Протоиерей А.Уминский: "Момент умирания, момент разлучения с жизнью и близкими, сам по себе бесконечно тяжел..."

16 1752

Человек в этот момент становится крайне одиноким, несмотря на то, что его могут окружать очень близкие, самые дорогие люди: супруг, дети, родители, друзья. А человеку в этот момент предельно одиноко, и это, пожалуй, самое тяжелое, самое сложное переживание...

Если нет глубокого внутреннего переживания, рассуждения о том, что надо радоваться приближению кончины, что смерть побеждена воскресением Христовым, все равно будут декларацией. Утверждение нашей веры – чаяние воскресения мертвых и жизни будущего века.

К сожалению, наша догматика стала очень декларативной, девизной, догматы стали мыслиться как партийные лозунги. Так происходит, если мы догматы не переживаем, не погружаемся в них, не осознаем, не живем ими, а ими защищаемся или просто провозглашаем их для того, чтобы как-то себя успокаивать. Мол, раз у нас такие догматы, значит, с нами ничего произойти не может, значит, мы на правильном пути.

Но дело не в том, как звучат те слова, что мы декларируем в качестве истины, а в том, как эта истина отражается на нашей жизни, как церковная догматика способна человека чему-то научить. Прежде всего, научить видеть Бога, приблизиться к Нему, обратить догмат к себе самому. Это сложный момент христианской жизни…

Вначале человеку нужно получить какие-то внешние знания о Церкви, о ее вероучении. Но очень часто это внешнее знание таким и остается в течение жизни человека. Мы знаем догмат о воскресении Христовом, но это совсем не значит, что мы понимаем, о чем идет речь, что мы переживаем этот догмат в своей жизни, что в каком-то смысле у нас хоть раз получилось бы победить смерть.

Вечная Жизнь – что мы знаем о ней, у кого есть опыт Царствия Небесного, кто может знать о предстоящем и передать этот опыт?

Всякий нормальный человек боится смерти в смысле переживания умирания. Смерть для нас страшна именно этим страшным моментом непонимания, неосознавания, непринятия ее.

Я об этом сейчас очень много думаю, потому что в этот момент умирает мой товарищ, священник. Я знаю, что он умирает – и умирает в сознании: болезнь быстро развивалась в течение последних месяцев.

Когда мы с ним виделись последний раз, несколько месяцев назад, он – настоятель храма в одном итальянском городе, с одной стороны, хорошо понимал, что его ждет впереди, с другой стороны – его не оставляла надежда. Как раз тогда к нему приехала с родины мама, которая до сих пор не может принять происходящего, поскольку этот момент разлучения, момент умирания, сам по себе бесконечно тяжел.

И он, наверное, многому может научить человека, если он умеет его принять. Потому что принять это не каждый решится. Когда я думаю об этом, я переживаю очень сильно за моего товарища и, в том числе, ставлю себя на это место. Потому что когда-то это со мной тоже произойдет, когда-то и я буду в этом положении, и мне становится от этого очень тяжело, я начинаю по-настоящему трусить.

Человек в этот момент становится крайне одиноким, несмотря на то, что его могут окружать очень близкие, самые дорогие люди: супруг, дети, родители, друзья. А человеку в этот момент предельно одиноко, и это, пожалуй, самое тяжелое, самое сложное переживание.

Я сейчас уже нахожусь в таком возрасте, когда потеря друга, потеря близкого, потеря товарища становится привычной. Уходят мои друзья, и каждый раз я понимаю, что это глубоко касается меня.

Господь постоянно ведет нас через опыт потери близких людей, наших друзей или наших родственников – христиан, чтобы мы учились у них умирать.

Я видел настоящие христианские кончины, глубокие, просветленные, торжественные, победные. Этот опыт для меня бесконечно важен, я на него внутренне опираюсь, он меня вдохновляет. Но все равно чувствую свою неготовность и страх перед умиранием. Но сопричастие, соприкосновение с этими христианскими уходами – для меня как раз и есть догмат о том, что «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ».


ПРАВОСЛАВИЕ И МИР

"Фуд сити" и "Садовод" в обмен на "Русский дом": Простое решение на экстремальное хамство Алиева

Андрей РевнивцевКак и предполагалось, в Азербайджане закрыли "Русский дом", который работал в Баку с 2009 года. Официальный повод – он не был зарегистрирован в качестве юридического лица по азербайджа...

Стоп миграционному беспределу: СК раскрыл масштабы проблемы в России

В России зафиксировали стремительный рост жалоб на мигрантов. Показатели обращений представил председатель СК страны.В Следственном комитете РФ заявили, что резко возросло количество жа...

На манеже всё те же

Зеленскому дают ядерное оружие, фотофакт Прошло чуть более суток с момента, как я написал, что Пирс Морган невежественный и лицемерный дегенерат – и вот он берёт интервью у просроченного ...

Обсудить
  • "Момент умирания, момент разлучения с жизнью и близкими, сам по себе бесконечно тяжел..." - сказал человек, который неоднократно умирал :joy:
  • "Протоиерей Алексий Уминский против традиции Русской Церкви обязательной исповеди перед причастием" http://www.blagogon.ru/news/246/ Думается, надо осмотрительнее быть, ведь на Суде будем держать ответ за каждое слово, тем более за печатное.
  • Да, это самый, пожалуй, ответственный момент в нашей жизни. :worried:
    • Ross
    • 3 марта 2019 г. 17:28
    :thumbsup: Очень хорошо и подробно сказано об этом у Антония Сурожского в его "трудах".
  • :star2: :star2: :star2: :star2: :star2: :yellow_heart: :star2: :star2: :star2: :star2: :star2: