Если вы читали хотя бы одну сказку П.П. Бажова, то непременно согласитесь со мной, что это – по-настоящему волшебный мир русских преданий. А ведь автор сумел собрать в своих сказах множество фольклорного материала, поверий и легенд, главным среди которых является сказ о Хозяйке Медной горы. Что же это за персонаж? Что сулила человеку встреча с горной властительницей?
От древней богини – к горному духу
Хозяйка Медной горы появляется в легендах тех, кто имел непосредственное отношение к её месту обитания. Уральские горняки ещё в старину любили рассказывать о могущественной жительнице подземных пещер и ходов, что скрыты скалами. Этот мир всегда казался человеку пугающим и таинственным, ведь в нём скрывались опасности, а также хранились сокровища, обладательницей которых и была владычица гор. Были у неё и другие имена – Девка-Азовка, Малахитница.
Как же появился образ Хозяйки Медной горы? На этот счёт мнения исследователей расходятся. Одни считают, что своенравной повелительницей гор стало божество Гумешка, что в древности считалось покровителем той самой «Медной горы» (Гумёшевский медный рудник), где множество лет велась добыча ценных металлов и самоцветов.
Другая группа историков предполагает, что образ Венеры, принесённый римлянами, стал основой для появления Хозяйки Медной горы.
Надо сказать, что, как и древняя богиня, владычица гор отличается необыкновенной красотой. Она описана как зеленоглазая красавица в малахитовом наряде, да ещё и с медными лентами в длинной косе. Нередко Хозяйка Медной горы обращается в ящерицу – вполне обычную, только с короной на чешуйчатой голове. Несмотря на внешнюю привлекательность, горную красавицу называют «поганью», то есть сравнивают с нечистой силой. И, хочу заметить, на это есть веские основания.
Уральская Исида?
Довольно часто о Хозяйке Медной горы говорится как о покровительнице подземного мира, причём не просто пещер и тайных ходов, а обиталища мёртвых. В старину считалось, что мёртвые души проходят сквозь камень скалы, после чего оказываются в малахитовом царстве. Угры, представители древнего народа Урала, называли её Золотой Бабой, поскольку во владениях Хозяйки хранились несметные сокровища. Ведь только подумайте, сколько под землёй хранится скрытых самоцветов и ценностей! Всё это принадлежит ей.
Кстати, имя Золотая Баба натолкнуло исследователей на ещё одну интересную теорию. В древности так назывался идол, которому поклонялись вогулы и многие другие уральские племена. Многие народы мечтали похитить ценное изваяние, которое загадочным образом оказалось на Урале. Как же это произошло? Древнейшие тексты египтян рассказывают о похищенной статуе Исиды, отлитой из чистого золота. Быть может, истина скрывается в этом? Сейчас о достоверности таких предположений можно только гадать.
Своенравная красавица
Как бы то ни было, но со временем Хозяйка Медной горы становится самостоятельным персонажем легенд, непохожей ни на одну из древних богинь. Она оказывает покровительство рудокопам, однако терпеть не может услужливых рабочих, что лебезят перед начальством (как и само начальство). А вот милости от горной властительницы может ожидать свободолюбивый и работящий человек, с открытой душой и чистыми помыслами. Во время начала выработки, Хозяйка сама решает, допускать ли её, а потому, если будет не в духе, отведёт её в сторону или вовсе остановит.
Если говорить откровенно, то при всех своих достоинствах Хозяйка Медной горы остаётся отрицательным персонажем сказов. Нередко те, кто получал дары от неё, всё равно не находили счастья. Множество историй рассказывают, что после встречи с горной покровительницей человек менялся навсегда, а вместе с ним преображалась и его жизнь – причём, далеко не лучшую сторону. Впрочем, такая интерпретация касается многих божеств подземного мира, которые часто ассоциируются у людей с тёмным началом, а значит, приносить свет и добро не могут, даже если оказывают поддержку или награждают человека.
Андрей Шишкин "Хозяйка Медной горы"
Ожившая в памяти
Помимо Медной горы малахитовая красавица покровительствовала горе Азов (именно поэтому её называли Девка-Азовка). Согласно древним преданиям, у основания одной из скал Азова хранились сокровища, спрятанные там не то разбойниками, не то язычниками, что собирали дары своим богам. Поскольку Хозяйка Медной горы являлась древним духом, нередко рассказывали о кончине девушки, что сорвалась в расщелину.
Такая подача образа горной повелительницы стала одним из самых трагических, приравняв её к лесным мавкам или водным русалкам, что также являлись не упокоенными душами погибших женщин. А вот Ф.В. Плесовский в своих исследованиях отмечает, что у племён коми-пермяков и коми-зырян существовало немало легенд о великой Матери-Земле, которая, судя по деталям описания и характеру, крайне походит на Хозяйку Медной горы. Возможно, в новом образе просто ожили старые верования.
Интересно, что при опросе жителей Урала, что проводился в 1981 году, почти все они отметили, что знают Хозяйку Медной горы только по сказам Бажова. Сам же их автор впервые услышал старинные предания в 1892 году от шахтёра-старожила В. Хмелинина, что сохранил в памяти предания своих дедов. Изображение ящерицы сохранилось на гербах некоторых городов Урала. Так, на старом свердловском гербе мы видим это животное в короне – всё, как в описаниях Хозяйки Медной горы. Вот и получается, что образ её является куда более древним, чем нам может показаться. Вероятно, если бы не сам Бажов, мы бы уже вряд ли услышали об этой гордой и холодной красавице с малахитовым взглядом.
Хозяйка Медной горы у каждого вызывает свои ассоциации. Кто-то считает её уральской Снежной Королевой, кто-то – несчастной душой, мстящей за свою гибель, кто-то – сказочной волшебницей, умеющей преображаться и творить чудеса. На мой взгляд, в этом и заключается секрет притягательности этого персонажа – он многогранен, как горные самоцветы, сверкающие на солнце.
Оценили 12 человек
20 кармы