В процессе познания морей людям не раз попадалось на глаза нечто такое, чего они не понимали. Горы, извергающие огонь и дым, загадочные сияния на небе по ночам, кольца вокруг солнца и даже города, будто бы висящие над морем и исчезающие, стоило лишь приблизиться к ним. Всё это так или иначе отражалось в мифах, легендах и сказках. Некоторые из них дошли до наших дней и оставили свой след в мировой культуре. Большинство подобных явлений в современном мире тем или иным путём получили своё объяснение. Об одном из таких случаев и пойдёт речь ниже.
Древняя Скандинавия. Суровый край, выживание в тяжёлых условиях которого создало свою уникальную культуру. Скандинавские боги в своих похождениях и мифах вели себя так же, как и их последователи в реальной жизни. Они воевали, грабили, убивали и праздновали победы. Мифология скандинавов была неразделимо связана с морем. Не удивительно, что увидев в морском походе то или иное явление, которое нельзя было сразу объяснить, викинги немедленно приписывали его деяниям соответствующего бога.
Древнескандинавский монстр в представлении современных художников
В тексте, датируемом XIII веком, имеется описание некоего существа по имени «Хафгуфа». Само это слово с древнескандинавского можно перевести, как «море» и «пар». В преданиях Хафгуфа описывается как рыба, настолько огромная, что может потягаться размерами с островом. Это чудище питается морскими тварями, и его голод так велик, что оно поедает даже китов. В одном из сказаний повествуется, что как-то корабль отважных мореходов плыл между зубов этого монстра, отдыхающего на поверхности, и казалось, что судно идёт между огромных скал, торчащих из-под воды.
В «Speculum regale», древненорвежском труде, написанном в середине XIII века, король рассказывает своему сыну о встрече с этим существом. Он говорит, что оно чрезвычайно редкое и, скорее всего, бесплодное, ведь иначе бы все моря были заполнены его отпрысками. Ещё король описывал то, как Хафгуфа питается. «…оно отрыгивало рыбу, извергая так много пищи, что она привлекала всех ближайших рыб. Как только большое количество скопилось у него во рту и животе, оно закрыло рот и поглотило их всех сразу…».
Изображение морского чудовища на старых картах
Похоже, что упоминания о подобном существе уходят своими корнями далеко в прошлое. Они передавались из поколения в поколение лишь устно, пока не были зафиксированы в летописях.
Ещё одно упоминание об Хафгуфе содержит в Саге Одда (Örvar-Oddr). Там это существо описывают, как самое большое морское чудовище из всех живущих. Повторяются слова о том, что оно питается китами, кораблями и вообще всем, что попадётся в его огромную пасть. В саге название чудовища переводят, как «морской смрад».
Уже гораздо позже учёные, изучающие фольклор этого региона, заметили, что распространённые в Исландии сказания о Хафгуфе могут быть аналогичны норвежским легендам о Кракене. При сравнении источников заметно немало параллелей — огромные размеры, пожирание китов и похожесть отдыхающего на поверхности воды монстра на остров.
С годами легенда не исчезла, а, скорее, перестроилась под новые реалии. Так, в труде «Естественная история Исландии» XVII века упоминается святой Брендан, который служил мессу на спине гигантской рыбы. В тексте не упоминается слово «Хафгуфа». Огромная рыба называется «Яскониус» (Jaskonius). Однако схожее описание прослеживается чётко.
Святой Брендан служит мессу на спине Яскониуса
Но что же стоит за этой легендой на самом деле? Долгое время мифы о Хафгуфе оставались лишь частью локального фольклора. Однако уже в наши дни с развитием науки и изучением морских обитателей можно предполагать, что именно было основой подобных преданий. Дело в том, что что киты используют так называемое «Кормление из ловушки». Это тактика охоты, при которой кит неподвижно лежит на поверхности воды с раскрытой пастью. Он ожидает, когда рыба сама заплывёт к нему в рот за мелкими остатками еды от прошлых трапез. Едва это происходит, кит закрывает рот, захлопывая ловушку. Это очень похоже на описание Хафгуфы в книге XIII века. Также становится понятным происхождение имени чудища. Дым и смрад — схожие по смыслу слова. Запах от оставшихся кусков непереваренной и полусъеденной рыбы, исходящий из пасти китов, должен был быть ощутим издалека. Скорее всего, отсюда и пошло название монстра.
Тактика китов, заманивающих рыбу в ловушку в собственной пасти. Рисунок современного художника
В заключение стоит отметить, что несмотря на то, что миф о Хафгуфе не столь известен современному человеку, он значительно перекликается с куда более медийно «раскрученным» Кракеном. Скорее всего, и та и другая легенда о морских чудовищах размером с остров имеет под собой одну основу. В некоторых древних сказаниях и Хафгуфу, и Кракена описывают, как «огромную рыбу» или «огромного кита». Дальнейшее же описание существа — по большей части плоды человеческой фантазии и мифотворчества. Легенда оказалась столь живучей, что пережила многие столетия и добралась до современного человека. Ведь имя Кракена, огромного монстра, пожирающего целые корабли, известно и по сей день.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
Оценили 7 человек
11 кармы