Лаврентьевская летопись 1377 г. Часть 2.-я.1

8 3655

Вместо предисловия.... 
Огромная просьба читателям: пожалуйста не придумывайте того, чего нет в моих правках искажённых переводов! 
И ежели вы хотите найти придуманное вами, то читайте пожалуйста искажённые переводы и возмущайтесь на здоровье! 
В первую очередь мои правки предназначены думающим людям, которые стараются что-либо понять и могут сравнить мои дословные правки с оригинальными общепринятыми текстами, коих в наш век компьютерных технологий предостаточно.
Тем более что в своих статьях я стараюсь давать ссылки на оригиналы текстов.
Скан оригинала с переводом ПСРЛ
.
Скан оригинала без перевода
.

Итак продолжим разбор Лаврентьевской летописи.
Точнее сказать, её первой части, написанной Нестором - летописцем.

В первой части Нестор описал расселение сынов Ноевых. И кому и что досталось.

Оригинал.

По размешеньи же столпа и по разделеньи языкъ прияша сынове Симови въсточныя страны, а Хамови сынове полуденьныя страны. Афетови же прияша западъ и полунощныя страны. От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ, от племени Афетова, нарци, еже суть словене. Во мнозехъ же времянехъ сели суть словени по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска. От техъ словенъ разидошася по земле и прозвашася имены своими, где седше на которомъ месте. Яко пришедше седоша на реце имянемъ Марава, и прозвашася морава, а друзии чеси нарекошася. А се ти же словени: хровате белии, серебь и хорутане. Волхомъ бо нашедшемъ на словени на дунайския, седшемъ в них и насилящемъ имъ. Словени же ови пришедше седоша на Висле, и 

Первод.

По разрушении же столпа и по разделении народов прияли сыновья Сима восточные страны, а Хама сыновья южные страны. Афета же приняли запад и северные страны. От этих же 70 и 2 нардов был язык славянский. От племени Афета, нарци (норици), еже суть славяне. За много времени осели предки славян по Дунаю, где находится ныне Угорская земля и Болгарская. От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими, где сели на котором месте. Как пришедшие осели на реке именем Марава, и прозвались морава, а другие чехи назвались. А вот то же славяне: хорваты белые, сербы и хорутане. Волохи напали на славян дунайских, осели у них и творили насилие над ними. Славяне же эти пришли сели на Висле, и 

Заметка по фрагменту:
1. Не стоит забывать, что писалась летопись в 1377, соответственно на тот момент названия топонимов и народов отличается от современных.
2. Снова в тексте появляются "норици". Теперь, правда "норци", которые раньше находились где-то в районе Альп, а не скандинавии! Да и скандинавию тогда никто не знал особо. Дело то было во времена до Христа. Да плавали большинство путешественников вдоль берегов вокруг Европы тогдашней.

Лист.3.

Оригинал.

прозвашася ляхове, а от техъ ляховъ проз{...} поляне. ляхове. друзии лутичи. ини мазовшане. ини поморяне. такоже и ти словене. пришедше и седоша по днепру. и нарекошася поляне. а друзии древляне зане седоша в лесех. а друзии седоша межю припетью и двиною. и нарекошася дреговичи речьки. ради яже втечеть въ двину имянемь полота. от сея прозвашася полочане. словени же седоша около езера илмеря. прозвашася cеим имянемъ. и сделаша градъ и нарекоша новъгородъ. а друзии седоша по десне. и по семи, и по суле и нарекоша северъ. тако разидеся словеньский языкъ тем же и грамота прозвася словеньская. поляномъ же жившимъ особе по горамъ симъ. бе путь изъ варягъ въ греки. и изъ грекъ по днепру. и верхъ днепра волокъ до ловоти. по ловоти внити в илмерь озеро великое, из него же озера потечеть волховъ и вътечеть в озеро великое нево. того озера внидеть устье в море варяжьское. и по тому морю ити до рима. а от рима прити по тому же морю ко царюгороду. а от царягорода прити в понотъ моря. в неже втечет днепръ река. днепръ бо потече из оковьскаго ле[са]. и потечеть на полъдне. а двина ис того же леса потечет. а идеть на полунощье и внидет в море варяжьское. ис того же леса потече волга на въстокъ. и вътечеть семьюдесятъ жерелъ в море хвалисьское. тем же и из руси можеть ити в болгары и въ хвалисы наста въстокъ доити въ жребий симовъ. а по двине въ варяги. изъ варягъ до рима. от рима до племени хамова. а днепръ втечеть в понетьское море жереломъ, 

Перевод.

прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляне. Ляхи другие - Лутичи, иные - Мазовшане, иные - Поморяне (Поморы). Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались этим именем , и сделали город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась «славянская». Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волоком до Ловоти, а по Ловоти входят в Ильмень озеро великое; из этого же озера вытекает река Волхов и впадает в озеро великое Ладожское, и устье того озера впадает в море  Балтийское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Чёрное море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса (Валдай, Смоленской области) и течет на юг, а Двина из того же леса течет, а направляется на север и впадает в море Балтийское. Из этого же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Каспийское. Так и из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы, и дальше на восток пройти в удел Сима, а по Двине - в землю Варягов, от Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хама. А Днепр впадает устьем в Чёрное море;

Некоторые пояснения и заметки по данному листу.

1. Зелёным подчёркнуты топонимы для лучшей навигации по тексту. (Раньше надо было сообразить!)
2. Выделенный фрагмент текста обращает на себя внимание переводом из ПСРЛ: "прозвашася cеим имянемъ. и сделаша градъ".
В перводе ПСРЛ звучит так:
"прозвались своим именем - славянами, и построили город".
Правильный же перевод звучит так:
"прозвались этим именем , и сделали город".

Тут стоит обратить внимание на написание некоторых слов:
В первой части Лаврентьевской летописи говориться следующее:
созда столпъ то за 40 лет", то есть Вавилонский столп СОЗДАЛИ.
Здесь же написано несколько другое:
сделаша градъ", то есть СДЕЛАЛИ. 
В перводе же ПСРЛ между этими словами поставили знак равенства и написали обобщённо: ПОСТРОИЛИ.
Запомним этот нюанс, так он пригодится для дальнейшего понимания того, о чём говорится в Летописи.

Здесь я привёл путешествие человека, решившего проверить правдивость описанного в Лаврентьевской летописи пути "Из Варяг в Греки" в конце 1960-го года.

Лист. 3.об. 

Оригинал.

еже море словеть руское. по нему же оучилъ стый оньдрей братъ петровъ. якоже реша оньдрею учащю въ синопии. и пришедшю ему в корсунь. увиде яко ис коръсуня близь устье днепрьское. въсхоте поити в римъ и проиде въ вустье днепрьское. оттоле поиде по днепру горе. и по приключаю приде и ста подъ горами на березе. заоутра въставъ и рече к сущимъ с нимъ оученикомъ. видите ли горы сия. яко на сихъ горах восияеть блгдать бжья. имать и градъ великъ и цркви многи бгъ въздвигнути имать. въ шедъ на горы сия благословия. постави крестъ и помоливъся бгу. и сълезъ съ горы сея. иде же после же бысть киевъ. и поиде по днепру горе. и приде въ словени. иде же ныне новъгородъ. и виде ту люди сущая. како есть обычай имъ. и како ся мыють хвощются. и удивися имъ. иде въ вариги и приде в римъ. исповеда елико наоучи. и елико виде. и рече имъ дивно видехъ словеньскую землю. идучи ми_семо. видехъ бани древены. и пережьгуть е рамяно. совлокуться и будуть нази. и облеются квасомъ усниянымъ. и возмуть на ся прутье младое. бьються сами. и того ся добьють егда влезуть ли живи. и облеются водою студеною. тако ожиоуть. и то творять по вся дни. не мучими никимже. но сами ся мучать. и то творять мовенье собе а не мученье. ты слышаще дивляхуся. оньдрей же бывъ в риме. приде в синофию. полем же жившемъ особе и володеющемъ. и роды своими. иже и до сее братье бяху поляне. и живяху кождо съ своимъ родом и на своихъ местехъ. владеюще кождо родомъ своимъ на своихъ местехъ. быша 3 братья единому имя кий. а другому щекъ, а третьему хоривъ, 

Перевод.

это море называется Русским. По нему же учил святой Андрей, брат Петра. Когда решил Андрей, учивший в Синопе. И пришёл в Севастополь. Увидел что недалеко от Севастополя устье Днепра. Захотел отправиться в Рим и проплыл в устье Днепровское.  Оттуда пошёл по Днепру вверх. И приключилось так, пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученик_ам (у): «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия. Будет великий город и церкви многие Богу воздвигнутые иметь». И взошел на горы эти, благословил их,  поставил крест и помолился Богу. И сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев. И пошёл вверх по Днепру. И пришел к славянам, где ныне Новгород. И увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И пошёл в страну варягов, и пришел в Рим. Поведал много учил, и много видел. И говорит им: «Удивительное видел я в славянской земле идя я сюда. Видел бани деревянные. И разожгут их докрасна. Разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья.  Бьют себя сами. И до того себя добьют, что едва слезут, еле живые. И тогда обольются водою студеною. И только так оживут. И делают это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат. И это совершают омовенье себе, а не мученье». Те, кто слышал - удивлялись. Андрей же был в Риме. пришел в Синоп. Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии были уже поляне и жили они родами на своих местах, управляясь каждые своим родом. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив,

Весьма прелюбопытная, на мой скромный взгляд, страница.

Хочется немного разобрать данный текст.
Андрей Первозванный решил пойти в Рим через устье Днепра. Из Корсуня, который тогда являлся форпостом греческим на берегах Крыма. Херсонес - таврический. То бишь Севастополь нонче.То есть по тексту Андрей просто проездом решил добраться в Рим. И ни к каким славянам он не собирался. То ли не сезон был на мореплавание. То ли ещё какое другое событие имело место быть. Ну в общем поплыл он на карабеле по старому проторенному "пути из Греков в Варяги". И это не близкий свет.

Да, собственно вот и сам путь голубым отмечен (приблизительно) на карте Римской империи 50 года Н.Э. Так как примерно в это время Андрей и "ходил" по морям и по речкам торгового пути:

И тут с ним на Днепре случается какая-то оказия: "по приключаю приде и ста подъ горами на березе".


Как известно, Андрей был как и его брат - рыбаком. К тому же учеником Иисуса. Исходя из этого мог вполне ходить на корабле в качестве матроса. А ежели и корабль был торговым (иначе зачем кораблю идти вокруг Европы в Рим?), то Андрей запросто мог, что называется, надоесть капитану. Вот и "приключение" с ним случилось, и его просто со товарищи (или со товарищем) высадили на берег.


Иначе бы Андрей давно бы уплыл по Варяжской Балтике восвояси. И вряд ли дивился бы баням и обычаям славян Новгородских.

Ладушки. Решил. Пошёл. Пришёл. Вернулся во свояси. Такие они все апостолы: где хотят, там и ходят. Или плавают. Кому как нравится.

Сейчас поясню, о чём это я собственно.....
Итак. Андрей, живущий в Римской Империи, являющийся, как и его брат (тот самый, который первый) рыбаком, безусловно знал о Пути из Варяг в Греки (скорее всего по названию маршрута Греки<->Варяги). Но в силу каких-то причин (возможно какие-то волнения на периферии Римской империи) решает добираться до Рима (столицы этой самой империи) окольными путями. По дороге его высаживают где-то в районе будущего Киева, где он благословляет холмы. Потом отправляется дальше, что называется автостопом. Случайно попадает к Новгородским славянам и видит парку веточками в баньке. Затем возвращается в Рим и рассказывает там об этом!
И так записано в Летописи!
А теперь попытайтесь ответить на один любопытный вопрос: 
Насколько вероятно рассказ Святого человека через тысячелетие мог повлиять на появление такого садо-мазо обряда в Христианстве, как Самобичевание?!
(Лично мне это больше напоминает старую пословицу: заставь дурака Богу молиться, он себе лоб и расшибёт.)

Ладно. Хрен с ним с этим вопросом.
Но тут возникает ещё один неуместный вопрос:
Зачем высокоразвитым по тем меркам государствам, вроде Эллады, Римской империи а затем и Византийской какие-то "зачуханные" славяне со товарищи, да ещё и торговый путь, который существует больше тысячи лет?
Ведь по срокам существования этих цивилизаций что-то несусветное получается:
Эллада (возьмём самый поздний период): 500 - 100 года до Н.Э!
Римская империя : 50 год до Н.Э. - 395 год Н.Э.
Византийская империя: 395 год Н.Э.- 1453 год Н.Э
Итого, если сложить, то получается более 2000 лет!!!
Ну а ежели учесть 2018 год, так тот путь до сих пор жив-здоров почти как 2500 лет. Хотя, скорее и более.

Вот взять Сашу Македонского (356 года до Н.Э.- 323 года до Н.Э.). Толковый был товарищь.Завоевал Азию:

Попёрся хрен знает куда. Почему на юг не пошёл, понятно - там ресурсов с гулькин нос: песок да колючки, и верблюды с гадами ядовитыми.
А вот почему на север не пошёл? Тут и ближе. И побогаче. И разведка могла сработать - благо суда есть, реки есть, и "народ в говне ковыряется и мычит" (по словам некоторых малограмотных попов в рясы ряженных).
А может всё таки не попёрся по банальной простой причине: страх?
Римляне тоже вроде как не из пугливых. Вон почти всё средиземноморье завоевали. А вот пришли северяне, когда к ним римляне на огонёк заглянули, да проводили их обратно. Аж до кровати довели, что называется. 
Потом вот и Византийская империя старалась во времена своего расцвета не соваться на север. До крещения то славяне неграмотными варварами были? Или же не варварами, а вполне себе образованными и промышленность сносная у них была, а потому и рога могли открутить кому угодно и когда угодно? (Естественно со товарищи - но об этом дальше по тексту летописи)
Так с какими такими отсталыми "отстальцами" происходила торговля аж целых 2500 лет?
Ведь весь путь проходил по территории, обжитой славянами. Так в летописи записано. Нестором - Летописцем.
Три Империи родились, выросли и умерли, а путь живее всех живых. И не важно, как он называется: торговля идёт.

И на закуску вопрос:
Что может представить себе малограмотный бедняк или раб в империи, если ему моряк будет рассказывать, как он ходил по морям и рекам (неважно куда)?

Заканчивается же сия интересная страница банально: жили там поляне и три брата, а до них жили их предки - то же поляне. И была у них сестра (продолжение следует....)

P.S. Решил остановиться и разбить эту часть на две подчасти, так как дальше ещё интереснее обещается быть, да и объём для восприятия достаточно велик. Надо лишь вдумчиво читать оригинал и понимать то, что пытался донести Летописец, а не повторять глупости и кривляться.

С уважением, Мерлин. 

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Во времена Андрея Первозванного варягов еще не было. норцм - это область в Альпах - норик, там славяне жили.
  • Ой спасибо! Особенно за оригинал. Прочёл его внимательнейшим образом. Практически всё понятно без перевода! Читаю остальное...