Содержание знаменитого высказывания римского философа Сенеки - «Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой» - можно в том или ином виде встретить у многих других авторов, живших до и после него.
Однако смысл его закрыт до определенного времени в жизни человека. Ведь кажется, что речь идёт о чем-то либо слишком земном – о теле, либо заумно философском, непонятно как имеющем отношение к реальной жизни. А что на самом деле?
На самом деле понимание глубины смысла приходит лишь тогда, когда те или иные СОБСТВЕННЫЕ качества (физические, психические, ментальные) становятся «вдруг» не помощниками, а препятствиями в жизни. Причин для этого может быть много, но есть и одна, можно сказать, универсальная, характерная для большинства людей. Какая?
Ответ кроется в другом знаменитом изречение, точнее в его малоизвестном продолжение: «Mens sana in corpore sana – avis rara» — «В здоровом теле здоровый дух — РЕДКАЯ УДАЧА». Отчего же «редкая»? А в нездоровом ...
В чем дело?
Так уж устроена наша жизнь, что до определенного возраста наша биологическая природа несёт нас на гребне волны гормонов. Стоит помнить, что главная задача жизни на биологическом уровне – продлить себя ФИЗИЧЕСКИ.
Конечно же, задача владеть собой, то есть владеть своим телом и одновременно поступать разумно, вопреки буйству гормонов, что в явном или скрытом виде проявляется через повышенный эмоциональный фон, в этот период задача не из легких. Именно это и подразумевается, на мой взгляд, под «avis rara» - редким исключением.
Но есть ещё более сложный период. Увы, но лет примерно с 40, гормональная волна затухает, мы становимся матери-природе не интересны. Как следствие – после того, как (в идеале) получено потомство - включаются (а заодно и выключаются) различные механизмы по выведению нас из «жизненного круговорота».
Теперь слова «владеть собой» обретают реальную, почти физически ощущаемую наполненность, так как даже тело с его биологической природой из привычного союзника превращается в немыслимое раньше препятствие: гормоны, которые «несли» утихли, а следом ещё начинают наваливаться всякие физические и физиологические недомогания.
Какой возможен выход из этого катастрофического тупика, если не складывать крылья и не плыть по течению интеллектуальной деградации и физического увядания? Лишь теперь наступает время, когда понятие «владеть собой» немыслимо без участия ДУХА, причем собственного и далеко не святого.
Как можно кратко определить, что такое «дух человека»? На мой взгляд – это разум, соединенный с силой воли. Это не упрямство, определяемое чаще всего эмоциями или глупостью, а именно сила воли в союзе с разумом, дающие в результате феномен МУДРОСТИ.
С учетом сказанного становится более понятен смысл и причина практик «умерщвления плоти», которые можно встретить в культурах Востока и Запада, в том числе в Христианстве. По сути, эта попытка искусственного «состаривания» тела, ради освобождения разума от искушений, определяемых гормональными всплесками.
Не берусь судить о том, насколько эта практика эффективна. Уверен в одном, что чрезмерное насилие над телесной природой человека не только губительна для его физического, но и психического здоровья. Такой путь к здоровому духу, на мой взгляд, крайне противоречив, хотя он до настоящего времени практикуется.
Так, мы можем и сегодня, не говоря о временах прошедших, наблюдать его, например, в буддийском и черном христианском монашестве с их высочайшими образцами как высот (просветленные будды, православные старцы и христианские святые), так и низменности человеческого духа (педофилия и гомосексуализм в среде монахов и священников).
Есть, безусловно, и те религии, где вопрос об искусственном умерщвлении плоти решен радикальным запретом. В качестве примера можно привести Иудаизм, а из мировых религий Ислам. Но это мир верующих, тема отдельная.
Подводя итог сказанному, на мой взгляд, можно сделать следующие выводы. Искусство владеть собой остается важнейшей задачей и целью РАЗУМНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА по законам РАЗУМНОЙ ВСЕЛЕННОЙ на протяжение всей его жизни. Исключив детство до периода полового созревания, условно можно выделить два периода:
Первый – умение владеть собой (то есть проявлять разумность через силу воли) в период буйства гормонов, скорее и в основном своим физическим телом.
Второй – умение владеть собой через формирование своей системы ценностей и мировоззрения за счет знаний, ведущих к мудрости, как формы воплощения человеческого духа.
Важно подчеркнуть, что решение вопроса «владения собой» в первый период возможен только через присутствие в жизни молодых юношей и девушек мудрых (не путать исключительно с умом) старших в лице родителей, друзей, тренеров и Учителей жизни.
А вот на втором этапе – проблема, большей частью, решается индивидуально за счет обретенных знаний и практического опыта жизни.
Вопрос о проблеме «здорового духа» в «нездоровом теле» воплощен в творчестве Фридриха Ницше с его идеей Сверхчеловека.
Поговорим об этом при случае позже.
Оценили 6 человек
9 кармы