«Зулейха открывает глаза» – или убожество антисоветского кино

1 680

После 1991 года в России сняли очень много исторических фильмов на тему революции, гражданской войны, большевиков и репрессий при Советской власти.

Такие фильмы можно назвать «белогвардейское кино» – по идейному содержанию они как советские фильмы, вывернутые наизнанку. В советских фильмах красные были хорошими, а белые и кулаки – плохими. А в современных «белогвардейских» – наоборот, белые и кулаки положительные, а красные – злодеи.

При этом вот что интересно. Ни один из новых антисоветских фильмов не добился успеха, даже близкого к успеху лучших советских. Более того. Процентов 99 современного «белогвардейского кино» – это дрянь несусветная.

Но почему так получилось?

Похоже, одна из причин в следующем. Советское кино (и литература) о гражданской войне, чекистах, кулаках и т.д. – объясняли мотивацию поступков противников советской власти. Ну то есть откуда они брались, мотивы и цели их поступков – чего эти противники хотели достичь.

Например объяснялось, что белые офицеры воевали против красных, потому что были выходцами из привилегированного меньшинства и до 1917 года жили как у Христа за пазухой. Революция лишила их привилегий – вот они и хотели вернуть утраченное.

А кулаки были против колхозов, потому что разбогатели на эксплуатации бедных крестьян. Колхозы – лишали их той радости, отсюда и антагонизм. Ну и так далее.

То есть в советском понимании помещики, кулаки, белогвардейцы – не адские чудовища, а нормальные люди со своими интересами. Просто эти интересы разошлись с интересами большинства населения.

В итоге война против людей, имеющих свои интересы, чуждые нам – имеет понятный зрителю смысл и сочувственно смотрится в кино.

Современное же «белогвардейское кино» объяснения мотивов поступков большевиков не дает.

Откуда вообще взялись большевики? Ниоткуда. Это злобные марсиане, напавшие на хороших землян. Поэтому отбирают имущество у добрых кулаков и благородных беляков, устраивают склады зерна в храмах и не дают пить вкусное шампанское чувствительным и благородным барышням.

Они плохие, потому что плохие.

Такие персонажи в искусстве называются «опереточный злодей» – то есть злодей, совершающих ничем не мотивированные злодеяния ради самого зла.

И вот на канале «Россия» состоялась премьера сериала «Зулейха открывает глаза», снятого по нашумевшей в свое время книге. И это – типичное «белогвардейское кино».

Сериал начинается неожиданно — Зулейха в исполнении Чулпан Хаматовой открывает глаза и просыпается. И мы следом знакомимся с жизнью главной героини зимой 1930 года в маленькой татарской деревне, где героиня живет с мужем по имени Муртаза и свекровью.

Она ухаживает за свекровью, которая ее ненавидит, не имеет права даже подать голос, регулярно подвергается сексуальному и физическому насилию со стороны мужа и моет полы. Здесь нужно отметить актерское мастерство Чулпан: все перечисленное она делает, не меняя выражения лица.

Если коротко, ее жизнь такова, что любой ГУЛАГ должен восприниматься после этого пионерским лагерем.

Что же в хозяйстве у семьи? Две лошади, корова, куры. (При этом в сарае мы видим тушки бройлерных цыплят, так что нам остается только восхищаться мощью татарского сельского хозяйства 30-х годов.)

И еще мешки с зерном. А на одном из общих планов дома и хозяйства Муртазы показано строение, напоминающее мельницу. Отсюда вывод, что по всем меркам он весьма зажиточный крестьянин.

Но так как вести такое хозяйство в одиночку невозможно (а он единственный мужчина в семье), ему приходится использовать наемный труд или сдавать свое имущество в аренду односельчанам.

То бишь он являет собой ярчайшего представителя собственника на селе или кулака.

А чтобы Муртаза не сомневался в этом, добрые соседи подбрасывают ему агитационный плакат «Уничтожим кулака как класс», для улучшения аэродинамики завернув в него кирпич.

Муртаза очень нервничает по этому поводу, а потому решает зарубить корову (что и делает) и лошадей (тут ему препятствует жена), чтоб они не достались колхозу.

Небольшой нюанс.

В одной из сцен фильма, Муртаза после избиения жены и совокупления с ней идет и ложится под боком у слепой матери, которая вспоминает, что он был четвертым среди ее сыновей. И только его она кормила молоком. Остальным же ничего не оставалось, поэтому они умерли с голоду.

Немного арифметики: Муртазе на вид лет 40, ну пусть 35, то есть родился он в период с 1890 по 1895 год. И жил очень бедно, раз семья голодала настолько, что умерли почти все дети.

Получается, в царской России семье Муртазы была явно не сладко, а вот после 1917 года у него, скорее всего, и появились лошади, корова, куры и мельница. То есть благосостояние.

Но это так, лирическое отступление…

А пока муж Зулейхи решает спрятать несколько мешков зерна в тайнике, чтобы использовать для посева весной. Для этого супруги грузят их на сани и едут в лес, до мусульманского кладбища. В этот момент мы узнаем, что в семье было четыре дочери, которые умерли.

Собственно могила одной из дочерей и есть тайник для зерна, представляющий собой деревянный ящик, закопанный в землю, куда прячут 4 мешка с зерном, а пятый просто высыпают сверху, ибо иначе не помещается.

Что будет с зерном в таком тайнике в ближайшую оттепель или при появлении ближайшей полевой мыши, догадаться несложно. Сложно понять, как с такими хозяйственными навыками Муртаза смог стать зажиточным.

По пути домой семью встречает отряд ОГПУ, который выглядят как банда махновцев. Один одет в шинель и буденовку, начальник в кепку и непонятную тужурку, какая-то женщина – в папахе и в тулупе. (Из-под папахи при этом очень мило выглядывает локон с неплохой завивкой. Сразу видно: визажисты в 30-е в татарских деревнях были что надо.) Видимо, кто что награбил, тот в том и ходит.

Ну а как еще могли быть одеты представители власти в 1930 году?

ОГПУшники интересуются у супругов, как проехать в деревню, на что те молчат. Почему молчат, неясно, но это вызывает естественные подозрения у сотрудников. Один из них видит пустой мешок, из которого вываливается несколько оставшихся зерен пшеницы. И тогда Муртаза выхватывает топор и бросается на начальника отряда. В ответ получает пулю в грудь и умирает.

И вот как вы думаете, что обычно делают сотрудники правопорядка в СССР после того, как застрелят напавшего на них человека? Правильно, они просто оставляют его и едут дальше по своим делам. Они не стали выяснять, кто он, откуда и куда ехал, почему на них напал, не стали обыскивать телегу – просто застрелили незнакомца и поехали дальше.

Именно так и работали органы НКВД в 1930-м году.

Зулейха же – не сотрудник ОГПУ, а жена. Потому она в одиночку довозит мужа до дома, тащит волоком его в постель и пристраивается рядом с трупом. После чего в дом приходят те самые сотрудники с представителями местных властей и постановлением на конфискацию имущества и ссылку Муртазы как кулака.

А в доме планируется разместить сельсовет.

Так как подписать приговор осужденному мешает дырка в его груди, ОГПУшники просят это сделать его жену. Когда же выясняется, что она ни читать, ни писать не умеет, то они решают, что можно вообще ничего не подписывать. Зачем тогда была нужна оная бумага, непонятно.

Паталогически злые начальники начинают описывать имущество в доме, после сажают Зулейху на телегу и под конвоем отправляют по этапу. При этом оставляют в пустом доме старую слепую мать Муртазы, которая так и не понимает, что произошло.

На вопрос местного председателя, что делать со старухой, ОГПУшник отвечает: «Что хочешь, можешь в колхоз взять».

И дальше пустой дом, слепая босая бабка, похожая на белого ходока, выходит во двор и зовет сына.

Почему она осталась одна в доме, который отдали под сельсовет, почему Зулейху отправили в ссылку, а не оставили с бабкой, почему бабку просто не пристрелили? На эти вопросы ответ только один: потому что большевики – чудища злые и непостижимые.

Дальше этап приходит в село, где конвоируемые ночуют в мечети вместе с животными, а ОГПУшница с локоном совокупляется на стоге соломы. Зимой, в неотапливаемом помещении. Интересно, создатели фильма сами подобное хоть раз пробовали?

Итого.

Создатели фильма постоянно стремятся вызвать жалость ко всем персонажам – кроме представителей советской власти. Даже стерва свекровь и тиран муж, по их мнению, заслуживают пожалейки.

Все представители советской власти в фильме – это марсиане, которые напали на хороших землян. Поэтому они отбирают имущество и устраивают склады в храмах. Они плохие, потому что плохие.

Источник: https://marss2.livejournal.com/4193317.html


Кремль чего-то срочно добивается от Киева. Массированный удар - Белоусов дал залп. Такого не было 70 дней

Ранним утром сегодня Белоусов дал залп. Состоялся массированный удар, каких не было на протяжении 70 дней. Били в формате "2+2". И хоть Киев, как всегда, "сбил все ракеты", ограничения ...

«Жестов доброй воли не ждите»: тайный смысл ракетных ударов по Киеву

Сегодня утром российские войска нанесли массированный удар по украинской инфраструктуре. По информации, как минимум, четыре баллистические ракеты «Искандер» поразили важнейшие объекты в...

Обсудить
  • Не столько Зулейха, сколько реакция общества на эту антисоветскую чернуху, да ещё помноженную на русофобию, может наконец-то подтолкнуть власти к решению двух застарелых проблем. Народу это уже надоело до блевотины. Путин наконец-то вплотную занялся национализацией деловой и политической элит, а культурная, самовоспроизводящаяся элита вне поля зрения властей. Ещё у Ги де Мопассана есть такие строки: — Пойми, что это крестьяне, настоящие, а не опереточные. В советской литературе и кинематографе кулаки выглядели близко к истине, а главный "мотор" коллективизации - комбеды, были чисто опереточными. Кто в эти комитеты входил, какой у них были стимулы? - А это 15% имущества раскулаченных, которые комитеты официально могли присваивать, а сколько на самом деле присвоили - никто не проверял, как и то был ли раскулаченный кулаком или явно до этого звания не дотягивал. Они с таким энтузиазмом принялись за решение государственной задачи, что тов. Сталину уже в 30-м году пришлось писать "Головокружение от успехов. К вопросам колхозного движения" - немного осадить особо ретивых. Это славное и трагическое время ждёт объективного, художественного осмысления. Ждёт своего Толстого, солженицыны и яхины не годятся. А пока его нет, этот поток грязи нужно остановить административными методами.