В СМИ продолжается обсуждение недавнего обновления состава Совета по культуре и искусству при Президенте, и то, что в его состав вошёл писатель, на мой взгляд, звоночек о том, что прежнее положение дел в литературном мире власть не устраивает, и во всём что касается, идеологии и деятельности редакций и издательств надо ждать существенных изменений...
Правильно, давно пора навести порядок в этой сфере, тем более, что во все времена в непосредственной близости к власти появлялись творческие люди! В разные периоды жизни государства из социума во властные структуры попадали неординарные люди, имевшие выдающиеся заслуги на каком-нибудь поприще - в профессиональной или общественной деятельности, громко выразившие вслух свои взгляды, совпадающие с политическим курсом и проводимой идеологией. Дай Бог таким избранникам послужить верой и правдой на благо родного Отечества!.. Однако, надо иметь ввиду, что русский народ в большинстве своей массы крестьянского происхождения, а выходцы из семей трудового люда низших сословий, с древности безоговорочно признававшие власть Бога и не мыслившие жизни без царя, склонны одобрять любой выбор высшего руководства, но после того, как представляют нового избранника, считают его фаворитом и начинают внимательно наблюдать за тем, как тот трудится.
Сейчас особенно, после недавних примеров отвратительного поведения бывших любимцев в трудное для страны время, после того, как некоторые из них, находившиеся в фаворе у власти долгое время, пользовавшиеся всяческими благами и имевшие привилегии, вместо благодарности, обнаглев до предела, откровенно предали... Переплюнули даже тех, кто в предыдущие периоды истории нашего государства восходил на “Олимп”! Время только подтвердило верность русских поговорок и пословиц, сложенных народом, полных сарказма и горькой иронии:
“Больше власти - больше напасти”;
“Часто приходит беда и напасть тем, кому дана власть”;
“Ближе к барину - ближе к плетям”; “Бог и пальцев не уровнял”;
“Кто у власти, тот и ест сласти”; “По службе нет дружбы”;
“Хорошо жить в почёте у миру, да ответ большой”;
“Отец отопком щи хлебал, а сын в воеводы попал”;
“Залетела ворона в царские хоромы: почёту много, а полёту нет”;
“Сохрани Бог от мора, от пожара да от нашего брата, как угодит в бара” и прочее.
Поистине поучительна история одного известного человека, имя которого в прошлом веке знали все, а в нынешнем и вспоминают редко. Об этой истории имеется немало статей в Интернете, но ознакомившись с некоторыми, у меня возникло впечатление, что подобное “народное творчество”, которое со временем неизбежно превращает исторические факты в легенды, уже процветает вовсю. И захотелось мне, не претендуя на истину в последней инстанции, хотя бы напомнить то, что мне известно, поскольку в домашней библиотеке у меня имеется убедительный источник информации в виде старой книги - сборника стихов 1951 года издания, предисловием к которой служит статья, в которой каждый из фактов и диалогов подтвержден ссылками на соответствующие документы.
НАЧАЛО ПУТИ
В бедной семье курьера заводской конторы и церковного сторожа при духовном училище в д. Губовка Херсонской губернии Алексея Придворова в апреле 1883 года родился мальчик, которого назвали Ефимом. Отроческие годы будущего поэта прошли в Киеве, где он обучался в военно-фельдшерской школе. Интерес к чтению книг пробудился у него с раннего детства: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Крылов, Некрасов. Он и сам пробовал писать стихи, но понимал, что по форме и по содержанию стихи его слабы, поэтому в 1904 году отказался от приобретённой профессии и, экстерном сдав экзамены за курс мужской классической гимназии, поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета в самый канун первой русской революции.
“После четырёх лет новой жизни, новых встреч и новых впечатлений, после ошеломительной для меня революции 1905-1906 г. г., и ещё более ошеломительной реакции последующих лет, я растерял всё, на чём зиждилось моё обывательско-благонамеренное настроение” - писал он спустя годы о времени, когда начал писать первые стихи, опубликованные в журнале “Русское богатство”, редактором которого являлся В.Г. Короленко. Однако в ранних стихах начинающего поэта была “щемящая тоска” и “тревоги”, вызванные “гнётом чёрного кошмара” и полно типичной для гражданской лирики поздних поэтов-народников риторических штампов, типа “горнило вдохновенья”, “пленительная краса” и т.п., а реалистические наброски деревенской жизни, отражающее незавидное положение масс и зреющее недовольство в крестьянской среде, которые молодой поэт пытался отражать в своих стихах - сразу же отклонялись редакцией журнала, поскольку “Русское богатство” являлось органом либерального народничества. Тогда и написал Ефим Придворов своё стихотворение “О Демьяне бедном, мужике вредном”, и неизвестно пополнил бы поэтические ряды поэт вообще, если бы не появилась в 1910 году большевистская печать в виде легальной большевистской газеты “Звезда”, объединившая ряд видных партийных литераторов того времени, изданием которой из-за границы руководил В.И. Ленин, а непосредственное руководство в дни петербургских забастовок, вызванных Ленским расстрелом, осуществлял И. В. Сталин, в редакцию которой Ефим Придворов сначала посылал свои стихи почтой, а затем пришёл сам.
ВОСХОЖДЕНИЕ НА ОЛИМП
Именно в “Звезде” Е. Придворов освободился от влияния народнической лирики и нашёл себя как политический поэт и сатирик.
“Здесь в дружеских беседах, среди ночной газетной сутолоки проявилась в Е. Придворове потребность в боевых литературных выступлениях и родился на свет баснописец Демьян Бедный. Его очень быстро стал высоко ценить В.И. Ленин..." (из воспоминаний М. Ольминского - деятеля народовольческого и большевистского движения, публициста, историка и литератора)
В этой газете родился псевдоним, когда в 1912 году вышла басня “Кукушка”, подписанная уже Демьяном Бедным. Здесь же оформилось резко враждебное отношение поэта к буржуазно-декадентской литературе и он стал обличать “мещанскую пошлость и гнусность”, называя известных литераторов “наши упадочники, справедливо обвиняемые в беспочвенности своих бредовых, исторически-крикливых писаний”, и, указывая на очередное “проявление духовного разложения, которым “отравлен воздух в столыпинской России”, не упускал случая сразиться на газетном поле с каким-нибудь из таковых
“Жёлто-обывательскую” прессу тоже клеймил в своих фельетонах нещадно. В одном из них “Маскарад благотворительности”, поэт особенно резко разоблачал гнусное политическое ренегатство либеральных писателей, обрадовавшихся тому, что “миновала буря” первой революции. Его борьба с теорией “чистого искусства” и горячая защита традиций русской поэзии была зеркальным отражением тех позиций, которые в вопросах искусства занимала “Звезда”.
Полна страданий наших чаша,
Слилась в одно и кровь и пот.
Но не угасла сила наша:
Она растёт, она растёт!..
И. В. Сталин в своих сочинениях, говоря о деятельности этой большевистской газеты неоднократно упоминает имя Д. Бедного.
В статье “Наши цели” о задачах газеты будущий вождь писал, что “рабочие-литераторы не попадают готовыми с неба, они вырабатываются лишь исподволь. в ходе литературной работы”.
(И. В. Сталин. Сочинения т. 2, стр. 249).
Из эмиграции в Россию вернулся М. Горький, который возглавил группу пролетарских писателей. Горький видел черты новой литературы и потому сразу занялся изданием сборника стихотворений, взятых из газет “Звезда” и “Правда”. Ведущее место занял и Д. Бедный, как наиболее активный поэт, в чьём творчестве явственно выражались эти черты социалистической поэзии: теснейшая связь с революционной практикой рабочего класса, идейная насыщенность и правдивость, а так же демократизм формы с наследованием традиций русского реализма, к тому же являвшийся членом РСДРП(б).
Броженье юных сил, надежд моих весна,
Успехи первые, рождённые борьбою,
Все, все, чем жизнь моя досель была красна,
Соединялося с тобою.
А в январе 2013 года вышел его первый поэтический сборник “Басни” и, узнав об этом, В.И. Ленин, находившийся тогда в эмиграции, обратился в письме к М. Горькому с вопросом: “Видали ли “Басни” Демьяна Бедного? Вышлю, если не видали. А если видали, черкните, как находите”. (В.И. Ленин. Сочинения, т. 35. стр. 66)
Ленин и Сталин настолько заботливо помогали молодому поэту, что в своём стихотворении “В защиту басни” поэт написал:
И можно ли забыть, чьим гением она
Была тогда оценена?
Чтоб я не бил по дичи мелкой,
А бил по зубрам бы, бродившим по лесам,
И по свирепым царским псам,
Моею басенной пристрелкой.
Руководил нередко Ленин сам.
Он - издали, а Сталин - был он рядом,
Когда ковались им и “Правда” и “Звезда”,
Когда, окинувши твердыни вражьи взглядом,
Он мне указывал: “Не худо б вот сюда
Ударить басенным снарядом!”
Поэт взялся возрождать басенный жанр и до 1914 года напечатанных в “Правде” басен было больше всего, но вскоре началась первая мировая война и он отправился на западный фронт, где служил военным фельдшером. Вернувшись из армии и обнаружив, что легальные возможности у большевистской прессы в годы войны отсутствовали, Д. Бедный стал отправлять свои произведения в газету “Современный мира”, журнал “Жизнь для всех” и в разные кооперативные и провинциальные издания, однако произведения о несправедливом характере войны, о наживающихся на войне капиталистах, о финансовом крахе правительства, о великодержавном отношении царизма к полякам в большинстве своём оставались не напечатанными. А после опубликования в 1916 году в журнале сказки “Колобок”, высмеивающей Государственную Думу, сотрудничество поэта с “Современным миром” прекратилось, и в 1917 году его имя было исключено из перечня авторов.
Тогда он стал писать стихи на актуальные политические темы. Большое внимание уделял антирелигиозной пропаганде: являлся постоянным автором журнала “Безбожник у станка”, а на церковную тему писал и печатал остросатирические басни и фельетоны, громя обрядовость православной Церкви: “Новый завет”, “Крещение”, “Церковный канон” и др. Так же занимался переводами и, добиваясь от них желательного звучания даже мог добавить концовку, как в басне “Лев, лиса и олень” о доверчивых оленях, которые попадают ко льву в пасть:
Мораль Эзопову боюсь переводить.
Хоть перевод вполне возможен.
Стал нынче и Эзоп не очень-то надёжен.
С моралью надо погодить.
После февральской революции выпуск большевистских изданий был возобновлён, и в обстановке нарастающего революционного подъёма Демьян Бедный превращается в поэта-агитатора. Свои творческие позиции он противопоставляет теории “чистого искусства” и буржуазному эстетизму: “Я не служитель муз”, - говорит он в стихотворении “Мой стих” и восклицает:
“Родной народ, страдалец трудовой,
Мне важен суд лишь твой
Ты мне один судья прямой, нелицемерный...” и т.д...
В этот период Демьян Бедный впервые обращается к большой повествовательной форме и пишет известную стихотворную форму “Про землю, про волю, про рабочую долю”, являющееся первым произведением русской поэзии, посвящённое событиям революционной эпохи, которая явилась своего рода продолжением некрасовской традиции.
Сразу после Октября поэт с большой энергией принимается за работу в советской печати. Борьба за мир, за упрочение новой власти, за проведение аграрной программы, мобилизация масс на выполнение насущных политических и военных задач - таков круг вопросов освещал он в своих стихах, и тиражи носителей стихов повышались. Стотысячным тиражом выпустило издательство ВЦИК “Коммунистическую марсельезу” Д. Бедного, и очевидцы писали о том, что во многих деревнях крестьяне наизусть читали стихи поэта, а на фронте декламация его стихотворения могла воодушевить бойцов перед атакой.
Разжигатель неуемный -
Я кочую по фронтам.
Мой вагон дырявый, темный,
Нынче здесь, а завтра там, - (”Жестокий срок. 1920 г.)
Небывалую популярность завоевали фронтовые агитки и песни Д. Бедного. Их много, но я приведу одну из них, которую сама считала народной, а оказалось, что это положенное на музыку стихотворение Д. Бедного под названием “Проводы”, которая начинается со слов: “Как родная меня мать провожала...”
За годы гражданской войны из печати вышло около сорока книг и брошюр Д. Бедного, общий тираж которых достиг полутора миллионов экземпляров. Успеху творческой работы поэта способствовали правильные позиции, которые он занял в литературной борьбе того времени, выступая против “теоретиков” Пролеткульта, чьё высокомерное отношение к культуре прошлого, увлечение космическими масштабами и пренебрежение к реалиям действительности резко противоречили традициям русской литературы и политике партии.
Пусть будет свет для вас завет пророка,
Рукой врагов, сражённого до срока,
И пусть его разбитой лиры глас
Ободрит вас в тревоге жуткий час!
С 1922 года он начал избираться депутатом Моссовета. Активно превозносил Ленина и Троцкого, называвшего поэта “снизошедшим до революции” и “большевиком поэтического рода оружия”, что в последствии чуть не повредило поэту.
А по свидетельству Н.К. Крупской о последних месяцах жизни Ильича:
“По его указанию я читала ему беллетристику, к вечеру обычно.., он любил слушать стихи, особенно Демьяна Бедного. Но нравились ему не сатирические стихи Демьяна, а пафосные...”
(Н.К.Крупская. Воспоминания о В. И. Ленине, М., 1931 г., стр. 192).
После смерти Ленина, в годы внутрипартийной борьбы (1926-1930 годы) поэт стал отстаивать линию Сталина. В своих стихах того периода стал озвучивать задачи поэзии и разоблачать “вражьи вылазки в искусстве эстетов и снобов:
... Нужна ли Правде позолота?
Мой честный стих, лети стрелой -
Вперёд и выше - от болота
Литературщины гнилой!
Такое понимание действенной роли поэзии и практики литературной работы, связанной задачами массовой агитацией с работой газет, очень сблизило Д. Бедного и В. Маяковского - при ярком индивидуальном своеобразии каждый из них чувствовал почти родство, особенно в борьбе против внешних и внутренних врагов.
Давно б весь мир трясла война,
Когда б Советская страна
Внушеньям подлым не мешала!
Сам товарищ Сталин мог написать Д. Бедному письмо, которое останется свидетельством проявления отеческой заботы о поэте:
“Это очень хорошо, что у вас “радостное настроение. Философия “мировой скорби” не наша философия. Пусть скорбят отходящие и отживающие. Нашу философию довольно метко передал американец Уитмен: “Мы живы, кипит наша алая кровь огнём неистраченных сил”. Так то, Демьян”. (И.В. Сталин. Сочинения т.6 стр. 273)
Стоит ли удивляться, что однажды власть открыла поэту, как шутил М.Задорнов, свои закрома: квартира в Кремле, дача в Мамонтовке с большим садом, регулярные приглашения на встречи с высшим партийным руководством страны. Для разъездов по стране Демьяну Бедному выделили особый вагон с порядком пользования по персональному мандату. В личное пользование им был получен автомобиль “Форд”. Со Сталиным у него сложились почти дружеские отношения и вождь часто пользовался библиотекой, которую собрал поэт - одной из самых крупных в СССР (свыше 30 тыс. томов). А в 1928 году во исполнение письма Сталина в политбюро ЦК, в котором тот потребовал оплатить любые расходы, чтобы не допустить гибели поэта, Д. Бедный был направлен на двухмесячное лечение в Германию по поводу обострившегося диабета в сопровождении семьи и переводчика.
ОШИБКИ И ОПАЛА
Став фаворитом при Сталине, вероятно, Д. Бедный ощущал себя по настоящему народным трибуном и, искренне веря в то, что ему позволено быть лидером и защищать простой народ, чувствовал себя до такой степени вольно, что писал без оглядки на власть свои произведения, но в декабре 1930 года, вскоре после опубликования в “Правде” произведений “Перерва”, “Слезай с печки” и “Без пощады”, Секретариат ЦК ВКП(б) издал Постановление, в котором осудил эти фельетоны поэта, найдя в них “фальшивые нотки, выразившиеся в огульном охаивании “России” и “русского”.
Оскорблённый присланной ему выпиской из Секретариата, поэт привычно пожаловался товарищу Сталину, но в ответ получил письмо, которое начиналось со слов:
“В чём существо Ваших ошибок? Оно состоит в том, что критика недостатков жизни и быта СССР, критика обязательная и нужная, развитая Вами вначале довольно метко и умело, увлекла Вас сверх меры и, увлёкши Вас, стала перерастать в Ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее”, - а заканчивалось предложением: “Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата”. (из Письма Сталина - Демьяну Бедному).
Он советовал поэту “поворачивать на старую ленинскую дорогу несмотря ни на что”, после чего фаворита выселили из Кремля, лишили вагона и машины, оставили за ним только возможность пользоваться библиотекой, но самое главное, продолжения опалы (как, наверное, ожидали недруги и завистники вознёсшегося до небес Д. Бедного) не последовало. Возможно, мудрый глава государства, хорошо зная поэта, его потенциал и заслуги, решил дать ему возможность трудом искупить свои ошибки и принести пользу общему делу.
Как показало время, Сталин не ошибся, поскольку Д. Бедный не только продолжал писать свои, уже подчёркнуто партийные стихи, в которых цитировал вождя и, продолжая свою богоборческую линию, в 1931 году в стихотворении “Эпоха” горячо поддержал и восторженно приветствовал снос Храма Христа Спасителя и внёс новшества в разработку поэтических жанров, используя формы русской и классической поэзии.
Не утерять. чтоб малой крохи
Из дел великих, из идей
Незабываемой эпохи
Незабываемых людей... (”К ответу”)
И в 1933 году его награждают Орденом Ленина, а в 1934 М.И. Калинин в беседе с молодыми писателями назвал Демьяна Бедного “большим знатоком русского языка (из ”Беседы М.И. Калинина с низовыми авторами”. Изд. “Крестьянской газеты”, М. 1934, стр. 13.), М. Горький в свою очередь потребовал включения имени поэта в словарь русского языка, подготовлявшийся Академией наук СССР (из письма М. Горького. изд. “Советский писатель”, М. 1947, стр. 243.)
Однако, несмотря на то, что все последующие годы в поэзии Демьяна Бедного явно читалось, что поэт пытается перестроиться, переосмыслить свои представления и работает над собой, ошибки его так и не были изжиты до конца. Ходили слухи о том, как он иногда грубо высказывается в адрес власти и высшего партийного руководства. Эти слухи тут же доносили Сталину, и в 1934 году на I съезде советских писателей его обвинили в политической отсталости и вычеркнули из списка, а в 1936 году поэта угораздило написать текст для новой постановки комической оперы Бородина “Богатыри”, исказив в нём облик русских богатырей и историю древней Руси, и постановка возмутила зрителей, о чём тут же доложил Сталину Молотов, который был на премьере, и пьесу сняли с репертуара по Постановлению Политбюро ЦК ВКП (б).
Интернет-авторы в своих коротких статьях кликушествуют по поводу невостребованности и бедности в последние годы жизни бывшего фаворита, но я хочу обратить внимание читателя на то, что этими годами, собственно, являлись годы Великой Отечественной войны - тяжёлые для всех людей страны, и у меня вызывает больше доверия то, что пишет об этом И.С. Эвентов - писатель, критик, литературовед, доктор филологических наук и профессор, выдержки из статьи которого “Демьян Бедный” я здесь привожу. Уважаемый автор исследования творческого пути поэта пишет о том, что в этот период поэт наоборот - мобилизует “весь арсенал своих поэтических средств” “для пропаганды идей советского патриотизма, для разоблачения фашистских захватчиков” - политические басни, агитки, песни, фельетоны и, конечно, стихи: “Фашистские ангелочки”, “Раса господ”, “Разлука ты разлука”, “Геббельсовские изречения рождественские до умопомрачения” и т.д.
Где слово русских прозвучало,
Воспрянул друг и враг поник.
Русь - наших доблестей начало
И животворных сил родник.
Служа её опорой твёрдой
В культурной стройке и в бою,
Любовью пламенной и гордой
Мы любим Родину свою.” (”Русь” январь 1945 года)
День Победы над фашистской Германией, Демьян Бедный встретил одой, в которой прославил “бойцов-богатырей”, чьей бранной доблестью гордимся мы по праву”. Поэт прожил всего шестнадцать дней после этого праздника, и умер 25 мая 1945 года. Его последнее произведение, посвященное послевоенным задачам советских людей, было напечатано за три дня до смерти, а в правительственном сообщении, опубликованном на следующий день, все газеты писали об уходе “талантливого русского поэта-баснописца, боевое слово которого с честью служило делу социалистической революции”.
Всё крепче темпы, сжатей сроки.
Маяк победы всё видней.
В какие огненные сроки
Вместить величье наших дней?...
На всю фашистскую свирепость
Ответим словом боевым:
- Кто посягнёт на нашу крепость,
Тот не останется живым!... (из “Героической памятки”)
P.S. Статья написана, а мысли не оставляют меня... Всё думаю: “Как же так такой талантливый человек и трудяга, бесстрашный, успешно реализовавший себя в своём творчестве, уважаемый и до конца своих дней так и не принял Бога?” Понятно, что атеистическое время тогда было, однако в душе кто-то из людей Бога имел, или хотя бы был богобоязненным, а не усердствовал перед врагом человечества в преклонном возрасте.
“Никто не может служить двум господам: ибо или одного будут ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне” (Мф. 6:24, Лук. 16:13).
Жаль, что не пожелаешь этому, безусловно, выдающемуся человеку “Царствие Небесное”... Как и всем тем, о которых Марина Цветаева, будучи неверующей, написала свой “Реквием”:
“Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли...”
Все мы исчезнем, но в “эту бездну” упадут не все, чьи-то души воспарят к небесам... И очень хорошо, что православных людей в стране много, а во власть приходит всё больше набожных!
17 октября 2024
Светлана Ливоки
Иллюстрации: Интернет
Оценили 13 человек
33 кармы