Вот, наконец и гладь пред нами,
Играя лёгкими волнами
На брег бросает пелену
И мы впадаем в тишину.
Прохладу ветра, запах травы,
Где вместо зелени дубравы,
Пустыня озера течёт
И нас чарующе влечёт.
На грань воды, земли и неба,
Где одиночества потреба,
С тебя и спросит, и простит,
И снова к жизни воскресит.
Здесь стойко жить, удел немногих,
Здесь край отшельников убогих,
Немного вместе, много врозь,
Кому –то свыше здесь далось.
Кого-то, кто-то здесь наставил,
Душе спасенье предоставил
И позабыв о суете,
Коснувшись Истинного света,
Молитве, предан до рассвета.
© 30.05.2014 Сергей Овчинников
Зачем люди едут в Осташков? Чего ради так долго трясутся на автомобиле, а то и на автобусе? Нет там ни гор, ни моря, ни живописных песчаных барханов. Ну тогда, может быть там необыкновенный шопинг или рестораны с мишленовскими звездами? Нет и этого. Но есть удивительно сохранившаяся и непередаваемая атмосфера провинциального города XIX века, уникальные архитектурные памятники, сказочные берега Селигера и средоточие духа православия в Ниловой пустыни. Нило-Столобенская пустынь – главная достопримечательность Осташкова.
Про пустыни знают все – там жарко, почва — камень, щебень или песок, скудная растительность, мало воды… У такой местности нет ничего общего с благодатными селигерскими краями. Понятие пУстыни в православной традиции не имеет ничего общего с представлением пустЫни как природной зоны в науке географии. В православии пустынь – это место уединенного жительства одного или нескольких монахов.
О первой половине жизни преподобного Нила Столобенского почти ничего не известно: не сохранились сведения, когда и где он родился, какое имя носил он в миру, забыто, кем были его родители. Время его рождения можно обозначить только так: конец XV века. Первые более-менее достоверные сведения о нем относятся к 1515 году, когда в Крыпецком монастыре около Пскова он принял постриг. С той поры будущий святой стал носить имя Нил. Никто не знает, какие житейские бури и страдания оставил он за своею спиной, но надев монашескую рясу, стал жить отшельником, общаясь только с Господом Богом. Пролетело 13 лет одинокой подвижнической жизни. За это время люди прослышали о нем. Стали приходить: кто за советом, кто досуже полюбопытствовать, кто покаяться в грехах, были и такие, что шли в надежде чем-нибудь поживиться.
А однажды во сне иноку услышался глас свыше, что повелел отправиться Нилу жить на остров Столобный, или как его еще называют, Столбный. В седой древности на этом селигерском острове, что в окрестностях Осташкова, было языческое капище со столбом-идолом в центре. В 1528 году, когда на нем поселился удивительный монах-отшельник, остров был покрыт густым лесом и совсем безлюден.
По имени острова стали называть инока Нил Столобенский. И Господь наделил его способностью прозревать помыслы людей, их поступки, направлять заблудших на путь истинный. А еще он мог исцелять и спасать от неминуемой гибели путешествующих по суше и на воде. И опять к подвижнику стали стекаться люди. Пребывая в трудах и молитвах, во время краткого отдыха, преподобный никогда, даже на самую маленькую минуточку, не ложился и не садился. Когда ноги его совсем уже не держали, обессилевший праведник опирался на деревянные костыли, вбитые в стену. Спал — таким же образом. Прошло 27 лет его жизни на Столобном, необыкновенный монах состарился. А когда пришел его час, то уснувшего вечным сном святого нашли бессильно повисшим на подпорках.
Церковь говорит, что чудеса преподобного Нила Столобенского продолжились у его могилы. За пять прошедших столетий просьбы людей более оригинальными не стали. Их, как и при жизни праведника, волнуют проблемы здоровья, им не хватает душевного спокойствия, уверенности в завтрашнем дне. Они приходят испросить благополучия своим семьям, заручиться поддержкой святого перед дальней и трудной дорогой. Сюда к мощам преподобного, приезжают верующие люди и молят его каждый о своем — ибо он наш предстатель перед Господом, и получают помощь.
На месте аскетической кельи преподобного в конце XVI века возник монастырь, названный Ниловой Пустынью. Это время – период становления, а затем и укрепления на Руси централизованного государства. В поддержке московских царей огромная роль принадлежит церкви. Поэтому новые монастыри создаются в местах далеко не случайных. Так и этот: по Селигеру проходит один из значимых торговых путей того времени, новая обитель Нилова Пустынь на острове Столобный занимает исключительно выгодное в экономическом отношении место. Это идет на благо церкви и опосредованно укрепляет позиции Москвы на северо-западе.
Если в начале своего существования монастырь был деревянной крепостью с единственной скромной церквушкой, то к концу XIX века он стал целым островным городом. В нем все из камня — пять церквей и 25 прочих построек. Нилова Пустынь, наряду с исторической ценностью, теперь обретает значение культурного достояния. Ее великолепные здания — творения русского архитектора петербуржца Иосифа Шарлеманя, уроженца Лозанны Анжело Ботани и зодчих из Твери. Архитектура Тверской области связана с именами двух талантливых однофамильцев Львовых — Ивана Федоровича и Николая Александровича. В строительство монастыря внес свой вклад Иван Львов и другие тверичане — «архитекторские ученики» Егор Свинкин и братья Ананьины. Нило-Столобенская пустынь всегда почиталась как одна из величайших православных святынь России. До революции ежегодно стекалось сюда к чудотворным мощам преподобного Нила Столобенского десятки тысяч паломников.
Как во древнем граде Пскове,
Повествует людям быль,
Человек пришёл в Крыпецкий
Православный монастырь.
Кто он, что он, даже имя
Не упомнил там никто,
Только помнят - постриг вскоре
Принял и подался далеко...
Он теперь монах отшельник,
Дали имя ему Нил.
Может, он, живя во Пскове,
Ненароком нагрешил
И, видать, по зову сердца
Удалился в глухой лес,
Чтобы люди не мешали
Внимать голосу Небес...
Келью смастерил себе
И с невиданным усердием
Бил поклоны на заре.
День за днём проходят годы,
Все в молитвенных трудах,
Ест траву и дуба жёлуди,
Не испытывая страх.
То ль во сне, иль в краткой дрёме
Глас воззвал к нему с Небес:
"Встань, иди на остров Столбный,
Там спасёшься наконец."
Повинуясь, он поднялся,
Помолился не спеша,
И, покинув свою келью,
Двинулся на острова.
Среди них нашёл он Столбный,
От Осташкова семь вёрст,
И в горе пещеру вырыв,
В ней зимой чуть не замёрз.
А на острове дремучий
Рос сосновый лес тогда,
Келью выстроил, часовню,
Не жалея топора.
Двадцать семь годков там прожил
Посреди глубинных вод,
Как он жил?! Об этом знает
Только ветер, он и Бог.
Это было так давно,
Аж пол-тыщи лет назад
А, поди ж ты, люди помнят,
Как страдалец душу спас!
Он молился на коленях,
В стену два крюка забил,
Отдыхая от молитвы,
Опиралась плоть на них.
Преподобный старец Нил
Жизнь всю Богу посвятил
И в молитвенных трудах
Он спасение искал.
В той часовенке могилу
Вырыл сам себе монах,
Вытесал и гроб сосновый
Да и умер на крюках.
Перед смертью завещал он
Здесь построить монастырь
И молитвой о России
Завещание скрепил!
Ветер - верный друг монаха
Завещанье огласил -
Селигер себе дал клятву:
"Этот остров - монастырь!"
И парИт теперь обитель
Между Небом и Землёй,
Нила Пустынь яркой птицей
Вознеслася над водой!
Украшенье Селигера!
Свято место на Земле!
Нил сыскал благословенье -
Дух его в монастыре!
И плывёт над Селигером
Колокольный перезвон:
"Гей, Россия! Гей, родная!"
Слышится со всех сторон.
Богомолец утирая
Вдруг непрошенну слезу,
Молвит: "Нил благословляет,
Не во сне, а наяву!"
Оценили 37 человек
78 кармы