Экслибрис как искусство

23 14300

Экслибрис - (от латинского ex libris — из книг) — книжный знак, свидетельствующий о принадлежности данной книги какому-либо владельцу.

Еще пару столетий назад экслибрис был непременной принадлежностью библиотеки знатного рода. Ему придавали такое же значение, как фамильному гербу. Фактически, он и был библиотечным гербом владельца, передаваясь из поколения в поколение.

Экслибрис придумали в XVI веке в Германии. Среди авторов ранних экслибрисов были такие великие мастера эпохи Возрождения, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах и Ганс Гольбейн-младший.

Ранние экслибрисы носили чисто охранную функцию. Первыми были надписи на рукописных книгах, сделанные их владельцами. Эта надпись подтверждала, кто является собственником книги, и называлась «владельческой надписью»: «Сия книга попа Родиона Сидорова сына, грешного и недостойного» (XVI в.). Желая сделать пожертвование «во искупление грехов», владельцы книг иногда передавали их в дар церкви и указывали на книге цель своего пожертвования. Такая запись называлась «вкладной записью» и помещалась обычно на первой странице рукописи, где обозначались число и год дарения, название церкви, имя жертвователя и цель вклада.

Известен также автор самого первого русского рисованного экслибриса. Это некий игумен Досифей, в 15 веке основавший библиотеку при Соловецком монастыре. На некоторых книгах этой библиотеки он рисовал от руки свой экслибрис – круглую, почти замкнутую букву «С», внутри которой сложной красивой вязью было выписано продолжение имени владельца – «вященоинока Досифея».

В России экслибрисы появились в начале XVIII века – наряду с другими европейскими новшествами, введенными Петром I. Естественно, что первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, первые лица государства, представители знати. Знатный владелец книги украшал ее изображением своего герба, сопровождаемым, как правило, гордым латинским девизом. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.

На гравированном книжном знаке Брюса изображен герб, пожалованный ему вместе с графским титулом в 1721 году, и орден Андрея Первозванного, цепью которого окружен щит. Этим орденом Я. Брюс был награжден Петром в 1709 году после Полтавского боя. На гербе девиз “Fuimus” (“Будем”).


В следующем, XIX веке в России личная библиотека постепенно перестала быть принадлежностью исключительно привилегированных сословий. Владельцами значительных библиотек становились писатели, ученые и просто просвещенные люди, что способствовало массовому распространению экслибриса. Но это также приводило и к тому, что из помпезного изображения фамильного герба или замысловатого вензеля экслибрис зачастую превращался в том числе и в простой ярлык, выполненный типографским набором. Он служил лишь для указания фамилии владельца и обозначения постоянного места книги – номера полки и номера книжного шкафа.

Но в ХХ веке, который породил изящную (и, что важно, целостную как произведение искусства) книгу, произошел настоящий ренессанс экслибриса. Экслибрис превратился практически в самостоятельный жанр графического искусства. И во многом благодаря тому обстоятельству, что к этому жанру в России обращались Георгий Нарбут, Иван Билибин, Елена Лансере, Лев Бакст, Константин Сомов, Михаил Добужинский, Александр Бенуа и другие значительные художники Серебряного века.

Экслибрисы, созданные известными художниками:

1 - В.А. Фаворским, 2 - С.В. Чехониным,

3 - М.В. Маториным, 4 - М.В. Врубелем,

5 - М.В. Добужинским, 6 - Н.К. Рерихом

Именно в это время экслибрис обрел новый, более глубокий смысл – он все больше становился отражением личности, духовного мира и печатью вкуса своего владельца. Одновременно с этим началась, по большому счету, и эпоха коллекционирования экслибрисов. Это вид собирательства получил название экслибрисистики.

Сейчас, в начале XXI века, интерес к экслибрису возвращается. И возвращается, как всегда, в немного новой ипостаси. В первую очередь, возрождается интерес к экслибрису, как к личному книжному знаку. Неудивительно, так как в настоящее время все больше людей интересуются своими корнями, восстанавливают разрушенные родовые цепочки, создают собственные геральдические знаки, которые можно передать своим детям. На фоне этого вполне естественным является желание человека иметь собственный личный знак, который что-то расскажет о нем потомкам и убережет книги от расхищения.

Изменения претерпели и технологии изготовления. Если сто лет назад это была преимущественно ксилография, то теперь наибольшее распространение в современном книжном мире получили экслибрисы, выполненные виде оттиска клише, изготовленного из резины. Современное оборудование позволяет отгравировать клише экслибриса настолько высокого качества, что становятся видны мельчайшие детали рисунка. Такая техника изготовления открывает богатейшие возможности для владельца книжного знака, так как позволяет реализовать самый сложный художественный замысел.

Сейчас в мире существуют два музея экслибриса, один из них находится в Москве. Кажется, что растущая популярность книжных знаков будет способствовать поддержанию имиджа России как самой читающей страны мира.

Экслибрисы известных людей.

01. Чарльз Диккенс, 02. Джек Лондон.

03. Артур Конан-Дойль

04. Зигмунд Фрейд(Не мог обойтись без символизма. На нем изображена Загадка Сфинкса с цитатой Царя Эдипа на греческом:" Тот, кто понял великую загадку и был сильным человеком". 05. Джек Демпси.

06. Грета Гарбо. 07. Дуглас Фэрбенкс Джи Эр

Некоторые старинные работы полны удивительным количеством деталей даже по сравнению с рисунками и гравюрами того периода:

И еще несколько экслибрисов  знаменитых людей:Альберта Эйнштейна, Чарли Чаплина, Аркадия Стругацкого, Милорада Павича, Алисы Фрейндлих, Рины Зеленой, Олега Попова, Андрея Макаревича:

Ну, что, а вам еще не захотелось обзавестись своим экслибрисом?

Использованные источники: 

http://bravogift.ru/ex-libris-...

https://hloflo.livejournal.com...

Лишние люди

Учившиеся в советской школе помнят, что русская литература очень любила и уважала «лишних людей». Этим, она, кстати, серьёзно отличалась от украинской, преподававшейся в той же советско...

Пугачёва «убирала конкурентов» и «физически не выносила чужой успех» – рассказал певец Игорь Наджиев

После отъезда Пугачёвой из страны, похоже, что многие люди, наконец-то, впервые смогли выдохнуть – и начали рассказывать, как же НА САМОМ ДЕЛЕ была устроена наша эстрада все предыдущие ...

Невероятное-14: «Подсанкционный» Ту-214 оказался круче, чем Боинг 737 Next

Американские авиастроители попали в «цикл страдания», не в силах создать что-то новоеВ канун нового года — 27 декабря 2024 года — на Казанском авиазаводе (КАЗ) им. С.П. Горбунова самоле...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Занятно... Спасибо!
  • Умирающее искусство, умирает вместе с чтением бумажных книг. У меня есть свой экслибрис.
  • Залез в Гугль поискать для коммента интересный экслибрис и застрял))) Тема классная! :point_up: :thumbsup: