В этот день, 15 мая (по новому стилю) 125 лет назад родился Михаил Булгаков. В его сложном и противоречивом творчестве видят всякое: и манихейско-гностические мотивы, и пародирование советской власти, и личные проблемы. Для меня одной из главных тем всего творчества Булгакова – это демонстрация кризиса интеллигенции, ее бессмысленности и, главное, бесплодности в потрясениях начала ХХ в.
«Белая гвардия». Кого мы там видим? Замечательные, милые люди, но абсолютно бессмысленные на фоне творящейся истории. Она идёт мимо них. Их благородство сродне погоде – никак не влияет на ход истории. Недаром Сталин любил смотреть «Дни Турбиных» (пьеса Булгакова, написанная на основе романа «Белая гвардия»). Видимо, осознавал он свою историческую правоту, наблюдая бесплодность этих милых интеллигентных людей.
«Мастер и Маргарита» – здесь вообще нет позитивного образа интеллигента, всё какие-то пародии. Писатели, околокультурные деятели – просто игрушки в руках дьявола, причем становятся они такими игрушками, как правило, в силу собственной паскудности. Даже профессор-психиатр, вроде бы позитивно поданный, так и не понял, что произошло с Иванушкой Бездомным. То есть, оказался бесплодным. Мастер – типичный комплекс непризнанного гения, истеричка Маргарита только выгодно оттеняет этот комплекс и служить эта интеллигентная парочка готова хоть дьяволу, хоть кому.
«Собачье сердце». Профессор Преображенский. Чем он занят? Обслуживанием сексуально озабоченных. А когда он попытался что-то создать – получился Шариков. Пришлось процесс завернуть назад. То есть создать что-то полезное профессор не смог, а потому его судьба – сбивать бабки с клиентов, брюзжать и «не любить пролетариат».
«Бег». Опять прекрасные милые люди, но абсолютно безрезультатные. В результате их женщины стоят на грани торговли своим телом. Что-то изменить в позитивную сторону им удалось, только выиграв большие деньги в карты. Понятно, что такие деньги впрок не идут. Но Булгаков на этом остановил повествование.
«Театральный роман» фактически о том, какой на самом деле любовью к ближнему наполнены интеллигентские сердца, как они дружат друг против друга и т.д.
«Роковые яйца» – повторение сюжета из «Собачьего сердца» о том, к чему могут привести творческие усилия. В этом смысле, лучше уж оставаться бесплодным, чем начинать плодить.
Наблюдая нынешний креативный класс, понимаешь, насколько пророчески прав был Михаил Афанасьевич.
Оценили 0 человек
0 кармы