Дошли руки (или ноги?) посмотреть «Территорию». Давно собирался и наконец, собрался.
Сразу скажу: я не люблю так называемые римейки. Это голливудская, западная погоня за деньгами — не наше. Все эти современные попытки повторить успех Гайдая — лично мне отвратительны, как кустарные «копии» шишкинского «Утра в сосновом лесу» в дешёвой сувенирной лавке.
Но ту старую, советскую «Территорию» стоило переделать.
Возможно, современный зритель не в курсе, но одноимённый роман геолога и писателя Олега Куваева был экранизирован ещё в 1978 году, через четыре года после первой публикации.
Фильм Александру Сурину, к тому моменту опытному режиссёру, на мой взгляд, не удался. Остальные его фильмы (аж девятнадцать) тоже не поражают, поэтому Сурин, я думаю, больше задался как актёр, снявшись у Кончаловского в «Асе Клячиной» (роль Степана). Не буду углубляться, почему так вышло. Но не спасли ту первую «Территорию» ни Банионис, ни Глузский, ни Засухин с супругой.
А ведь книга Куваева очень серьёзная. Заметная такая книга: 30 изданий, переведена на 6 языков, удостоена премий. Автор не фантазёр, а геолог с почти 20-летним стажем; всё, что писал, прожил сам или серьёзно изучил по архивам.
И тема — золотая в прямом и переносном смыслах слова. О том, как добывали золото на Чукотке в 40—50-х прошлого века. Что знает современный читатель и зритель о «советском Клондайке»? А почти ничего. Первое, что мне сказали про слово «Колыма» — знаменитая фраза из «Бриллиантовой руки». На карте показать не сумел никто. И мы ещё смеёмся с «тупых» американцев.
Читатель! Зритель! Чукотка известна не только морозами. Она примечательна тем, что русский человек штурмовал её, словно крепость — волнами. Приходил и уходил, пока не остался насовсем.
Возможно, мне возразят. Но я вижу пять волн, пять этапов покорения этого края.
1) Древнерусский. Знаменитый землепроходец Дежнёв открывает в середине XVII реку Колыму. Покорение диких племён, выбивание из них «пушного налога» — ясака, сражения с бандами разбойников, постоянная борьба со стихией. И открытия, открытия на каждом шагу.
2) Ранний имперский. В 1867 году российский золотопромышленник Бенардаки и купец Рукавишников создают «Верхнеамурскую компанию» для поиска и добычи золота в междуречье Лены и Колымы. Экспедиция Черского для геологического исследования рек Колымы, Индигирки и Яны. Экспедиция профессора Богдановича, целенаправленно искавшая золото по заданию Академии наук — и нашедшая его следы.
3) Поздний имперский, дореволюционный. Новгородский помещик Вонлярлярский спонсирует вторую экспедицию Богдановича и пытается организовать промышленную добычу, но его планам мешает русско-японская война. В 1914 году приказчик купца Шустова Розенфельд нанимает для разведки нескольких старателей-одиночек, в том числе, татарина Бари Шафигуллина по прозвищу Бориска, который и находит первые на Колыме самородки.
4) Советский довоенный — самый богатый на события. Гражданская война, японский десант во Владивостоке. Независимая Дальневосточная республика (ДВР — почти ДНР, да). Экспедиции Обручева и Билибина, подтвердившие признаки залежей золота. Постройка Восточно-Эвенской культбазы — будущего города Магадан. Артельщик Поликарпов столбит первый прииск и провоцирует колымскую «золотую лихорадку». Государство поглощает частные и казённые золотодобывающие компании, образуя гиганта «Союззолото», начинается период промышленной добычи жёлтого металла, дефицит рабочей силы и ГУЛаг.
5) Советский послевоенный. Именно его и показывает в своей книге «Территория» Олег Куваев.
Теперь вы понимаете, почему я настолько отвлёкся от фильма. Без истории края, охваченной целиком, словно с высоты, трудно понять жизнь этой далёкой и удивительной части нашей Родины. Трудно понять автора. Тем более, что предлагает он нам вовсе не боевик, не шекспировскую драму, перенесённую куда-то на Север для необычности.«Территория» — практически документальное произведение. Олег Куваев решает в нём непростую задачу, даже несколько: уместить в один сюжет события почти двадцатилетнего периода и показать людей вполне определённого сорта.
Поиск и добыча золота не прекращались ни во время, ни после войны. В фильме (и книге) события разворачиваются в конце 50-х — начале 60-х, но это лишь для простоты. На самом деле, автор объединяет в произведении события большего временного промежутка.
Основное событие в фильме ровно одно — поиск месторождения золота в Чаунском районе Чукотки, в бассейне реки Ичувеем. Этот регион и называется в фильме Территорией.
Ранее, ещё в 30-х здесь было найдено олово. Считалось, что олово и золото в одном районе несовместимы. Поэтому предложение одного из главных героев фильма — геолога Ильи Николаевича Чинкова — о поиске золота руководство государственного треста «Дальстрой» (в фильме — «Северстрой»), проводившего в 1930—1950-х годах освоение Чукотки, отклонило.
Чинков взялся за один сезон доказать, что золото на Территории есть.
Доказал или нет? Нашёл ли золото главный герой или потерпел неудачу? Этот вопрос возникает с первых сцен фильма, и ожидаешь ответа в конце. Поэтому я не согласен с мнением некоторых, что в «Территории» нет интриги. Есть, и это очевидно.
Но ни в книге, ни в обеих экранизациях интрига не выходит на первое место. И это понятно. «Территория» — не боевик, «держать» зрителя закрученным сюжетом не нужно.
Хотя, почему бы и нет? Лично я не вижу в этом ничего плохого. Увлекательный рассказ запоминается лучше спокойного повествования. Это расширяет аудиторию, делает идею фильма доступной для большего числа зрителей. Я не льщу себя надеждой, что «Территория» переманит хотя бы часть аудитории всевозможных «форсажей». Но то, что фильм (по моим данным, на сегодняшний день) собрал в прокате чуть больше 10% от бюджета съёмок — не скоро соблазнит других кинопроизводителей повторить подвиг съёмочной группы «Территории».
В экранизации 1978 года (1 час 32 минуты) нет таких роскошных съёмок Севера, как в новом фильме (2 часа 37 минут), и поэтому он смотрится более динамичным, не «провисает». «Территория» 2014 года кажется затянутой. И в этом очевидный промах авторов, на мой взгляд.
Я понимаю создателей фильма, они хотели показать захватывающие красоты Чукотки, привлекли для этого сверхсовременную технику: самый манёвренный в мире вертолёт Eurocopter AS 350 B3, впервые в России снимали в ультравысоком разрешении 4К и т. д. Им это, без сомнения, удалось — снято просто здорово, глаз не оторвать.
Более того, пейзажи в фильме нужны. Они создают настроение, усиливают эффект погружения у зрителя, подчёркивают образы героев картины. Но «лишний» час экранного времени — это слишком. «Территория» снималась полтора года, отснято 70 часов. Возможно, у режиссёра не поднялась рука вырезать больше. Но пожалев себя, авторы заставили набраться терпенья зрителя.
Фильм, в итоге, получается не просто затянутым. Он незаметно меняет жанр: из драмы превращается в этакий «Клуб кинопутешественников». Этот эффект усиливается закадровым текстом, который читает Ксения Кутепова.
Поэтому впечатление двойственное: ожидаешь драму (в описании фильма указан жанр — «драма»), а получаешь то ли кинодокументалистику, разбавленную сценами по сюжету, то ли историю людей с перерывами на экскурсии по горам.
Кстати, о людях.
Неумеренно «разбавленный» пейзажами фильм смещает акцент с главного — с персонажей. Они уже не так притягивают и вызывают интерес, как в первой экранизации. Хотя Лавроненко в роли Чинкова смотрится не хуже, чем Банионис в старой картине. А Бероев сыграл Монголова даже лучше Шерстнёв, как на мой взгляд.
И не помогли голливудский художник по гриму Лизи Лоусон и дорогие, качественные костюмы: герои не вызывают сочувствия, они поверхностны и ровны. Впрочем, старая экранизация тоже этим грешит. И поэтому я отношу это на счёт сценариста — автора книги Романа Куваева. Роман получился более достоверным, сценарий — не настолько детальный — не смог воссоздать портреты героев. Ну не мастер портрета Куваев, увы, не мастер.
А жаль. Персонажи в романе — колоритнейшие.
Например, прототипом Чинкова послужил Николай Ильич Чемоданов, советский геолог, действительно открывший несколько крупных месторождений золота на Чукотке и Колыме, автор научных работ, талантливый организатор, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премий. Прототипом Баклакова (его играет в фильме Григорий Добрыгин) — геолог Василий Белый, работавший в 50-х начальником полевых работ на Чукотке, ныне профессор, автор более 250 научных работ, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
И хотя люди в фильме разные, центральным автор делает собирательный образ советского геолога — исследователя, учёного, немного авантюриста. Но всегда — думающего дальше и больше, чем о собственном и сиюминутном. Да, таковы были люди в то время, особенно — в дальних краях. В фильме это постоянно подчёркивается — в диалогах, и даже в музыке.
Это, конечно, радует. Помнить о тех, кто искал в немыслимых и недружелюбных далях железо и олово, золото и уран для нас, будущих поколений — очень правильно и честно. И я мысленно снимаю шляпу перед создателями фильма, потому что сегодня, мне кажется, признать заслуги Советского Человека у современных «творцов» считается моветоном. Куда чаще киноделы готовы изображать «эту страну» как комбинацию концлагеря и душегубки.
Хорошо, что в «Территории» это не так.
Но что касается стилистики, то советского в фильме немного. Хотя и успели уже окрестить эту ленту чуть ли не возрождением советских традиций. Советского в ней мало. Одними фразами про интересы страны и декорациями вроде Ан-2 этого не добиться.
Для стиля должно быть единство формы (одежда, техника, декорации), содержания (идея, мораль) и приёма (кадр, свет, акценты). И в этом фильм «Территория» — ну совсем не советский. Чрезмерно опрятные, «прилизанные» персонажи больше всего режут взгляд. Идея распадается вместе с диалогами, затерявшимися в бесконечных пейзажах. Красивая «голливудская» съёмка, но нет крупных планов, подчёркивающих действия и слова персонажей.
И резко, неожиданно звучит на этом фоне «Песня о тревожной молодости» Пахмутовой и Ошанина. Насколько я люблю эту песню, но тут я вздрогнул. Не подходит она к этому фильму, нездешняя какая-то она. Понятно, что авторы хотели усилить потерянный где-то героизм и подвиг, но не получилось.
И, напоследок, техническое.Не порадовала мелкая оплошность сценариста — один и тот же приём повторяется дважды: радость резко обрывают печальным известием. Первый раз — когда свадьба Монголова омрачается известием о смерти Катинского. Второй — в самом конце, когда ликование в честь полёта Гагарина обрывается появлением тяжелораненого Баклакова. На фоне и так не чрезмерно драматичного фильма, такое повторение обедняет, упрощает сюжет.
Когда я сравнивал два варианта экранизации — нынешний и старый — заметил, что авторы нового стараются, насколько возможно, не отходить от сценария автора, Олега Куваева. Достойная уважения строгость, но в данном случае она была не нужна. Фильм можно и нужно было обогатить не только эффектными съёмками, но и убрав огрехи авторского сценария, усилить и улучшить его.
Но это, возможно, был бы уже совсем другой фильм.
Оценили 3 человека
5 кармы