласил в свой оркестр Уилл Мэрион Кук, известный негритянский композитор и дирижер. Прекрасный импровизатор, Беше стал звездой оркестра. Свою первую пластинку Беше записал в 1923 году после возвращения из поездки по Европе с группой «Clarence Williams Blue Five». Одной из первых таких пластинок была «Shreveport Blues». Тут произведение то, но исполнитель другой:
Пьеса 1924 года «Cake Walkin' Babies», сделанная Беше с группой «Red Onion Jazz Babies», записана с участием еще не взошедшей звезды - Луи Армстронг. Ко времени записи «Cake Walkin' Babies» в 1924 г. Беше в совершенстве овладел джазовым ритмом. Несмотря на впечатляющую игру Армстронга, в этой записи все же доминирует Беше. В этот период он был лучшим исполнителем джаза на духовых инструментах и что по чувству ритма с ним мог сравниться лишь пианист Джелли Ролл Мортон.
В течение 20 х и в начале 30 х годов Беше продолжал записываться на пластинки. Для фирмы «Victor» он сделал много записей с небольшим составом. Одна из лучших пластинок этой серии — «Maple Leaf Rag», записанная с группой «New Orleans Feetwarmers», в которой играли Томми Лэдниер и пианист Хенк Дункан. В исполнении этого классического регтайма Скотта Джоплина Беше превзошел самого автора! Он сыграл его с такой захватывающей силой, которая мало кем достигалась в джазе. В середине пьесы есть короткое фортепианное соло, но большей частью слышен один Беше.
Конец 30 х годов был нелегким для малых джазовых ансамблей. Беше оказался вне джаза и зарабатывал себе на жизнь в портняжной мастерской. Но он хотел играть и в 1938 году предложил крупным фирмам грампластинок записать в его исполнении классическое произведение Гершвина «Summertime».
Все отказались, и только Альфред Лайон, владелец небольшой фирмы «Blue Note», специализировавшийся в записях джаза, согласился на предложение Беше. Пластинка имела сенсационный успех.
Вскоре началось возрождение интереса к вышедшему было из моды новоорлеанскому стилю джаза. В 40- х годах Беше вновь стал знаменит, регулярно выступал на концертной эстраде, на радио, был частым гостем в студиях звукозаписи.В 1944 году вышла пластинка с записью одного из шедевров Беше — соло на кларнете «Blue Horizon».
Так, спустя почти двадцать лет после звездного часа новоорлеанского стиля, возник его непревзойденный образец.
Умер Беше во Франции в 1959 году, окруженный почетом и славой, как великий музыкант и наполовину француз.
Примечание: Саксофон – это духовой инструмент с благородным звучанием. Он, наверное, не так распространен, как гитара, но это отнюдь не умаляет его достоинства.Слово «саксофон» произошло от фамилии изобретателя – Адольфа Сакса. Это музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготавливался из дерева.Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже — в симфоническом, также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра. Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки. Инструмент обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.Саксофон-сопрано - самый маленький из четырех наиболее распространенных разновидностей саксофона.
Текст написан по книге:
Джеймс Линкольн Коллиер
Становление джаза
«Популярный исторический очерк»: Радуга; Москва; 1984
Также использовалась Википедия.
Оценил 1 человек
1 кармы