ОТЧЕТ о ходе исследования Памятника «Тысячелетия Руси» (первый ярус (венец) Гостомысл) часть 3

2 2629

Край мятежных ветров

И стремящихся ввысь колоколен,

На голгофах твоих

Всех распятых пророков не счесть.

От царя до вождя

Так мучительно жаждала воли,

Но напившись её

Вновь ложилась под плеть.

Столько было побед!

Столько крови и горя!

Быль и небыль плетут

Твой терновый венец…

В.А. Кипелов "Звёзды и Кресты"

В предыдущей части была рассмотрена версия о идентичности исторических персонажей Гостомысла-Ярослава Осмомысла-Миндовга-Ярослава Мудрого, откуда можно сделать вывод, что это прототип одного и того же человека, а именно Вождя ильмерских словен-Гостомысла. К тому же расставленные сюжеты на 2 ярусе памятника показывают, что все события с рождением Христа происходили в правление Ярослава Мудрого. Тем более в нынешней расстановке памятника фигура Гостомысла скрыта под персонажем Ярослава Мудрого.

Что характерно фигура облачена в простую тунику с оборками по краям без княжеских «цветочных» кафтанов в которые облачены все его потомки и даже Волхв Малка на 2 ярусе. Сам собой напрашивается вывод что Гостомысл не был изначально князем а был прислан в качестве Наместника и туника «служебный наряд». А что если Госто-Мысл это должность по примеру Садко-Торговый Гость? Читаем «Легенду»:

«Народ, будучи не в силах терпеть тяжелый гнет варягов, послал к Буривою просить у сына его Гостомысла, чтобы тот пришел и княжил в Великом городе. И когда Гостомысл принял власть, то он убил тамошних варягов, а других прогнал, от дани варягам отказался, и пошел на них войною и победил, и построил город на берегу моря, назвав его в честь своего старшего сына Выбором, заключил с варягами мир, и наступила тишина во всей земле.

Ну вот пожалуйста все подтверждается. Как известно прототип Гостомысла –Ярослав Мудрый женился на дочери шведского короля Олафа Шётконунга — Ингигерде. Ингигерду на Руси крестили созвучным именем — Ирина. И именно потому его дети стали носить княжеские одежды. Понятно что все это домыслы на основе трактованных переписчиками старых рукописей, но все же логично. Легенду надо разбирать хотя бы по упомянутым там топонимам.

Легенда с деревом:

И была Гостомыслу и людям о сем печаль тяжкая, пошел Гостомысл в Колмогард вопросить богов о наследии и, восшедши на высокое место (22), принес жертвы многие и вещунов одарил. Вещуны же отвечали ему, что боги обещают дать ему наследие от утробы женщины его. Но Гостомысл не поверил сему, ибо стар был и жены его не рождали, и потому послал в Зимеголы (23) за вещунами вопросить, чтобы те решили, как следует наследовать от ему от его потомков. Он же, веры во все это не имея, пребывал в печали. Однако спящему ему пополудни привиделся сон, как из чрева средней дочери его Умилы произрастает дерево великое плодовитое и покрывает весь град Великий, от плодов же его насыщаются люди (24) всей земли.

Заинтересовало меня это местечко под названием Колмогард. Особенно смешно было читать мнения людей, судящих по хронологии Руси и местам там приводимых, особенно в этих местах не бывавших. Вот одно из них:

«Показателен топоним Колмогард. Так в позднем Средневековье и в начале Нового времени немецкие купцы называли Холмогоры, а Новгород, по-польски, называли Новогродом — например, в «Истории немецкой торговли» Фридриха Фишера (Fischer 1792: 67). В русской легенде Колмогард, по-видимому, обозначает Новгород (то есть это реминисценция швед. Hеlmgard, дат. Holmgard = др.-норв. и др.-исл. Hólmgaðr, Hólmgarðar в сагах и фольклоре), но слово уже начинается с К-, заимствованной из Колмогор (которые, в свою очередь, происходят из финск. Kalmamäki, где mäki — ‘гора’). Топоним Колмогоры известен с начала XV в. Если бы сказание имело более ранее происхождение, чем появление топонима Колмогоры, оно сохраняло бы Холм(о)гард — никаких причин заменить Х- на К- не было». Вывод простой все эти трактовки делаются с одной целью – увести истину в сторону.

А если просто приехать в Новгород и прокатиться на автобусе с Софийской стороны на Торговую то обязательно переедешь через Колмовский мост. Есть у нас в черте современного города микрорайон Колмово. По старым картам там раньше было село с таким названием.

Причем от Окольного города – внешнего оборонительного кольца, километра 3. Вот именно, что Гостомысл мог туда дойти, а не доехать. Хронология этого места вообще завораживает:

Раньше здесь располагался Колмов монастырь, а сейчас находится сохранившаяся с тех времён церковь Успения Богородицы.

Первое упоминание о строительстве этой церкви и основании Колмова монастыря фигурирует в четвёртой Новгородской летописи и датировано 1392 годом. Церковь эта, по видимому, была деревянной. В третьей Новгородской летописи сообщается о строительстве каменной церкви святой Троицы на Колмове. А первая Новгородская летопись сообщает, что в 1419 году поставлена деревянная церковь «святого Михаила на Колмове». В 1423 году на месте деревянной церкви во имя Успения Пречистой Богородицы был построен каменный храм.

По данным Описи 1763 года, составленной перед упразднением монастыря, в Колмово существовали: соборная церковь Успения с келиями и каменная церковь Троицы с трапезной, над которой возвышалась колокольня. Кроме того, упоминаются каменные кельи с жилыми помещениями – старые («ветхие») одноэтажные и другие каменные кельи («длиною на 28, шириною на 4 саженях»).

В 1764 году в ходе церковной реформы монастырь был упразднён, церковь стала приходской. В 1783 году Екатерина II издаёт указ, по которому повелева¬лось «в Новгороде больницу, дома рабочий и смирительный построить в опустевшем монастыре Колмове». Еще до этого указом Петра Третьего по заграничному образцу в Колмове была создана больница для умалишенных. Затем, видимо, через храм стали проходить этапы заключенных, которых отправляли в Сибирь. По крайней мере, уже в 1834 году среди прихожан храма числятся заключенные Тюремного Замка.

С Колмовым монастырём связана история одной из загадочных личностей в российской истории - Веры-Молчальницы. Из новгородской тюрьмы, куда она была помещена в 1838 году за отсутствие паспорта, молчальница была отправлена в дом умалишенных в село Колмово, где пробыла полтора года. Вспоминая это время, она писала: «Мне хорошо там было; я блаженствовала там; благодарю Бога, что Он удостоил меня пожить с заключенными и убогими, - Господь не то еще терпел за нас грешных». Из дома умалишённых стараниями известной благотворительницы графини А.А. Орловой-Чесменской Вера-Молчальница помещается в Сырков монастырь. Есть предположение, что за именем Веры-Молчальницы скрывалась Елизавета Алексеевна, супруга императора Александра Первого. Предание гласит, что она, как и ее супруг, не умерла внезапно, а решила покинуть мир, отрешившись от всего земного, и стала странницей, а затем инокиней.

В 1941 году психиатрическая больница с полным составом больных оказалась во фронтовой полосе. Врачи и сёстры не оставили своих пациентов. Осенью 1941 года по распоряжению немецкого коменданта был арестован и расстрелян зонеркомандой СС весь обслуживающий персонал Колмовской психиатрической больницы. А в течение ноября-декабря были умерщвлены все больные: 200 человек были отравлены посредством введения уколов отравляющей дозы скополамина, остальные 627 человек погибли голодной смертью.

Затем на территории бывшей колмовской больницы был создан лагерь для военнопленных. Заключённых в нём пытали, расстреливали падающих с ног во время работы, морили голодом. Перед освобождением Новгорода почти тысяча пленников Колмовского лагеря были расстреляны и сброшены в ямы рядом с храмом. Большинство из них были солдатами печально известной Второй ударной армии.

Это место до сих пор обладает и современной мифологией. По Колмовскому мосту предпочитают перемещаться только на машинах, а не пешком. Правоохранители постоянно там вылавливают трупы утопленников, куда их сносит со всей реки. Местечко действительно душевное с загадочными подземными переходами. По молодости там лазил поэтому и знаю. По местным легендам там ранее располагалось древнее капище, где поклонялись Нави. Ну и в грамоте новгородского архиепископа Макария в Вотскую пятину об искоренении языческих требищ и обрядов 1534 года говорится: «Мертвых, деи, своих они кладут в селах по курганам и по коломищем…, а к церквам, деи, на погосты». Т.е. Гостомысл пришёл к молельному месту в Колмогард принёс дары вещунам (для передачи Предкам) и взошёл на высокое место и оно там есть именно на живописном холме над рекой и установлена Церковь Успенья Божьей матери.

После чего посылает за другими вещунами в Зимеголы. Тоже интересное место. Т.е сам дойти и доехать не может и посылает за нами. Значит далековато. Тут я не буду приводить сторонние трактовки, а просто приведу описание одного местечка в Новгородской области:

Зимого́рье — село в Валдайском районе Новгородской области.Село расположено на Валдайской возвышенности. Северной частью Зимогорье выходит на побережье Валдайского озера. Во второй половине XVI века рядом с Валдаем, располагавшемся на Московской дороге, возникла ямская слобода. Возвышенность, где она образовалась называлось Зимняя Гора. Первоначально слобода называлась Ново-Валдайской или Новый Ям. Население яма имело повинность выделять охотников (ямщиков) для перевозки государственных людей и почтовых отправлений. В Зимогорье, как и в соседней деревне Шуя, проживало много староверов. В основном, это были ямщики, принадлежавшие к одному из двух старообрядских направлений: к беспоповцам федосеевцам, а с середины XIX века и к поповцам Белокриницкой иерархии.

Насколько я знаю, староверы там живут и по сей день. Конечно это только версия. Но Валдайские горы во все века были сакральным местом для ильмерских словен и обладают своими не менее интересными легендами. Идём дальше. Спящему Гостомыслу снится вещий сон о произрастающем Древе. Значит такое место должно отразиться в топонимах. И такое место найдено благодаря прототипу – Ярославу Мудрому:

Ракомо — один из древнейших сельских населённых пунктов, упомянутых в русских летописях. По результатам исследований 1939 года выяснено, что поселение возникло в концеI тысячелетия н. э. в период освоения ильменскими словенами Поозерья. Д. Старое Ракомо, пожалуй,самая старая в этих краях: она упоминается в летописи 1015 года,

когда здесь был загородный двор Ярослава Мудрого. Можно даже сказать, что эта деревня

является прародительницей официальной русской законности. В своей резиденции в 1015 году

Ярослав Мудрый совершил весьма жестокий суд над новгородцами, взбунтовавшимися против

наглого поведения его приближенных из дружины,от скуки ставших «чинить насилие на мужатых женах».Усмирив бунт,Ярослав Мудрый,чтобы избежать в дальнейшем подобных коллизий, уже на следующий год и даровал новгородцам первые 17 статей «Русской правды»,

первого свода древнерусских законов. Именно здесь, между Юрьевым монастырем и деревней Ракомо, в том же 1015 году было собрано первое новгородское вече. Сейчас о прошлом деревни напоминают только руины кирпичной церкви иконы Божьей Матери «Знамение» 1860 года постройки, возведенной на месте более старого храма.

Деревня расположена близ западного побережья озера Ильмень, в 7 км к юго-западу от Великого Новгорода.

Итак Ра-Комо (идентифицируется мной как "Солнечный конь"или «всадник»). Именно там престарелый Гостомысл мог отдыхать днём вдали от шумного Словенска и видеть Вещий сон. Там очень любопытная заброшенная "Цветочная" Церковь Знамения Богородицы (осмотр её показал, что дырки и ходы не похожи на резонаторы-голосники, как во многих древних храмах делали), которая являлась хранилищем священной иконы Знамения Божьей Матери (кстати связана с историей с Андреем Боголюбским). Икона показывает образ Богородицы с молитвенно поднятыми руками (Оранта) и с изображением Божественного младенца на груди. Изображается Богородица как сидящей, так и стоящей.

Икона имеет размеры 59 на 52,7 см. Образ является двухсторонним (на обороте — изображения праведных Иоакима и Анны, стоящих в молении перед Иисусом Христом), имеет древко то есть представляет собой выносную икону[1]. В XVI века живопись иконы была поновлена (возможным мастером называют архиепископа Макария, будущего митрополита Московского[1]). От первоначальной древней живописи сохранились только фрагменты мафория и платья Богородицы и медальона вокруг образа младенца Иисуса. Изображение на обороте иконы полностью сохранилось в древней живописи.

В первую очередь меня заинтересовала сама икона, где на обороте Иоаким и Анна молятся о рождении ребёнка. По исследованиям НХ Иоаким это и есть Гостомысл. Само название Знамение говорит о Вещем сне. Храм построенный на этом месте носит цветочный орнамент схожий с Васильевскими вратами.

Эта деревня входила в зону моего обслуживания когда я был рядовым опером –зональником. С народом про эту церковь общался. Во время ВОВ германцы перерыли там все в поисках чего то. А в народе ходит байка, что хранители перед оккупацией спрятали всю утварь от туда, разделив на 4 части. И вроде как все погибли. Так эти сокровища местные жители до сих пор ищут по всему Поозерью.

Легенда о Могиле Гостомысла

Легенда о могиле Гостомысла завораживает умы уже несколько столетий ну и я тоже когда узнал Былину побольше тоже загорелся ей. На сегодняшний день у меня есть три версии о местах её нахождения 1 версию (полу официальную) я укажу а остальные оставлю на проработку.

Версия № 1 (из книги «Загадки и легенды Земли Новгородской»):

В нескольких километрах от Новгорода находится знаменитое Волотово поле. Это место окутано множеством легенд и загадок. Неясно и происхождение самого названия поля. По одной версии Болотами в древности называли великанов, подругой — это искаженное имя скотьего бога Белеса.

Но самая известная легенда Болотова поля связана с именем Гостомысла. Согласно Иоакимовской летописи недовольные варягами местные племена сделали своим вождем славянского князя Гостомысла, сына Буривоя и потомка Вандала. Гостомысл прогнал варягов и правил затем спокойно, любимый народом за храбрость, ум и справедливость.

Но вернемся на Волотово поле. В летописи Николо-Дворищенского собора есть такие строки: «Когда умер Гостомысл, сын Буривоя, тогда проводили его достойно всем великим Новым городом до места, называемого Волотово, и тут погребли его». Похоронив своего старейшину, новгородцы пригоршнями насыпали на его могиле холм.

Эта легенда не раз привлекала внимание поэтов и писателей. На могиле Гостомысла разворачивается действие незаконченной поэмы Пушника «Вадим». Герой поэмы защитник новгородской вольности Вадим пришел сюда накануне восстания против Рюрика. «Гостомыслову могилу грозную вижу», — говорит Вадим своему сообщнику Рогдаю.

В начале XIX века археолог Ходаковский раскопал здесь большую сопку, которую назвали могилой Гостомысла, хотя никаких аргументов в пользу этого названия обнаружено не было. В 1821 году этнограф Чарноцкий раскопал небольшую сопку рядом с церковью Успения Богородицы и обнаружил костные остатки животных и древесные угли. Возможно, это были следы поминальной тризны. Через полвека сопка была снова разрыта при посещении Новгорода великими князьями, но без результата.

На этом загадки Болотова поля не кончаются. Уже в наше время при восстановлении древней церкви Успения Богородицы каменщик-реставратор А. Федоренко обнаружил странный кирпич, на котором была изображена ладья с тремя воинами, одетыми в боевые доспехи. Кого же изобразил на сыром кирпиче неизвестный художник, живший в XIV веке? Знаменитых новгородских ушкуйников или трех братьев варягов — Рюрика, Трувора и Синеуса? Ответа пока нет…

Немного от себя: Действительно в нескольких км. от города есть деревня Волотово, расположенная на горке смахивающей на курган. На вершине кургана стоит церковь и вокруг ее кладбище. Таким образом, место от раскопок защищено капитально. Кстати по дер. Волотово в годы ВОВ проходила линия обороны, куда потомков Германариха, повторно не пустили (случайно или нет но сохранили артефакт от надругания).

Волотово, село близ Новгорода, известное выдающимся памятником русского искусства — церковью Успения (1352, росписи между 1363 и 1390). Одноглавый кубический храм с двумя притворами, одной апсидой и трёхлопастным завершением фасадов (позже изменены) был выстроен из крупных каменных блоков и отличался суровой простотой и ясностью архитектурного облика. Фресковая роспись церкви включала сложные многофигурные сцены на фоне архитектурных сооружений или горного пейзажа, портретные изображения.

Фреска церкви Успения. Между 1363 и 1390.

Кстати на лицо факт своёй трактовки Легенды в идеале она звучит вот так.

«…..и егда сей умре, тогда всем градом проводиша честно до гроба, до места, нарицаемаго Волотово, иде ж и погребоша его….»

Меня всегда смущала фраза про то, что «проводили Гостомысла всем народом положив в Гроб». Какой гроб? Ведь раньше покойных сжигали. Но как оказалось Гроб это пещерка (гроб Господен в пещерке находился). Тут оказывается исключительный способ погребения. И аналогия с Потомком прослеживается. И никакого холма никто не сыплет. И кстати тут как и в Колмогарде возведена церковь Успения. Может совпадение, а может и нет. Но как всегда есть вопросы к данной версии. В окрестностях Волотова нет сопок имеющих пещеры (только насыпные курганы). И опять возвращаясь к «Вадиму» А.С. Пушкина. По сюжету Вадим и другие заговорщики прячутся в окрестностях «Грозной могилы», но районе Волотова лишь только заливные луга и не более и река Малый Волховец, тут особо не попрячешься. Поэтому мной и были выбраны, другие более подходящие по всем условиям варианты нахождения «Могилы грозной». И последнее В. Татищев подаривший нам Иоакимовскую летопись имел Усадьбу немного дальше в сторону Валдая в д. Усть-Волма на берегах р. Мста, что позволяло обосновывать Летопись более детально. И это правильно, именно берега р. Мста скрывают много тайн из Иоакимовской летописи. Но об этом в других работах.

Последняя Легенда «Призвание варягов на Русь

Данную Легенду вывернули красиво в свою сторону заговорщики реформаторы. А суть её может быть намного глубже. Вот моя версия событий:

Если Египет страна Яги и Пта то Варяги случайно Вои Яги - "войны Марии"?

Тогда это самоназвание многое объясняет в Былине и НХ. И многое подтверждает и "варяжскую дружину" тоже? А ведь по легенде именно Гостомысл был инициатором их призвания.

Мою версию частично поддержал Комиссар Катар:

«….я думаю что варяги это Баряги, то есть бары Яги... сиречь бояре или ярые в бою... так что догадка с войском Яги правильная.... бояре на Руси никуда не пропали и стали помещиками - основным правящим классом империи - барами. То есть они были особыми войсками, этакой лейб-гвардией... естественно, что им вотчины давали...слой бояр был большой от безземельных до думных бояр...большинство боярских родов имеет происхождение как раз из ваших мест и Псковщины с Питером...»

Если использовать данный термин то фраза "Призвание Баров Яги на Русь" носит смысл равный формуле Миру-Рим. Хочу заметить не варяга-Рюрика а именно во множественном числе. Далее слово призвание носит добровольную передачу власти целому сословию. Т.е вверяется Легитимно власть народом всего того мира. Отсюда все последующие правители являются не легитимными, а Узурпаторами так как пришли к власти в ходе Смуты. И инициатором этой передачи и договора от веси и мери и т.д. был Гостомысл. Далее по другому звучит фраза Бар Бар Росса ведь именно такой термин применил Гитлер при нападении на нас. Значит это может означать насильственную смену правящего класса. Или я слишком увлекся? Но вроде все выглядит логично......

Ну вот в общем то по теме и все. Исследование направления «Наследия Князя Гостомысла» будет продолжено отдельно. В данном случае 1 фигура и начало повествования сюжетов Памятника отождествлены и надо переходить ко 2 персонажу 1 яруса (венца).

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить