В ЛЕГЕНДАХ, которые слагают, БЕССМЕРТИЕ ГЕРОЯ

27 439

Русский дух - особый дух - его не так просто уронить до нулевых показателей тем, кто вольно или невольно, либо по глупости, или из какой-нибудь корысти взялся выполнять такую задачу. Чтобы понимать русский народ, национальной особенностью которого во все времена являлось желание торжества справедливости, надо самим обладать этим духом, как все, ведь не имея представления о собственном государстве, как о гигантском, не потопляемом корабле с соотечественниками на борту, которому никакие штормы не страшны, не получится познать русскую душу, что лечит её и восстанавливает силу данного Богом духа. Им будет трудно поверить в то, что одним из испытанных средств здесь может являться прослушивание старинных русских песен, особенностью жанра которых является передача коллективного и сохранённого в народной памяти восприятия действительности, какой бы суровой она не была, и посредством музыкально-поэтического языка фольклора мы, живущие ныне, можем приобщиться к обществу тех, кто задолго до нас жил и, черпая мудрость и силу, укрепляться во мнении, что на всё есть промысел Божий и жизнь продолжается. 

Уверена, что большинству знакомо это средство, способное помочь избежать наплыва хандры. Давеча и мне захотелось послушать знакомую с детства старинную песню ”Из-за острова на стрежень”... 


Однако не вышло у меня, как бывало раньше, прослушать, расслабиться и тут же воспарить духом: во первых, меня впервые так глубоко тронула незавидная участь и трагический конец молодой персиянки, что я даже расстроилась; во-вторых, поняла, что кроме этой истории с персиянкой все мои знания о народном герое Степане Разине поверхностны, где-то на уровне школьной программы сведены к историческому факту восстания под его предводительством. Задумалась, прослушала народную песню ещё раз и решила пополнить свои знания, но поскольку в Интернете информация не всегда бывает достоверной, освежить и пополнить базовые знания о времени XVII века, в котором жил до своей мученической смерти легендарный казачий атаман Степан Разин, мне помогли три книги, которые отыскала в своей домашней библиотеке.

**

В предисловии первой из них под названием “Первые Романовы” польского историка, писателя и публициста К. Валишевского - мне сразу же понравилась одна фраза: “По меткому выражению Ключевского, современный русский человек, подходя к этому периоду национальной истории, испытывает такое впечатление, как будто бы читает свою автобиографию”.

Как верно сказано! Именно это довелось мне испытать, когда я основательно углубилась в чтение отдельных глав текстов, когда-то прочтённых, но здорово подзабытых. Когда же окончила, решила набросать кратко то, что показалось мне удивительно интересным. Поэтому предлагаю своим читателям ненадолго заглянуть в прошлое.

Итак, период истории России XVII века принято характеризовать как бурное время и называют его переходной эпохой, отмеченной острейшими противоречиями во всех областях жизни общества, напряжённым поиском новых форм общественного и политического бытия, величайшими потрясениями, сопровождавшимися эрозией нравов и утратой духовных ориентиров, и в то же время отмечают небывалый национальный подъём, заложивший основы национального возрождения. 

В первую половину столетия, когда сословная монархия и её институты завершали свое развитие, начались события. В истории они известны как Смутное время и годы лихолетья, хаоса не прекращавшейся борьбы за власть и междоусобных распрей. Некоторые исследователи называют происходившее в ту пору в Российском государстве, стремившемся стать “Третьим Римом” (посредством национально-религиозного мессианства) первым опытом гражданской войны, расколовшим государство на враждующие стороны. Прямое вмешательство во внутренние дела России зарубежных держав поставили под вопрос само существование русского государства и его национальную независимость. 

О причинах Смутного времени отечественные историки не прекращается спор, начатый ещё со времён С.М. Соловьёва, В.О. Ключевского, главы славянофилов К.С. Аксакова, и до сих пор нет единого мнения о периоде “междуцарствия и борьбе многочисленных претендентов за царский трон”, в который “рассыпалось государственное здание России”, освободив место для формирования абсолютной монархии.

“Для московских бояр XVII в. смутное время имело те же последствия, как война алой и белой розы для английских баронов XV в. Но британская аристократия, действуя в интересах государства, вместе с ним восстала из общего бедствия. Себялюбивая политика московских олигархов довела их до непоправимой утраты не только привилегий, но и всякого общественного влияния.”; 

 “Революционируя Россию, польские сторонники первого и второго Димитрия сами проникались роковым ядом и, возвращаясь домой, заражали им свою родину, не причиняя вреда родине Минина и Пожарского, способной быстро отвергнуть отраву, с отвращением выплюнуть ее.”

 (Из заключительной главы книги К. Валишевского “Смутное время”)

После этого “великие собиратели земли русской”, окончив дело, уступили место наследникам распавшейся монархии первых Рюриковичей, которые затем присоединили значительную часть наследия Владимира, за которые велась вековая борьба с Польшей, чтобы зарождающая в славянском мире новая Россия, со значительным перевесом оставила позади свою западную соперницу, после чего, достигла берегов Тихого океана и стала в ряды великих держав.

***

Как вам первая половина истории XVII в., не вызывает никаких ассоциаций? Кто мог подумать, что спустя время некоторые вехи истории древних веков, которые нам приходилось зубрить и заучивать, станут так близки и понятны, ведь что мы - советские люди знали раньше о царском времени чужом, когда наши знания в основном сводились к тому, что самодержавие народ угнетало, а он бедный этому сопротивлялся и бунтовал. Теперь же читаешь, и тебе не только понятно, но и сам проводишь некоторые параллели далекого прошлого и настоящего, поскольку родное государство в конце прошлого века само обзавелось аристократией и знатью, “боярами” и “казнокрадами”, своей полицией вместо милиции, дворцами и прислугой, впрочем употреблять понятие «классовое неравенство», которое успело пустить корни, создавая угрозу разрушить до основания фундамент здания предыдущего строя, у нас не принято… Ну, да ладно, продолжу. Только сообщу, что в первой половине века Степан Разин появился на свет,  восстание, соответственно, произошло во второй.  Перехожу к обстоятельствам и краткому описанию обстановки в государстве, которые способствовали этому.

Вступая в сношения с западными цивилизациями, развивая свою политическую мощь и пытаясь избавиться от некоторых черт своего архаического прошлого, во второй половине века, в России происходит закладка основ, на которых спустя время будет основана реформаторская деятельность будущего Петра Великого, в которое первые Романовы - Михаил Фёдорович и внесли свой вклад, установив новый режим, изменивший социальный и экономический уклады жизни, что правящее до этого “боярство” теряло одну за другою свои привилегии и политическую диктатуру. На смену пришло дворянство, имевшее более демократические взгляды и объединение его с новым классом представителей зарождавшейся промышленности - третьим сословием, привело, заметьте, к порабощению некогда свободных крестьян, которые стали крепостными.

Целый ряд драм сопровождал эту эволюцию: борьба церкви со светской властью, борьба за свободу, ряд кровавых войн и бунтов, сопротивление и возмущение народа. И вполне естественно, что один за другим на этой сцене стали появляться персонажи, вошедшие в историю как борцы с режимом: патриарх Никон - творец церковной реформы, поп Аввакум, выступивший на защиту прежних верований, в эту же эпоху раскола, зародившегося в море крови, появился и наш народный герой - Степан Тимофеевич Разин, прозванный Стенькой.

Воспитанный и выросший среди разбойников он по сути и был разбойником, не имевшим ни выдающегося ума, ни военного таланта и никакого сознания принятой на себя роли атамана. Толчок этому человеку среднего роста, хорошо сложенному, сильному и смелому, жестокому и хитрому, как его описывают, дали собственные верный глазомер и быстрота реакции. Ему было около сорока лет, когда он, колебавшийся между завоеванием Москвы и Тегерана, совершал со своей казачьей вольницей свои великие подвиги, память о которых в народе живёт до сих пор. В своих манифестах призывал к беспощадной войне против чиновников, объявлял конец бюрократии и всякой власти. Бунт охватил громадное пространство между Волгой и Окой, к югу до саратовских степей, к востоку до Рязани и Воронежа. То же самое происходило и в Восточной  Украине и, когда вспыхнуло восстание Богдана Хмельницкого охватило западную и польскую части её. Местные инородцы: мордва, чуваши и черемисы взбунтовались тоже .

Но направить и развить, то что ему удалось завоевать - Стенька Разин не умел. Его считали колдуном, и эта легенда помогала ему приобретать “сверхъестественную власть” над огромным количеством людей. Будучи человеком “без веры и закона”, он предавался своим диким и жестоким привычкам: сына Менеды-хана повесил за ребро на железном крюку, дочь - ту самую персиянку, сначала сделал любовницей, а потом утопил; до самого поражения своей шайки в Симбирске особенно не любил попов, в которых видел агентов московского правительства, поэтому нападал на них и много церквей было им сожжено.

Достоверных сведений об обстоятельствах пленениях Стеньки в истории не сохранилось, и в официальных источниках полно противоречий - то ли в результате осады укрепления, то ли предан и выдан  был раскаявшимися товарищами, или попал в засаду, однако сохранила свидетельства о том как стойко вёл себя атаман, когда его пытали и, высмеивая малодушие своего брата Фрола, говорил ему, мол, что ты как баба, - мы хорошо пожили, теперь можно и пострадать. 

6 июня 1671 года, когда его привели на Лобное место Москвы (в вольном пересказе прочитанного мною), казнь выглядела так: выслушав приговор о четвертовании, он не моргнул, а повернулся к церкви, четыре раза поклонился толпе, прося прощения и отдался в руки палачей. Положив его между двух досок, сначала отрубили ему правую руку выше кисти, потом левую ногу ниже колена, но он не испустил ни одного крика. Думали, что он умер. Брат его, тоже ожидавший казни, мгновенно вспомнив о том, что осуждённые, которые сделали важные разоблачения, могут получить отсрочку, начал бормотать, пытаясь заявить о своём желании сделать это, как «вдруг среди окровавленных досок, где лежало неподвижно изуродованное тело Стеньки, раздались слова: “Молчи, собака!” То были последние слова, произнесённые атаманом”*.

“Ни смерть, ни самые жестокие муки не смогли поколебать физической и моральной стойкости большого числа людей, обречённых на казнь-то были люди, либо огрубевшие от беспокойной жизни, либо охваченные могучим религиозным чувством.”*

Легенды, хоть и приукрашивают, но не лгут, а правдивы. Русский народ слагает их о тех, кого считает своим, кто защищал людей, был щедр, кем восхищались и кого любили по православному принципу: “Христос умер за всех, и кого Бог очистил, того никто не вправе почитать нечистым” (из толкования к Посланию Апостола Павла к Римлянам, Гл.8, ст.34).

О Степане Разине сложили много легенд: о том, что был поэтом и просил похоронить его на распутье трёх дорог к трём очагам русским - Москве, Астрахани и Киеву; что больше помнят его на берегах Волги, где с именем атамана многое связано, где холмы названы его именем и в оврагах, пещерах под землей ищут сокровища, спрятанные  Разиным; в народе говорили, что он жив и воевал потом в Персии и покрыл себя славою, а бояре, завидуя ему, по возвращению напали на него, но их пули и ядра не могли его уязвить; скверную девку Машу упоминали, которая по наущению бояр завлекала Стеньку в западню, но он бежал и отомстил боярам, осадив христианскую Астрахань, в которой люд открыл ему ворота, но тамошний архиепископ заставлял его покаяться, а Стенька сбросил его с колокольни; семь соборов осудили его, а религиозные товарищи схватили и отправили в Москву, но в тюрьме, как только Стенька рукою касался собственных оков, те рассыпались. Он, якобы мог нарисовать на стене своей камеры лодку с вёслами на воде и чудесным образом очутиться на Волге.

Ещё одна легенда гласила, что было на Стеньке проклятие - не мог умереть, из-за того, что не принимали его ни вода ни земля, и живет он вечно, блуждая по предместьям и дремучим лесам, помогает беглым и бродягам. Якобы через сто лет видели его на берегу Каспия русские матросы, бежавшие из туркменского плена, и он назвался Емельяном Пугачевым, объявив, что ещё через сто лет вернётся в Россию и вновь начнёт совершать подвиги.

***

Так сложилось в истории, что после казни мятежного атамана в годы правления монарха Алексея Романова, находившегося под влиянием западников и реформаторов, осуществлявших попытку объединения административного, политического и религиозного направлений, начался период репрессий, а первый опыт реформы православной церкви показал, что кроме беспорядков и разъединения, это не привело ни к чему хорошему - авторы реформы на состоявшемся Соборе 1666 признали безумными и невежественными все решения предыдущего Собора 1651 года, и обратились за содействием к иностранцам.

“После целой массы немцев, голландцев, англичан, взятых на жалование для того, чтобы мучить дух и тело бедного московского народа, ему нужна была ещё целая свора греческих или украинских монахов для управления верою! И это было сделано в тот момент, когда следуя близко от тех проломов, которые были сделаны на границе страны польским нашествием, римская уния завладевала в свою очередь религиозною областью святого Владимира”.*

Не удивительно, что в результате подобных атак на православное государство в народных массах его, возможно, на подсознательном уровне, может происходить процесс соединения инстинкта самосохранения и национального чувства, и любой раскол в течении многих веков приводил к соединению, запускавшему анархическую организацию веча для того, чтобы отстаивать, прежде всего, свою веру в ситуации совокупности: сложных причин, тяжкого положения народа, живости его воспоминаний о пережитом трудном времени, наличие предубеждений, сомнений и ненависти к “латинофобии”.

Это всё, о чём я собиралась рассказать, и рассказала о том, каков путь народного героя к бессмертию. Никакие почести, ордена и медали не обеспечат человеку постоянного места в истории Отечества, если не слагает народ легенды о нём. Однако закончить разговор мне кажется правильным “на мажорной ноте”, уже  другой русской народной песни, более лирической, что, наверняка, поднимет вам настроение :))

31 мая 2024

Светлана Ливоки

Использованы материалы:

* К. Валишевский:“ Первые Романовы” ; “Смутное время”

**Н.А. Омельченко: Гл. 7 “История государственного управления в России” 


"Алло, вы в Германию наковальню продали. Надпись на ней правильная?" Почему немцев всполошила надпись на старой советской наковальне
  • sam88
  • Вчера 06:28
  • В топе

Есть у меня не очень хороший, но всё же знакомый кузнец. Живёт буквально через две улицы от моего дома. Одно время держал большой цех ковки, но потом дело заглохло и сегодня он занимае...

Помочь России победить, они ведь наши союзники. О как заговорили, наши бывшие почувствовали ветер перемен
  • pretty
  • Вчера 12:28
  • В топе

ГЕОПОЛИТИКА ЦИВИЛИЗАЦИЙЗдравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Наши бывшие долгое время делали вид, что на южных землях России ничего не происходит. И это несмотря на свои обязательства по ОДКБ....

Два подхода к контролю Абхазии: дорогой российский и дешевый западный
  • pretty
  • Вчера 06:28
  • В топе

КВАДРАТУРА  КРУГАНа примере Абхазии хорошо просматривается разница российского и западного подхода к контролю за страной (территорией).Российский подходБерем на себя содержание всей Абхазии, разд...

Обсудить
  • :boom: :boom: :boom: :raised_hand: :heart:
  • Песня прекрасная! И голос у Александры Стрельльченко бесподобный и душевный! А легенды о Стеньке Разине лишь подтверждают величину его личности! И мечту народа о свободе и справедливости!
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :sparkles: :star2:
  • Света, глубоко копаешь! Персиянку мне тоже всегда было жалко... А в нашей истории я тоже не сильна, в школе история была на задворках. Учительница, если помнишь, заставляла "учить следующий заголовочек", что не способствовало любви к предмету. Поэтому, когда у меня появился недавно друг, любящий и преподававший в школе историю, и он начинает что-то рассказывать, я слушаю, открыв рот)) Но все равно чтобы что-нибудь понять, надо вести подобные раскопки! Спасибо тебе за интересную статью!
  • Много новых интересных подробностей... :sparkles: :sparkles: :sparkles: :thumbsup: