Схиархимандрит Алексий, русин и святой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата

23 3985

Приложение к интервью с лидером румынских русинов Михаилом Лауруком 

Это потрясающий человек, русин, отдавший всю свою жизнь служению людям и Богу, отказавшийся от личного счастья и радости быть отцом, но ставший отцом для всех православных Подкарпатской Руси. Святой отец, без которого православие на моей малой родине и близко не получило бы такого развития. Очень много сделал схиархимандрит Алексий и для вхождения Мукачевско-Пряшевской епархии в состав Московской патриархии. Называя русинов «сыновьями Руси», очень глубоко будет он переживать о том, что Подкарпатская Русь не получила автономию в составе Российской советской социалистической республики, была присоединена к Украинской советской республике.

Данный текст написан мной (скомпилирован и отредактирован) на основании трёх текстов (1, 2, 3), ссылки на которые размещены под данной статьёй, и собственного видения в его организации. Является неотъемлемой частью моего интервью с лидером румынских русинов Михаилом Лауруком. Очень жаль, что люди, имеющие отношение к русинскому движению, которые подали мне идею данного интервью и обещали помочь со студией, «бросили» меня с данной темой – именно поэтому пришлось ограничиться только текстовым его форматом.

* * *

Схиархимандрит Алексий (в миру Александр Иванович Кабалюк; 12 сентября1877, село Ясиня, Австро-Венгрия — 2 декабря1947, село Иза, Хустский район, Закарпатская область, СССР) — карпаторусский православный священнослужитель, миссионер и общественный деятель. Местночтимый святой Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), почитается как преподобный Алексий, карпаторусский исповедник.

                                                        *       *       *

Александр Кабалюк родился 12 сентября 1877 года в селе Ясиня под Раховым, в Марамороше — восточной части Карпатской Руси (тогда Австро-Венгрия), в семье лесоруба Ивана Кабалюка и Анны Кульчицкой. Родители были благочестивыми униатами-русофилами и назвали сына в честь святого князя Александра Невского.

Воспитывался он под руководством своей весьма набожной матери, вследствие чего уже в юном Александре развилось горячее религиозное чувство, отразившееся позже на всей его деятельности. Александр окончит церковно-приходскую школу и поступит послушником в греко-католический монастырь Кишь-Баранья.

Он читал много литературы, стремился к знаниям о вере. Отслужив в армии, Александр решился связать свою жизнь с Церковью. Он отправился к прозорливому старцу Бескидского монастыря, который сказал Александру, что тот должен оставить мысли о женитьбе и посвятить себя служению Богу. У себя на родине Александр Кабалюк, после смерти отца ставший богатым хозяином, узнал человека, который ещё больше познакомил его с православной верой, святынями православия в России, а ещё подарил книгу Дмитрия Ростовского «Духовный алфавит».

В 1905 году Кабалюк поехал в Россию, пробыл там недолго, но загорелся искренней привязанностью к православию и, вернувшись, стал проповедовать среди русинов. Через год он снова побывал в России, в Киеве, а затем совершил паломнические поездки в Почаев и Палестину.

В 1907 году на тайном собрании православного движения в селе Ильницы было решено отправить Александра Кабалюка на Афон, для того чтобы он привез оттуда православные святыни.

В 1908 году он добрался до Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, где, как оказалось, жил монах Вячеслав, русин из села Березново, который познакомил Александра с игуменом монастыря архимандритом Мисаилом (Сопегиным). Вскоре Александр ушел в русский монастырь великомученика Пантелеимона (там же на Афоне), где 8 июля 1908 года пуб¬лично отрекся от унии и перешел в Православную Цер¬ковь.

После беседы с ним, рассказавшим о положении верующих в Карпатской Руси, архимандрит Мисаил собрал Собор старцев монастыря, на котором было принято решение присоединить его к Православной Церкви.

в 1909 году в Хусте был собран очередной тайный съезд православных русинов. Ситуация в регионе накалялась — уже были попытки перехода крестьян в Православие в нескольких деревнях, жителям Изы и Великих Лучек путём тяжелейших испытаний переход удался.

Несмотря на давление, оказываемое властями на симпатизирующих православию русинов, судебные процессы (самым громким из которых в Карпатской Руси на тот момент был первый Мармарош-Сиготский процесс 1904 года) и террор, количество православных увеличивалось. В этом году по предложению униатского священника-русофила Бачинского, служившего в Ясиня, было решено отправить Александра Кабалюка в Россию, для получения священнического звания.

Это стало возможно после того, как, с помощью активного карпаторусского деятеля и внука Адольфа Добрянского, Алексея Геровского, от епископа Холмского Евлогия было получено разрешения на обучение карпатороссов в двухклассной богословской школе, при Яблочинском Свято-Онуфриевском монастыре (Польской Православной церкви, у села Яблочна в Бельском повяте Люблинского воеводства Польши). Александр Кабалюк вместе с несколькими другими юношами был отправлен туда при содействии дяди Геровского, А. С. Будиловича.

Перед Пасхой 1909 г. Александр Кабалюк и некоторые другие карпато-русины были приняты послушниками в Яблочинский монастырь, где обучались в Яблочинской духовной семинарии. 25 марта 1910 г. Александр был пострижен в монашество архимандритом Серафимом с наречением имени в честь Алексия, человека Божия.11 июля того же года рукоположен в иеродиакона; 15 августа — в иеромонаха.

В этом сане, в 1910 году, он и посетил второй раз Афон с заграничным паспортом подданного Российской Империи. Целью этого приезда отца Алексия на Святую Гору была замена российских иноческих документов на афонские, что во многом облегчало ему возвращение на родину, в Австро-Венгрию. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Мисаил радушно принял иеромонаха Алексия, разрешил служить в монастыре, а также добился разрешения у Протата Святой Горы на его служение во всех монастырях и скитах Афона. Четыре месяца преподобный жил на Афоне, пока в начале 1911 года не получил от архимандрита Мисаила удостоверение о том, что он является насельником Пантелеимонова монастыря. Этот документ подлежал утверждению со стороны Константинопольского Патриарха как канонического епископа Святой Горы, поэтому иеромонаху Алексию предстояло с Афона направиться в Константинополь.

В Константинополе отец Алексий просил от патриарха Иоакима командировку в Венгрию. С такой командировкой он мог спокойно явиться в родные края. Отец Алексий подробно изложил патриарху положе¬ние православного движения в Карпатской Руси и вообще в Венгрии.

По одним данным, Патриарх выслушал рассказ о положении дел в Карпатской Руси, подтвердил удостоверение, выданное о. Алексию архимандритом Мисаилом и выдал грамоту на греческом языке с благословением на служение. Правда, по другим данным, патриарх уклонился удовлетворить прошение о. Алексия, а рекомендовал ему обратиться в Сремские Карловцы к сербскому патриарху Лукиану (Богдановичу), главе Православной Церкви в Австро-Венгрии.

С большими затруднениями и тщательно укрываясь, отец Алексий вскоре отправился, по возвращении на родину, в Сремские Карловцы к патриарху Лукиану (с которым иеромонах Алексий объяснялся на мадьярском языке). Патриарх весьма ласково принял его, внимательно выслушал и изъявил желание охотно оказать помощь, но предупредил, что ему известно — власти не хотят допустить организации Право¬славной Церкови в Угорской Руси, опасаясь влияния России на русинов.

«Однако я не отказываю Вам в своей помощи, — добавил патриарх. - Если Вы у себя на Родине действительно для всех свой человек, да к тому еще и иеромонах, то и действуйте во славу Божию. Поезжайте в Мишкольц к протоиерею Гавриилу Мотылю, помощником которого отныне становитесь Вы».

Возвращаясь домой, отец Алексий заехал в Мишкольц к упомянутому протоиерею и получил от него удостоверение о том, что является помощником протоирея Гавриила, с местожительством в Ясине. Отец Алексий устроил там домовую церковь, которую оборудовал складным иконостасом и другой церковной утварью, вывезенной из России. Помимо богослужебной деятельности он работал простым точильщиком, не желая обременять прихожан.

С вышеуказанным документом отец Алексий прибыл и в Мукачево, а после и в село Великие Лучки, где тайно совер¬шил богослужения, на которые собирались ревнители Право¬славия из окружающих сел.

Его приезд вызвал озабоченность мадьярских жандармов. Предъявленную отцом Алексием грамоту патриарха они отослали в Будапешт, откуда было получено разрешение служить отцу Алексию в Ясиня, не выезжая за пределы села.

Неописуемая радость объяла исповедников святого Православия, что Господь сподобил их дождаться православного священника и выслушать православную литургию. Но, в то же время, они глубоко скорбели душой о том, что дело Божие должно было совершаться в глубокой тайне и под страхом наказания.

Отец Алексий тайно обошел многие села, в которых возродилось движение за Православную веру, всех он укреплял, утешал и ободрял, уверяя, что Божия помощь их не оставит. Он совершал требы, служил зачастую ежедневно по нескольку недель кряду. И верующие отца Алексия оберегали и помогали скрываться от мадьярских жандармов. Некоторое время он жил в Хусте, в самом центре гонителей Православия. Здесь в доме М. Палканинца была устроена домовая церковь, в которой отец Алексий ночью совершал богослужения.

По другим данным, Из Великих Лучок преподобный отправился в Хуст, но всякий раз, при переходе из одного места на другое, жандармы задерживали его и под конвоем отправляли в родное село. А когда отец Алексий вторично, по просьбе верующих, приехал в Великие Лучки, власти приказали жандармам арестовать его и пешком отвести в Мукачевскую тюрьму.

В народе поднялось волнение с требованием отпустить его на сво¬боду. Это заставило власти через несколько дней выпустить исповедника и отвезти опять же в родное село.

В то время униатскую епархию, после епископа Фирцака, возглавил епископ Антоний Папп, телом и душой преданный мадьярской власти. Он приложил все усилия к тому, чтобы посредством властей приостановить православное движение. С этой целью последовали репрессии, принудительные меры для привлечения православных в униатскую церковь, учреждена специальная комиссия, которая из дома в дом посещала православные семьи и производила обыски. Напечатанные в России книги, иконы и кресты забирали, «виновные» часто подвергались штрафам, побоям и арестам.

Жандармы нагрянули и в родной дом отца Алексия (в то время он находился в Черновцах), арестовали всех его родных, сделали обыск в доме, все книги и церковную утварь конфисковали, дом закрыли на ключ. Впоследствии организовывались облавы тайной полиции, чтобы арестовать преподобного.

Узнав обо всем этом, отец Алексий удалился в Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь, где всё подробно рассказал о вновь начавшихся гонениях против православных на его родине. Эта весть молниеносно разнеслась по всему миру. Вскоре начали появляться статьи в английских и французских газетах, осуждение властей Изы против беззащитного населения.

За это время в Мараморощине, по данным венгерской газеты, в православие перешло около 14 тысяч человек. По другим, более объективным данным, в результате миссионерских трудов отца Алексия к 1912 г. вернулись в Православие около 35 тысяч униатов - в селах Иза, Великие Лучки, Ясиня, Хуст, Липча, Белки, Ильница, Чумалево, Теребля и др.

Слава о православном батюшке разошлась по всей Карпатской Руси, чем были весьма обеспокоены власти. Слежка за отцом Алексием усилилась, и вскоре он практически не мог уже продолжать свою деятельность.

Из Яблочинского монастыря отец Алексий отправился в Москву, где его приняли на аудиенцию митрополит Владимир и архиепископ Платон (Рождественский), прибывшие из США. Они и посоветовали ему удалиться в Америку, где находилась большая карпаторосская колония. Данному совету отец Алексий последовал, был назначен там на приход. Совместно с священником Александром Хотовицким он окормлял общину американских карпатороссов.

Однако отец Алексий не забывал и о своей пастве на родине — вёл живую переписку, наводил справки о состоянии православного движения и информировал православных в Америке, которые всецело стали на сторону страдальцев.

Но в 1913 году, когда отец Алексий узнал о судебном процессе против православных крестьян-русинов, обвинённых в государственной измене (по которому и сам проходил главным обвиняемым), то решил вернуться на родину, к своему народу, и сдался суду.

После его возвращения в Австро-Венгрию католические власти организовали Мараморош-Сиготский процесс (29 декабря 1913 - 3 марта 1914), на котором отец Алексий вместе с другими 95-ю патриотами Карпатской Руси, деятелями православного движения, был обвинен в «государственной измене».

Показательный процесс, основанный на провокационной деятельности и фальсификациях, длился два месяца. В итоге отец Алексий был приговорён к четырём годам и шести месяцам тюремного заключения и штрафу в 100 крон. Осуждённые были заключены в концентрационный лагерь Талергоф.

Чувства всех приговоренных выразил в заключитель¬ном слове отец Алексий:

«Здесь происходит религиозный про¬цесс... Здесь, как в храме, присутствуют верующие и я, как их священник... Мы не виноваты ни в чем. Все, что нами было сделано, совершено исключительно для Пра¬вославной веры и для блага народа, а потому последнее слово в этом деле скажет сам Иисус Христос... Если придется нам страдать, мы пострадаем за святое дело... Там — на небесах - знают, что в наших сердцах только одно желание: устроить нашу духовную жизнь»

Процесс вызвал большой резонанс во всём славянском мире, в особенности в России. По его окончании император Николай II даровал Алексию Кабалюку золотой напрестольный крест.

Выйдя из заключения, отец Алексий в 1919-ом году продолжил свою деятельность по служению Богу и народу Карпатской Руси. В селе Изе он стал создавать монастырь, 17 августа 1921 года был избран, а на следующий день возведен владыкой Нишским Досифеем в игумена основанного им Свято-Николаевского монастыря.

В 1921 году отец Алексий принимал участие в организации церковного собора Карпаторусской Православной Церкви, автономно существовавшей в составе Сербской Православной Церкви (на который съехалось около четырёхсот делегатов), и лично открыл его. На соборе возрождающиеся православные общины Подкарпатской Руси были организованы в Карпаторусскую Православную Церковь. На съезде был принят устав и официальное название — «Карпаторусская Православная Восточная Церковь» в юрисдикции Сербской Православной Церкви.

В 1923 году был возведён в сан архимандрита Свято-Николаевского монастыря, а в 1924 году епископ Досифей назначил его председателем Карпаторусской духовной консистории и настоятелем города Хуста - то есть отец Алексий возглавит Православную Церковь всего края. В связи с этим служением он не имел возможности постоянно находиться в Изском монастыре и проживал при храме в Хусте и в Домбоках, а в 1925 году окончательно отошёл от настоятельства в монастыре.

Во время «Савватийского раскола», направленного на отделение Карпаторусской Церкви от Сербской, и переподчинения её «Чехословацкой Церкви», отец Алексей остался верен Сербской Церкви и преосвященному Досифею.

В 1930 году он был полномочным делегатом Карпаторусской Православной Церкви на соборе Сербской Православной Церкви в г. Сремские Карловцы. Является одним из авторов обращения "Чешская политика в отношении Православной Церкви в Карпатской Руси" к членам Синода Сербской Православной Церкви.

28 сентября 1935 года участвовал в освящении Пражского Кирилло-Мефодиевского кафедрального собора.

В 1944 году отец Алексий стал инициатором организации Православного съезда в Мукачеве, на котором присутствовали многие известные карпаторусские священники, учёные и общественные деятели. Они составили обращение на имя Сталина, в котором просили включить Карпатскую Русь в состав Советского Союза как самостоятельную Карпаторусскую Республику. Кроме того, 23 священника, участвовавшие в съезде, подписали обращение к Священному Синоду Русской православной церкви, с просьбой о переходе Мукачевско-Пряшевской епархии в состав Московской патриархии.

Отец Алексий был одним из инициаторов данного перехода Карпаторусской Автономной Православной Церкви из Сербского Патриархата в Московский Патриархат и объединения Сербской и Константинопольской православных юрисдикций Подкарпатской Руси под властью Московского Патриарха (акт 22 окт. 1945 о присоединении к РПЦ Мукачевско-Пряшевской епархии).

Также было принято решение направить в Москву делегацию русинов, возглавил которую карпаторусский учёный и общественный деятель Георгий Геровский. В 1944 г. отец Алексий во главе делегации карпатороссов, совместно с архимандритом Феофаном (Сабовым) и профессором П. Линтуром, прибыл в Москву.

В СССР делегация была показательно радушно встречена, делегатов принял Патриарх Алексий, на встрече с которым они ещё раз заявили о том, что «решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР. Мы не хотим быть чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими (русинами) и свою землю желаем видеть автономной, но в пределах Советской России».

Однако всё уже было предрешено, и никто в советском правительстве не собирался всерьёз рассматривать желания русинов, Подкарпатская Русь была присоединена к Украинской ССР.

Алексий Кабалюк очень тяжело воспринимал эти события. После вмешательства советской власти в церковные дела Карпатской Руси православие вновь оказалось под угрозой, началось закрытие и разорение храмов, притеснение верующих, тотальная украинизация.

Скончался отец Алексий 2 декабря 1947 года (19 ноября по старому стилю) в Домбокском женском монастыре, приняв схиму. Похоронен был на братском кладбище Свято-Никольского монастыря в Изе.

12 марта 1999 года были обнаружены практически нетленные мощи схиархимандрита Алексия, и 21 октября 2001 года митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) совершил в Свято-Никольском монастыре Изы прославление его в лике святых как преподобного Алексия Карпаторусского.

Память святого стала совершаться как в день преставления (основная), так и в день торжественной канонизации. Православные Восточной Словакии чтут память отца Алексия как исповедника, его мощи почивают в устроенной им Иза-Карпутлашской обители.

Рака с мощами Алексия Карпаторусского в селе Иза, Закарпатье

                                               *        *        *

                                                   Ссылки

1. Алексий (Кабалюк) - Википедия

https://ru.wikipedia.org/wiki/...

2. АЛЕКСИЙ КАРПАТОРУССКИЙ – Древо

https://drevo-info.ru/articles...

3. ЖИТИЯ СВЯТЫХ. ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСИЙ КАРПАТОРУССКИЙ И ЕГО МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

http://hram-nikola.kiev.ua/zhi...

                                                   *        *       *

Мой канал на дзене: https://zen.yandex.ru/id/5a608...

и на ю-тубе: https://www.youtube.com/channe...

(чуть позже восстановлюсь, том же стиле - короткие "ударные" видео на русском, украинском и русинском).

Специально для журнала "Южнорусский фронт" на КОНТе https://cont.ws/jr/juzhnorussk...

сайта "Канал независимых новостей" http://cnl.su/

и NEWS EXPRESS https://news-express.ru/

Трамп, Европа, два хохла

А как правильно: украинофоб или украиножер? Истерика среди европейских «ястребов», начавшаяся после победы Трампа на выборах в США, не только не думает затухать, но и продолжает уси...

Россия переиграла Америку её же картами: Чем обернётся урановый удар по США?

Россия ввела временные ограничения на экспорт обогащённого урана в США. Такое решение было принято по указанию Президента Владимира Путина в ответ на введённые Соединёнными Штатами санк...

Пять минут хорошего настроения. Просто ха-ха

Сделают вам работу: 1) быстро, 2) дешево, 3) качественно. Раньше вы могли выбрать любые два пункта. Теперь, увы, только один.Никогда бы не подумала, что в 40 лет я не лягу спать, пока н...

Обсудить
  • Великая схима.. и политика- несовместимые понятия...
    • rky
    • 1 июля 2018 г. 21:24
    очень интересно! :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :clap:
  • Дивен Бог во Своих святых!
  • Пути Господние неисповедимы. Трудная судьба в борьбе за веру и правду выпала на долю преподобного Алексия. Мир его праху.