• РЕГИСТРАЦИЯ

Полемика святителя Феофана Затворника со святителем Игнатием Брянчаниновым по вопросу о природе ангелов

6 741

Полемика святителей Феофана Затворника и Игнатия Кавказского по вопросу о природе ангелов и человеческих душ представляет собой одну из самых интересных страниц в истории русского православного догматического богословия. Этот интерес основан не только на самом предмете полемики, но и на том, что каждый из её участников был знаменитым богословом, впоследствии причисленным к лику святых.

Глубина темы, затронутой в полемике святителей Феофана и Игнатия, неисчерпаема. Постараемся сжато озвучить некоторые свои соображения, возникшие в процессе многолетнего преподавания этой темы в курсе Догматического богословия в Одесской духовной семинарии.

Как известно, поводом для начала дискуссии послужила книга святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о смерти», в которой был высказан взгляд на природу ангелов и человеческих душ как на тонкие эфирные тела. Любопытный факт: святитель Феофан был ещё с молодости знаком со святителем Игнатием. В 1844 году, будучи 29-летним бакалавром по Нравственному богословию Санкт-Петербургской духовной академии, он дал курс своих лекций на рецензию архимандриту Сергиевой пустыни Игнатию (Брянчанинову) и получил от него положительный отзыв. Следовательно, к моменту полемики для святителя Феофана святитель Игнатий был не только старшим собратом-архипастырем, но и признанным богословским авторитетом.

Ознакомившись со «Словом о смерти», которое было опубликовано в 1863 г., святитель Феофан написал святителю Игнатию письмо, в котором откровенно высказал свои принципиальные возражения. Из ответного письма святителя Игнатия стало ясно, что на своих позициях он стоит твёрдо и на уступки идти не намерен.

В частности, святитель Игнатий писал: «С 1843 года, независимо от меня, необходимость заставила вникать подробнее и точнее в значение души и сотворённых духов. Справедливо сказал Антоний Великий, что это познание крайне нужно для подвижников… Да и для всех оно имеет существенную пользу: лучше ознакомиться с миром духов прежде смерти, нежели при наступлении смерти, как ознакомились многие к величайшему удивлению и ужасу своему, в противность понятиям, заимствованным у западных мечтателей…Что ж касается до слова “эфир”, то химия называет этим словом материю, совершенно отличную от газов, принадлежащих земле, несравненно тончайшую, но неопределённую, вовсе неизвестную человекам… В собственном смысле невеществен Один, необъемлемый пространством Бог. Духи сотворённые бесплотны по отношению к нам… Мечта Декарта о независимости духов от пространства и времени – решительная нелепость. Всё ограниченное, по необходимости, зависит от пространства»[1].

Таким образом, со свойственной ему предельной ясностью мысли, святитель Игнатий ответил на все основные пункты возражений святителя Феофана. Таких пунктов мы насчитываем четыре:

1. Излишняя, как казалось святителю Феофану, пытливость в исследовании вопроса о природе ангелов и человеческих душ.

2. Употребление научного термина «эфир» по отношению к духовной природе.

3. Признание относительной бесплотности и тонкой вещественности в ангельской природе и природе души.

4. Утверждение зависимости ангелов от условий пространства и времени.

Тем не менее, ответ святителя Игнатия не удовлетворил святителя Феофана. «Слово о смерти» стало очень популярной книгой, и святитель Феофан справедливо предвидел, что учение святителя Игнатия о «тонкой эфирной телесности» ангелов и душ вскоре получит широкое распространение.

В дальнейшем свои письма против святителя Игнатия святитель Феофан публиковал в журнале В.И. Аскоченского «Домашняя беседа», а когда святитель Игнатий написал в защиту своих взглядов весьма основательный богословский трактат «Прибавление к Слову о смерти», святитель Феофан понял, что ему придётся ответить не менее серьёзной работой.

Эту работу он издал уже после смерти святителя Игнатия… Называлась она «Душа и ангел – не тело, а дух». Следует заметить, что название брошюры святителя Феофана звучит несколько тенденциозно. Собственно, святитель Игнатий никогда и не утверждал, что душа и ангел – не дух, а тело. Но вот в чём состоит главный парадокс всей этой полемики: второстепенные особенности аргументации святителя Игнатия, похоже, так резали глаз святителю Феофану, что заслоняли от него главную сущность учения оппонента.

В результате порой складывается впечатление, что святитель Феофан боролся не против учения святителя Игнатия, а против того учения, которое он сам вывел из учения святителя Игнатия. В этом виртуальном учении он нашёл опасность для Церкви и с ним считал своим долгом бороться.

Иеромонах Серафим (Роуз), выдающийся православный богослов XX века, глубоко почитавший обоих святителей, писал об этом так: «Я серьёзно ставлю под вопрос: действительно ли учил епископ Игнатий тому, что приписывает ему епископ Феофан; во всяком случае, несомненно, что он на это не делал такого упора и таких выводов из этого не делал, какие больше всего стремился опровергнуть епископ Феофан. Таким образом, из приведенной выше выдержки из епископа Феофана, где он говорит, что “когда говорится, что ангел есть тело, тогда надобно отрицать у него разумно‑свободность и сознание”, ясно, что епископ Феофан лишь делает логический вывод из того, во что, по его убеждению, верит епископ Игнатий, но нигде у самого епископа Игнатия он не может найти места о том, что он действительно верит, что ангелы лишены разумной свободы и сознания; несомненно, епископ Игнатий в это не верил. Читая “Слово о смерти” епископа Игнатия, я не нашел такого учения»[2].

Суть учения святителя Игнатия святитель Феофан сформулировал очень категорично: «Это ультра-материализм, или материализм, вышедший из своих пределов»[3]. Кажется, сегодня не нужно никого убеждать в том, что святитель Игнатий никак не заслужил подобного обвинения.

Категоричность и даже некоторая предубеждённость видна и в других высказываниях святителя Феофана: «…Основания сии со всею подробностью изложены в Прибавлении к Слову о смерти. Здесь, на первых же страницах, дабы скрыть, что восстают против господствующего у нас верования, делаются выписки из одного западного богослова, которые потом и опровергаются: этим дается вид, что не нашей Церкви учение подвергается критике, а западной. Оставляем без особых замечаний эту диверсию»[4].

Со своей стороны, позволим себе предположить, что полемизируя с западным богословом, святитель Игнатий мог преследовать совсем другие цели. А именно:

1. Опровергнуть то западное учение, которое пришло к нам, в его чистом виде, то есть именно в римо-католическом первоисточнике.

2. Деликатно избежать конфликтов с православными собратьями, архипастырями и пастырями.

3. Очертить ещё один пункт принципиальных догматических расхождений между православными и римо-католиками, причём тот, который раньше оставался в тени.

Нет смысла воспроизводить здесь те многочисленные ссылки на Святых Отцов, которые приводит в свою пользу святитель Игнатий и перетолковывает в свою пользу святитель Феофан. Важно уяснить их кардинальное расхождение в самих принципах трактовки этого вопроса ангелологии: признавать, что ангелы и души из чего-то состоят или не признавать.

В последней части своего трактата, которая называется «Разбор соображений ума в оправдание нового учения», святитель Феофан формулирует своё учение об ангельской природе следующим образом: «Если неограниченное, бесконечное существо не означает неограниченности пространственной, то и ограниченность существа не означает необходимо ограниченности по отношению к пространству, не требует, поэтому, чтобы существо это необходимо имело форму, чтоб обрисовывалось своими пределами и оконечностями и имело вид»[5].

На первый взгляд этот аргумент святителя Феофана кажется убедительным, но очень быстро мы вспоминаем, что хотя неограниченность и бесконечность Божия и не означают неограниченности и бесконечности Божественной природы в пространстве, но Бог обладает свойством вездеприсутствия, а значит нет такой точки в пространстве, где Бог не присутствовал бы своими нетварными энергиями. При этом, разумеется, Бог присутствует и там, где нет пространства, поскольку пространство есть один из атрибутов материи, которую Сам Бог создал «в начале» (Быт.1,1).

Таким образом, выясняется, что неограниченность и бесконечность Божия означают бесконечность Бога в том числе и в пространстве, и во времени, хотя эти свойства Божия не ограничиваются ни пространством, ни временем, не зависят от них, а превосходят их. Следовательно, этот аргумент святителя Феофана начинает работать против него самого: ограниченность ангелов всё-таки означает их ограниченность по отношению к пространству. Конечно, они менее ограничены пространством, чем люди, но общий принцип тот же: когда ангел есть в одном месте, его нет в другом, когда он есть на небе, его нет на земле.

В этой связи можно припомнить весьма показательный случай из жития святителя Иоанна Новгородского (XII в., память 7-го сентября). Во время ночной келейной молитвы бес начал мешать святителю Иоанну, производя шум в умывальнике. Святитель Иоанн осенил умывальник крестным знамением и, таким образом, запер там беса, из чего следует, что демон не только действовал, но и находился в тот момент в умывальнике.

То же касается и души: она несомненно ограничена в пространстве. Моя душа есть только в моём теле и больше ни в каком. После смерти человека душа попадает либо в рай, либо в ад, но не может быть там и там одновременно. Небезынтересно будет заметить, что архиепископ Херсонский Никанор (Бровкович), доктор богословия и доктор философии, современник святителя Феофана, знавший его по Петербургской духовной академии, положительно утверждал, что душа человека по очертаниям совпадает с его телом: «Как чувствующее и самосознающее существо душа, несомненно, разлита по всему телу, в котором есть множество пространственных пунктов, что очевидно»[6].

Ещё один знаковый пассаж святителя Феофана: «Вместо протяжения, или как говорят, количества экстенсивного, в них качествует количество интенсивное, степень напряжения духовных сил и умственно-нравственных качеств. Такое свойство духовных существ не требует, чтобы они непременно оформлялись в пространстве, хотя деятельность их непременно должна проявляться где-либо. Они существуют, но не занимают пространства, как занимается или наполняется оно телом, а только являют своё в нём присутствие деятельностью духовных или умных сил, составляющих их сущность. Не оформляясь в пространстве, они не имеют очертаний, не имея очертаний, не имеют вида»[7].

Как можно существовать где-либо и в то же время не иметь очертаний? Это наиболее уязвимое место в представлениях святителя Феофана о природе ангелов. Указание на местопребывание, хотя и неопределенное («где-либо»), ангельской природы должно было бы предполагать наличие у нее «очертаний». Но это, в свою очередь, открывает возможность для постановки вопроса о тонкой вещественности ангелов. Святитель Феофан, вопреки мнению многих Отцов Церкви, не видит никакой возможности для постановки такого вопроса.

Так образуется прореха в логических построениях святителя Феофана, которую не ему самому, никому из его последователей закрыть не удалось. В самом деле, если ангел, как существо конечное, может находиться только там, где он действует, может ли он при этом совсем не зависеть от места и не иметь очертаний? Очевидно, что нет. Если же ангел имеет очертания, то он имеет и вид, и должен из чего-то состоять, хотя его тонкая вещественность не сводится ни к одному из состояний материи.

Именно поэтому, на наш взгляд, человеческая наука никогда не проникнет в природу души или ангела. Природа души и ангела нематериальна и для человека не познаваема, а о её тонкой вещественности мы можем сказать только то, что она есть, то есть существует, потому что Один лишь Бог есть Дух чистый, абсолютный и невещественный.

Наконец озвучим, по общему признанию, один из сильнейших аргументов в пользу учения святителя Игнатия. Это определение Отцов VII Вселенского собора: «Что касается ангелов и архангелов и других святых сил, высших их, то кафолическая Церковь признает их разумными, но не совершенно бестелесными... только имеющими тела тонкие, воздухообразные и огнеобразные, согласно сказанному в Писании: “Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя огнь палящ” (Евр 2, 7)»[8].

Важно отметить, что это определение Вселенского собора имело практическое значение: им обосновывалась возможность изображения ангелов на иконах. Таким образом, соблюдается общий принцип иконописного реализма – изображать можно лишь то, что было видимо людьми в действительности, в реальной жизни.

Эту мысль можно и продолжить. Человеческая душа тоже «не совершенно бестелесна» и поэтому её тоже можно изображать на иконах, что и делается, например, на канонических иконах Успения Пресвятой Богородицы.

Думается, надо согласиться с профессором А.И. Осиповым, который считает, что сам святитель Феофан (а не только римо-католический аббат Бержье, против которого непосредственно писал святитель Игнатий. – Д.П.) находился под сильным влиянием картезианства. Дуалистическое разделение бытия на протяжённую и мыслящую субстанции, воспринятое от Декарта философией Нового времени, является той мировоззренческой почвой, на которой строится учение святителя Феофана об абсолютной бестелесности ангелов и человеческих душ.

Будучи типичным представителем системы духовного образования Русской Православной Церкви, прошедшим в ней все ступени, от воспитанника Ливенского духовного училища до профессора и ректора столичной духовной академии, святитель Феофан неизбежно должен был впитывать в себя дух той западной схоластики, под влиянием которой находилось русское православное богословие до начала XX века. В сфере Догматики он физически не мог отказаться от этой парадигмы мышления, тем более перед лицом оппонента, который вообще не имел духовного образования.

Оканчивая свой трактат, святитель Феофан пишет: «Этими немногими соображениями мы и заключим наше посильное борение с новым учением, в полном желании, чтоб оно одно осталось без субъекта и исчезло, как исчезают вдали блуждающие огни, не оставив заметного следа»[9].

Сегодня, спустя более ста лет после публикации этой работы святителя Феофана, можно уверенно констатировать, что это его «полное желание» не сбылось. В фундаментальных догматических системах (см. например, 3-й том пятитомного «Опыта православного догматического богословия» епископа Сильвестра (Малеванского)), в богословских энциклопедиях и в семинарских учебниках по Догматическому богословию, с конца XIX века и по сей день, прочно укоренилось учение святителя Игнатия (Брянчанинова) об относительной бестелесности или, иначе, тонкой вещественности ангельской природы.

Причём касается это не только Церкви в Отечестве, но и русского православия за рубежом. Так, например, Владимир Лосский, будучи профессором богословия в Париже, писал: «Ангелов нельзя определять термином “бесплотные духи”, даже если их так называют Отцы и богослужебные тексты. Они не являются существами “чисто духовными”. Существует некая ангельская телесность, которая может даже становиться видимой. Хотя идея бестелесности ангелов в конце концов восторжествовала на Западе с томизмом, средневековые францисканцы, в частности Бонавентура, держались противоположного мнения»[10].

Хотя, справедливости ради, надо отметить, что имели место усилия отдельных исследователей, пытавшихся доказать правоту концепции святителя Феофана Затворника против доктрины святителя Игнатия Кавказского. В качестве примера можно привести работу архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского) «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия (Брянчанинова)» (1957г.), но её богословский уровень не настолько высок, чтобы она могла иметь сколько-нибудь значительный резонанс.

С другой стороны, «посильное борение» святителя Феофана явно не прошло даром. Более того, надо честно признать в этой полемике частичную правоту святителя Феофана Затворника, как это делает, например, иеромонах Серафим (Роуз): «Сам епископ Игнатий был, возможно, несколько излишне заинтересован в объяснении ангельских тел в понятиях научных знаний XIX века о газах. По этой причине возник некоторый спор между ним и епископом Феофаном Затворником, который считал необходимым подчеркнуть простую природу духов (которые, конечно, не состоят из элементарных молекул, как все газы)»[11]; и ещё: «Со стороны епископа Игнатия ошибкой было не то, что он придерживался именно этого учения, которое критикует епископ Феофан, а возможно такой сильный упор на телесную сторону ангельской природы и деятельности (это довольно легко может произойти при борьбе с излишним упором западных учителей на “духовность”), что иногда могло показаться, что он говорит, что ангелы и души имеют (эфирные) тела и что этот телесный аспект является частью их природы»[12].

В заключение хочется подчеркнуть, что ни святитель Феофан, ни, тем более, святитель Игнатий не были догматистами в строгом смысле слова. Бесспорно, каждый из них обладал блестящим интеллектом, выдающимся литературным талантом и широкой богословской эрудицией. Но всё же направление богословских интересов у святителя Феофана в течение всей его жизни было скорее нравственно-педагогическим, а у святителя Игнатия – аскетическим, нежели сугубо догматическим. Поэтому догматическая тема о природе ангелов и человеческих душ была раскрыта этими авторами под специфическим углом зрения каждого.

Святитель Игнатий ставил целью сообщить правильное аскетическое руководство в опыте реального общения с духовным миром. Он серьёзно опасался того, чтобы подвижника не застала врасплох встреча с теми духовными сущностями, которых западное богословие рисовало в слишком абстрактных тонах.

Святитель же Феофан был озабочен тем, чтобы учение о некой вещественности и пусть тонкой, но телесности ангелов и, в особенности, души человека, не сыграло на руку воинствующему материализму, который на тот период и так сделал колоссальные успехи в покорении общественного сознания.

Таким образом, с точки зрения мотивации, у каждого из оппонентов была своя правда. А вот с точки зрения догматической полемика святителей Игнатия Кавказского и Феофана Затворника наглядно продемонстрировала, насколько широкая пропасть во второй половине XIX века проходила в русском православии между академическим богословием и опытным богопознанием.

—————————————————————————————

[1] Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание писем. М.-СПб.: Изд. Центра изучения, охраны и реставрации наследия свящ. П.Флоренского, 1995. С. 67–68.

[2] Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. С.107 // lib.aldebaran.ru/author/rouz_serafim/rouz_serafim.

[3] Феофан Затворник, свт. Душа и ангел – не тело, а дух. М.: Талан, 1997 // http://www.wco.ru/biblio/books/feofanz5/Main.htm.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Никанор, архиеп. Позитивная философия и сверхчувственное бытие. СПБ., 1888. Т. 3: Критика на Критику чистого разума Канта. С.79.

[7] Феофан Затворник, свт. Душа и ангел – не тело, а дух. М.: Талан, 1997 // http://www.wco.ru/biblio/books/feofanz5/Main.htm.

[8] Деяния Вселенских соборов. СПб, 1996. Т. 4. С. 494.

[9] Феофан Затворник, свт. Душа и ангел – не тело, а дух. М.: Талан, 1997 // www.wco.ru/biblio/books/feofanz5/Main.htm.

[10] Лосский В.Н. Догматическое богословие. М.: Центр "СЭИ", 1991. § 12 // vse-knigi.su/auth/7000.

[11] Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. С.15 // lib.aldebaran.ru/author/rouz_serafim/rouz_serafim.

[12] Там же. С. 107.


Протоиерей Димитрий Предеин

Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με

    Война за Прибалтику. России стесняться нечего

    В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

    Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

    Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

    Все: Байден подписал пакет законов о помощи Украине. Путин проиграл

                                     &n...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      ПОЧАЛОСЬ

      По железным дорогам в разных районах Украины нанесен ракетный удар. Украинский желдороператор «Укрзализныця» сообщает о трех ударах по ж/д веткам в разных регионах. Один - где то на подконтрольной Украине территории Донбасса, судя по трем пострадавшим электромеханикам прилетело куда-то в скопление вагонов, а значит в относительно крупную узловую станцию....
      1677

      "Если у нас будут требоваться не столько рабочие руки, сколько рабочие мозги – то проблема миграции вовсе уйдет в прошлое"

      Президент между строк подтвердил, что называется, худшие опасения. В том плане, что проблему бесконтрольной миграции со всеми её бедами не решить одним Окончательным Указом. Придется сильно шатать устоявшуюся систему социально-экономических отношений. Если закрывать нехватку рабочих рук не дешевой иностранной рабсилой, то нужна механизация и оптимизация...
      109

      "Иван Ильин: фашист или русский патриот?" - Константин Двинский развеивает леволиберальный миф о "фашизме" русского философа

      Выкладываю аудиозапись прошедшего стрима Философ Иван Ильин: фашист или русский патриот? К сожалению, запись началась не сразу (банально забыл нажать красную кнопку). За "кадром" осталось начальных 5 минут. Однако дальше все отлично. Надеюсь, было интересно.АУДИО...
      84

      Благодарсть Бастрыкину от имени ЧВК Вагнер

      От имени ЧВК «Вагнер» хотим выразить огромную благодарность Председателю Следственного Комитета Российской Федерации Александру Ивановичу Бастрыкину за арест коррупционера государственного масштаба заместителя министра обороны Российской Федерации Тимура Иванова.Благодаря руководимому Вами ведомству была пресечена утечка из государственной казны огромных...
      201

      Интервью Андрея Ваджры Вячеславу Манучарову

      Политолог, философ и публицист специализирующийся на анализе феномена "оранжевой революции" на Украине, а также феномена Украины в целом, как исторического, политического, культурного и цивилизационного субъекта. Был главным редактором информационно-аналитического сайта "Руська Правда". В связи с политическими преследованиями проживает в России. Андрей Ваджра — псевдо...
      143

      Хипстеры умрут последними

      Какой прекрасный лайн-ап. Как будет весело! И мирно — ведь тут все против войны. Тут все хорошие артисты. А некоторые даже вернулись назад в свою страну, чтобы выступить. Они осуждали, но музыка выше всего!Спасибо Сберу. Спасибо всем. Хипстеры умрут последними. Слава России! У нас ничего не меняется.@rich_triphop«Это катастрофа для всей п...
      145

      Подобная операция в Северо-Кавказском федеральном округе была проведена впервые

      Ставропольские нейрохирурги удалили гигантскую ангиому головы, которая появилась у пациента 30 лет назад. В ГБУЗ СК «Ставропольская краевая клиническая больница» поступил пациент с образованием на коже головы с большой площадью распространенностью.Ангиома появилась у мужчины 30 лет назад, с течением времени она увеличивалась...
      88

      12 фигурантов отправили в СИЗО, ещё двух — под домашний арест

      В Московской области предъявлены обвинения 14 гражданам по делу об организации незаконной миграции, а также о получении и даче взяток. Четверо из них — сотрудники МВД, сообщил СК. Это начальница местного территориального пункта отдела по вопросам миграции, двое её подчинённых и стажёр.Обвиняемые фиктивно поставили на миграционный учёт в Реутове и Балаши...
      921

      СНЫТЬ-ТРАВА

      «Уголок заросшего сада. Сныть–трава», 1884 год. Иван Шишкин. Холст, масло.Как истинный ботаник, художник любуется лесными скромными цветами, вместе с крапивой и лопухами заполонившими деревенские задворки и высоко поднявшими свои кружевные венчики к солнцу.Третьяковская галерея...
      117

      "С таким багажом только замминистра обороны и защищать. Я бы на месте Иванова 30 раз задумался, прежде чем брать адвоката с таким бэкграундом." (ц)

      Какого интересного адвоката выбрал Тимур Иванов. В качестве защитника замминистра обороны СМИ цитируют адвоката Мурада Мусаева. Какая-то злая насмешка, потому что в свое время он:✔️Довел до обвинительного вердикта дело спецгруппы ГРУ под командованием капитана Ульмана. После двух оправдательных приговоров «воля чеченского народа» все-таки была учтена в т...
      1362

      "В каждом селе вокруг Курапова плетут сети в сельских клубах и школах. Этим занимаются и школьники, и учителя, и пенсионеры, и люди средних лет"

      У входа в сельский клуб Курапова Липецкой области — ведро с одуванчиками. В большом зале мастерицы плетут маскировочные сети, на подоконниках цветут алые герани. Шуршат ленты в руках, вспархивают занавески, и весенний сквозняк гуляет по деревянному полу. Посередине зала сидит баба Шура — пенсионерка лет 80 в красном халате. Это её ведро с одуванчиками стоит у входа. П...
      415

      Стратегический курс Мишустина продолжает оставаться единственно верным. Здесь же следует учесть, что зачастую ему приходится работать совсем не с теми, кто разделяет его целеполагание.

      ​​Вчера премьер-министр Михаил Мишустин провел заседание правительства, в ходе которого были подведены первые итоги социально-экономического развития этого года. Вывод здесь имеется однозначный. В первом квартале наша экономика не только не замедлила темпы роста, но и увеличила их. Если в 2023 год прирост ВВП составил 3,6%, то в январе мы имеем 4,6%, в ф...
      493

      Кремль даёт четкий сигнал всей властной вертикали(включая группу Шойгу) — мобилизоваться

      Начало аккуратных чисток перед контрнаступлением армии России…. Видимо, Кремль попрет ва-банк, именно поэтому дает четкий сигнал всей властной вертикали(включая группу Шойгу) — мобилизоваться. Мобилизоваться — заняться своими прямыми обязательствами, а также четко осознать тот факт, что за каждый провал придется расплачиваться не карьерой представителей...
      229

      "Воровство, коррупция - больше всего разъедает страну и единство народа. Особенно она недопустима в стенах военного ведомства, которое отвечает за наши успехи на поле боя. Когда гибнут одни, а карман набивают другие." (ц)

      Арест Тимура Иванова как сигнал вертикали: времени на раскачку нет, правила изменились. В продолжение темы пост первый.Сигнал послан. Услышать должны все. От Москвы до самых до окраин. Собственно говоря, после резкой активизации Запада (транши Украине, очень возможный арест ЗВР России в Европе и США, начало новой мобилизации на Украине, слова Риши Сунака...
      140

      "За арестом Иванова важно увидеть изменение долгосрочной стратегии Кремля в противостоянии с Западом" (ц)

      По внезапному аресту Тимура Иванова в интернете пошёл шквал выводов о том, что это передел власти в элитах и попытки ослабить группу Шойгу в канун огромных потоков финансирования. И вообще реванш за Пригожина, с которым якобы были связаны оппоненты Шойгу. Ну уж и коррупционная тема само собой, это всегда востребовано и заходит на ура. Но ...
      316

      "Пока в истории задержания Иванова ничего не понятно" (ц)

      Источник говорит, что Тимура Иванова охраняли сотрудники спецотряда Минобороны, это "люди со специальной военной подготовкой". "Сам Иванов обладает статусом,который не позволяет его задерживать ни сотрудникам МВД, ни ФСБ. А любая попытка задержания замминистра обороны может вызвать выстрел на поражение. Поэтому задержание в помещении Минобороны, как и з...
      292

      "Является ли данное задержание столь высокопоставленного лица, одного из ближайших лиц к министру обороны РФ, прологом к тому, что он уже не войдёт в новый кабинет министров?"

      Задержан заместитель министра обороны РФ генерал армии Тимур Иванов. Ещё вчера днём он присутствовал на коллегии МО РФ под председательством непосредственно министра Сергея Шойгу, а уже вечером пресс-секретарь Следственного комитета России Светлана Петренко сообщила, что сотрудниками ФСБ Росиии он был задержан по подозрению в совершении преступления в со...
      2870

      Что-то начало сдвигаться с мёртвой точки?

      Экс-главврач в Ингушетии отправится в колонию за попытку дать взятку в 2,5 млн сотруднику ФСБ. Суд вынес приговор бывшему главному врачу ГБУЗ «Джейрахская районная больница» (ч. 3 ст. 30, ч. 5 ст. 291 УК РФ — дача взятки должностному лицу).В октябре 2023 года он предложил сотруднику УФСБ региона взятку в 2,5 млн рублей за непроведение им оперативно-розыс...
      1169

      Участник СВО впервые стал руководителем муниципалитета в России

      Участник СВО впервые стал руководителем муниципалитета в России. Руслан Александров возглавил Березовский район Ханты-Мансийского автономного округа. Об этом сообщили в местной администрации. СМИ пишут, что Александров ранее работал в комитетах по природопользованию и по делам молодежи районной администрации. С 2015 года перешел в Центр адаптивного спорт...
      96

      В свете последних событий это как называется?

      Добровольцу из Сербии, воюющему на СВО уже 2 года, не дают гражданство России, на родине ему грозит срок за наёмничество. ▪️Александр Йокич подавал заявку уже 4 раза, но каждый раз получал отказы. Теперь он записал обращение к президенту России.▪️Причиной отказа стало то, что у него контракт на военную службу с ДНР, а не с ВС РФ, пишут общественники. Сер...
      82
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика