Лаврентьевская летопись 1377 г. Часть 2.-я.2

34 2243

В предыдущей части Апостол Андрей с "приключением" оказался в пределах славянских. 
И было это где-то в районе 30-50 года Н.Э.

Далее Летопись повествует о трёх братьях Кие, Щеке, Хориве и их сестра Лыбиде.
Оригинал проекта Лаврентьевская летопись 1377 года
.
ПСРЛ (Полное Собрание Российских Летописей) вы можете найти в свободном доступе на торрентах и скачать себе для понимания некоторых моментов.

Для начала собственно сам текст оригинала.

Оригинал. 

сестра ихъ лыбедь. седяще кий на горе. где же ныне оувозъ боричевъ. а щекъ седяше на горе. где ныне зовется щековица. а хоривъ на третьей горе. от него же прозвася хоревица. и створиша градъ во имя брата своего старейшаго. и нарекоша имя ему киевъ. бяше около града сесъ(?!) и боръ великъ, и бяху ловяща зверь, бяху мужи мудри и смыслени, нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего дне. Ини же, не сведуще, рекоша, яко Кий есть перевозникъ былъ, у Киева бо перевозъ бяше тогда с оноя стороны Днепра,темь глаголаху: «На перевозъ на Киевъ». Аще бо бы перевозникъ Кий, то не бы ходилъ Царюгороду; но се Кий княжаше в роде своемь, приходившю ему ко царю, яко же сказають, яко велику честь приялъ есть от царя, при которомь приходивъ цари. Идущю же ему опять, приде къ Дунаеви, възлюби место, и сруби градокъ малъ, хотяше сести с родомъ своимъ, и не даша ему ту близь живущии; еже и доныне наречють ду[на]ици городи ще Киевець. Киеви же пришедшю въ свой градъ Киевъ, ту животъ свой сконча, а братъ его Щекъ и Хоривъ, и сестра их Лыбедь ту скончашася. И по сихъ братьи держати почаша родъ ихъ княженье в поляхъ, в деревляхъ свое, а дреговичи свое, а словени своевъ Новегороде, а другое на Полоте, иже полочане. От нихъ же кривичи, [и]же седять на верхъ Волги, а на верхъ Двины, на верхъ Днепра, их же градъ есть Смоленскъ; туда бо седять кривичи. Таже северъ от нихъ. На Белеозере седять весь, а на Ростовьскомъ озере меря, а на Клещине озере меря же. По Оце реце, где потече в Волгу же, мурома языкъ свой, и черемиси свой языкъ, моръдва свой языкъ. Се бо токмо

Мой перевод.

и сестра их Лыбидь. Сидел Кий на горе где ныне подъем Боричев. А Щек сидел на горе, которая ныне называется Щековица. А Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили город во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом города лес(??) и бор велик, были ловцы зверей. И были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и до сего дня в Киеве. Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Однако если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду. А между тем, Кий этот княжил в роде своем, и ходил он к царю; как говорят, тот царь великие почести воздал ему, при котором он приходил. Когда же он возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал место, и срубил небольшой город, и хотел обосноваться в нем со своим родом, но не дали ему близживущие. Так и доныне называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались. И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск. Именно там сидят кривичи, от них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке - там, где она впадает в Волгу, - мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот кто только

Небольшое отступление....

Казалось бы: вроде вот три брата с сестрой осели в месте будущего Киева. То есть построили Киев и пару пригородов, по-нашему. И переправу.
И тут есть ещё закавыка: в те времена переправа стоила хороших денег. Тогда почему бы Кию не брать плату за перевоз и не ходить на Царьград? Одно другому не мешает. Да и Нестор в летописи даже оговорку намеренную сделал, если прочесть внимательно: "Аще бо" - "Если бы"...
Другой же момент заключается в том, что три брата и сестра являются, скажем так, чем-то вроде легенды. Пытливый читатель сам может найти похожие легенды у других народов. Разница только в том, каким именно временем их датировать, если Нестор писал сугубо в 1377 году? 

Следующий лист:

Оригинал

[...]нескъ языкъ в руси. поляне. деревляне. ноугородьци. полочане. дреговичи. северъ бужане зане седоша по бугу послеже же велыняне. а се суть инии языци. иже дань дають руси. чюдь. меря. весь. мурома. черемись. моръдва. пермь. печера. ямь. литва. зимигола. корсь. норова. либь. си суть свой языкъ. имуще от колена афетова. иже жиоуть въ странахъ полунощныхъ. словеньску же языку якоже рекохомъ. жиуще на дунаи. придоша от скуфъ. рекше от козаръ. рекомии болгаре. седоша по дунаеви. населници словеномъ быша. посемь придоша угри белии. наследиша землю словеньску. си бо угри почаша быти при раклии цари. иже находиша на хоздроя, царя перьскаго.::
въ си же времяна быша. и обри ходиша на аръклия царя. и мало его не яша. си же добре воеваху на словенех. и примучиша дулебы. сущая словены. и насилье творяху женамъ дулепьскимъ. аще поехати будяше обърину. не дадяше въпрячи коня. ни вола. но веляше въпрячи 3 ли 4 ли 5 ли женъ в телегу. и повести обърена. тако мучаху дулебы. быша бо объре теломъ велици. и умомь горди. и богъ потреби я. помроша вси. и не остася ни единъ обринъ. есть притъча в руси. и до сегодне погибоша аки обре. их же нет племени ни наследъка. по сихъ же придоша печенези. паки идоша угри чернии мимо киевъ. после же при олзе. поляномъ же жиоущемъ особе. яко же рекохомъ. суще от рода словеньска. и нарекошася поляне. а древяня же от словенъ же. и нарекошася древляне. радимичи бо и вятичи от ляховъ. бяста бо 2 брата в лясех. радимъ, а другому вятко.

Мой перевод

славянский язык на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, потому что сидели по Бугу, а затем ставшие волынянами.
А вот другие народы, которые дань дают Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь, литва, земигола, корсь, нарова, ливонцы. Эти имеют свой язык, имеющие от рода Афета, которые живут в северных странах.
Когда же славяне, как мы уже говорили, жили на Дунае, пришли от скифов, говоря от хозар, называемые болгарами, и сели по Дунаю, и были насильники славянам.
Затем пришли белые угры и наследовали землю славянскую. Эти ведь угры появились при царе Ираклии, который ходил походом на персидского царя Хоздроя. В те времена существовали и обры, воевавшие против царя Ираклия и чуть было его не захватившие. Эти обры хорошо воевали со славянами и примучили дулебов. Суть славяне. И творили насилие женам дулебским: если поедет куда обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь 3 или 4 или 5 жен в телегу и везти обрина. Так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, а умом горды, и Бог истребил их, и умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и до сего дня: «Сгинули как обры», - их же нет ни племени, ни потомства. После них же пришли печенеги, а затем шли черные угры мимо Киева, но было это впоследствии - при Олеге. Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко;

А теперь немного разбор данной страницы :

Сначала идёт описание народов со славянским языком. Затем народы окрест славян. Соседи то бишь. Мы тут - они там. Ничего сверхъестественного нет.
А вот дальше становится интереснее....
От скифов, которых называли хозаре (или хазары?) приходят некие болгары (возможно волжские булгары имеются ввиду), которые выдавливают славян с Дуная.

Стоп! А что там по официальной истории получается то?

Скифы: ираноязычный народ (племена), существовавший в VIII в. до н. э. (800г. до н.э.) — IV в. н. э (400г. н.э.). не имевший письменности....?!
Хозаре (хазары?):  650—969г.г н.э. — средневековое государство, созданное кочевым народом — хазарами, тюркоязычным народом (племенами).....
То есть Нестор ставит между ними знак равенства и говорит, что скифы и есть хозаре.Только по разному называются.
А тут ещё случайно залез в Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона и несколько офигел от одной строки: Нестор называет Хозар уграми белыми.!!! То ли Ефрон С Брокгаузом кого-то перепутали, то ли переводчик лыка не вязал, когда переводил...
Хотя в летописи Нестора белые угры пришли следом за болгарами (булгарами). Во времена Ираклия I - византийского императора, который правил Византией с 610 - 641г.г. н.э. А это как раз ирано-византийская война 602 - 628г.г. н.э.
В это же самое время существовали и обры "великие телом и гордые умом", которые издевались над словянами-дулебами и воевали с Византией и славянами. Об этих самых обрах чуть ниже.
Далее получается после исчезновения обров пришли печенеги. А уже следом шли чёрные угры...

И вот тут возникает два весьма примечательных момента:

1. Угры - это огуры с тюркского. Видимо предки нынешних мадьяр и венгров. Если интересно, то поищите фотографии мадьяр и венгров. Это весьма любопытно.
2. А самый главный вопрос - а что это все бежали с востока на запад?
Обычно люди не бегут куда глаза глядят просто так. Бегут, как правило, от какой-то опасности или голода и неурожая. Когда есть нечего.
Так может в это время было что-то, что потом обозвали "великим переселением"? Холода несусветные, к примеру?
Или войнушка какая?

Теперь что касается обринов....

Сначала немного занимательной математики:  3-4-5 женщин это, собственно по тяговой силе приблизительно одна лошадь. То есть лошадь при весе в 400 килограмм может тянуть груз порядка 800 кг. При том что вес телеги в среднем 250-300 кг. То есть на телеге может находится груз порядка 500 кг. То бишь лошадь может тянуть телегу, гружённую ещё одной такой же лошадью и наездника. Это образно, дабы можно было представить картину маслом.
Даже если половина от веса на телеги - какой-то груз, то всё равно вес обрина весьма внушителен: порядка 200-300 кг... Упсь! (вроде ничего не напутал)
Только я вас умаляю: не надо сравнивать мужика с Ладой Калиной на асфальтированном покрытии с телегой на земле!

Затем разбавим математику биологией: чем больше вес и рост человека, тем больше организму надо энергии, скажем, при хороших заморозках, дабы согреть это самое тело.
Так может Нестор, написав, что Бог истребил обров, намекает на то, что в это время было похолодание или какое другое мероприятие?

Ну а на закуску обратимся к легендам. К нашим - славянским(и не только!).
Помните былину про Святогора?
Уж не обрином то был этот самый Святогор?
Не факт, что абсолютно все обрины воевали против славян или того же Ираклия I.
Огромные люди есть, кстати, не только в славянском эпосе. Но и в других.

Ну а теперь выжимка из этих двух страниц Летописного свода:
1. На первом листе Нестор описывает строительство Киева и сруб Киевца. Тут стоит обратить внимание на то, что один город построен, а второй срублен, что может говорить лишь о способе возведения города. Хотя в некоторых поздних переводах со старославянского бывают моменты, когда между разными словами, обозначающими несколько иное, ставят знак равенства, искажая сам текст.
Посему настоятельно рекомендую запомнить такие и им подобные обороты слов, дабы понять в дальнейшем, что за "монголо-татарское" такое нашествие было.
2. В следующем листе Летописи между скифами и хозарами Нестор ставит знак равенства, обозначая двумя названиями один и тот же народ или же группу народов и относит их к одному и тому же времени!
3. Довольно высокие и большие люди жили по крайней мере до 650 годов нашей эры. И, видимо, были невысокого мнения о более мелких людях, которые жили рядом с ними.
4. В этом втором листе описано перемещение больших людских масс на запад с востока, что может быть обусловлено только лишь каким-то стихийным бедствием....
5. После них же пришли печенеги, а затем шли черные угры мимо Киева. То есть Киев был построен не раньше 650 года н.э.( а то некоторые "умники" называют Киевом поселения неандертальцев.

Вот она - наша история.
Доступна.
Надо только захотеть слегка потрудиться.
Жаль только то, что грамотность у людей хромает.
И оригинал даже не утруждаем себя читать, предпочитая пространные объяснения людей, порой неграмотных, или того хуже - корыстных.
А это в свою очередь приводит к тому, что забываем свою историю и травим свой мозг чужим суррогатом!

От себя:
Ни коим образом не претендую на роль последней инстанции или истины.
Некоторые мои выжимки, скорее предположения, основанные именно на стиле повествования и написания некоторых слов и, соответственно, их смыслу, вложенному в сам текст. Ведь русский язык, а до него старославянский - суть язык образов.
Мой же дословный перевод в первую очередь направлен людям, способным сравнивать одно с другим и делать соответствующие выводы, а не глупым попугаям, кои порой вторят людям корыстным или неграмотным, бахвалящимся своей глупостью.
А посему стараюсь давать ссылки для сравнения.
Впереди ещё есть весьма любопытные моменты с текстом Нестора, на которые просто никто не обращает внимания.
Ведь в противном случае сонмищу историков стоит сожрать свои дипломы без закуски.

Однако всему своё время.........
А я скромно займусь следующими страничками, на мой взгляд весьма интересными.

С уважением, ваш Merlin.

Для закономерности не хватает третьего. Два этих события фактически подтверждают догадки об атаках в "глубине страны"
  • pretty
  • Вчера 08:40
  • В топе

ДМИТРИЙ  МАТВЕЕВПомните эти обсуждения, когда первые БПЛА атаковали Москву и Петербург? Пока привыкшие во всëм сразу винить власти (а военное руководство это тоже одна из ветвей) не стеснялись в ...

Они не нужны даже на родине. Глава СК Бастрыкин призвал закрыть границы для мигрантов

Александр Бастрыкин выразил крайне негативное отношение к миграционной политике России, призывая закрыть границы для мигрантов, которых, по его мнению, не ждут на родине. Глава Следстве...

Факты о женщинах (правдивый юмор)

- Женщины практически никогда не чешут в затылке - они не любят демонстрировать свою растерянность, и еще это может испортить прическу.- Женщина часто наматывает на палец прядки волос, даже коротких. ...

Обсудить
    • rst
    • 8 марта 2019 г. 01:37
    обры это авары, они же жужане, к ним же в китайских летопесях впервые применим термин татар. Хотя это не афишируется и пришедшие позже татаро-монголы это уже другие "татары"
    • rst
    • 8 марта 2019 г. 01:43
    Версии, у меня две. Либо со стороны Кашмира перли, и на запад и на восток одновременно, либо со стороны Беренгова пролива, которого не было в то время. Смотрите Еще Парфянское царство, и экспедиции Козлова в Харо-Хото. И всё это породило Большую Игру, или в русской традиции Игру Теней.
  • Оригинал проекта Лаврентьевская летопись 1377 года. правильно писать i.377 год то есть 377 го от рождества христова ватикан букву и в 600 году переправил на 1 и тем самым рождество христова сделал старее на целую тысячу лет
  • Вся эта сказка о славянах и русских вкинута Ватиканом во времена Софьи Палеолог.
  • В первую очередь при изучении старинных документов изучайте материал на котором они написаны, настоящие старинные рукописи имеют желтый цвет а белый имеют новые так как бумагу отбеливать научились не так давно.