Авторы одного любопытного исследования попытались понять, почему так называемые «органические продукты», несмотря на стоимость гораздо более высокую, чем обычная картошка и помидоры из овощного магазина, пользуются растущим, можно сказать, бешеным спросом. Группе участников предлагалось пройти четыре теста, во время которых они пробовали различные продукты питания. Закавыка была в том, что одна и та же пища преподносилась и под маркой «органик», и, как обычный безродный продукт из супермаркета (чем она, собственно, и была). Участники должны были по специальной шкале оценить свои ожидания от вкуса продуктов и то, совпали ли они с реальностью.
Как оказалось, люди заведомо убеждены, что органические (натуральные, фермерские) продукты более вкусные, чем традиционные. Не удивительно, что, в итоге, они им таковыми и кажутся, вне зависимости от того, что именно они попробовали на самом деле.На основании полученных данных ученые сделали вывод, который сообразительные маркетологи давно уже взяли на вооружение: покупка «полезной», «правильной» еды вызывает столь мощное моральное удовлетворение, что усиливает как вкусовые ожидания, так и вкусовые ощущения. А это, в свою очередь, подстегивает желание снова купить такие продукты, несмотря на их немалую стоимость.
Но речь не о собственно «моралфагах», хотя в данном контексте этот луркморский термин – то, что надо. Если вычленить из всего вышесказанного вот это вот «моральное удовлетворение» и желание получать его снова, можно тут же провести сотню параллелей и вывести лежащую на поверхности закономерность. «Моральное удовлетворение» - ни что иное, как эйфория, побочное действие сильнейшего наркотика, с которым только сталкивалось человечество - чувство собственной правоты. Это такой себе эндогенный морфий, который наше кибер-органическое тельце запрограммировано выделять в определенных ситуациях. Как окситоцин, вазопрессин или адреналин – в других.
В данном случае, пациенты получали свою дозу, утверждаясь в собственном превосходстве над теми, кто понятия не имеет, что такое питаться «правильно» и уметь выбирать «лучшее» и, соответственно, ощущали себя правее и лучше остальных. Ведь вывод исследования в том, что удовольствие вызвала не просто красивая с виду, внушающая доверие, свежая пища. А пища заведомо «правильная». Но спроси их в тот момент, действительно ли это так, вряд ли кто-то согласился бы, что испытывал именно такие чувства.
Чувство собственной правоты и непогрешимости – фундамент любого убеждения. Будь человек убежденный веган, презирающий мясоедов, убежденный любитель домашних животных, готовый живьем закопать «живодера», убежденный чайлд-фри, издевающийся над «овуляшками», равно как и наоборот. А какие эмоции брызжут в политических дискуссиях! А какое бурление происходит вокруг православия! Стоит ли говорить, что в корнях практически любой религии путается мелким бесом идея превосходства и избранности, не дающая право на жизнь альтернативному мнению. Но что это за «моральное удовлетворение» от ощущения собственной правоты?
Все это – лишь человеческая надстройка над базовым инстинктом самосохранения. Я прав – это автоматически означает, что я выполняю протоколы, следовательно, я имею право и буду жить. Я прав – значит, я могу быть спокоен, что меня не изгонят и не убьют. Он не прав – он нарушает законы и правила, и это недопустимо. Наказание за грех – смерть. Даже самые «человеколюбивые» религии утверждают это в один голос. Разделяя общие ценности, я ставлю свою подпись под коллективным договором, дающим мне право жить в социуме себе подобных. В прайде или стаде, в зависимости от ценностей. В борьбе за выживание я имею право вытеснить за границу обитания отщепенцев, нарушающих соглашение о том, что считать правильным. Или тех, кто не вписывается в мое понимание «правды». Вот почему признать себя неправым – это маленькое самоубийство. И согласие с противоположным мнением, признание собственного убеждения ошибкой, дается с таким трудом. Это как заставить робокопа выстрелить в своего создателя, нарушив первый протокол.
Обратите внимание, о чем говорят люди друг с другом. Собираясь ли в компании, общаясь ли по телефону. Это только кажется, что у людей тысячи тем для разговора. Она одна: осуждение, приносящее ни с чем несравнимое «моральное удовлетворение». Пересуды, перемывание костей общим знакомым и незнакомым, насмешки, жалобы, недоумение, возмущение – все это крутится вокруг того самого базового инстинкта, заставляющего человека любым из способов подчеркнуть свое право на исключительную правоту и непогрешимость, а, значит, и право на статус или само существование.
Убежденность в чем бы то ни было – это основание собственной идентичности. Потому что она дает возможность выделить себя из массы невежд, идиотов и неудачников, не достойных жизни на этой планете. «О, боже, какое убожество! Кто же носит такие ногти?!» - подтекст: сдохни, дрянь! « А зять-то, с...ка, все бухает…» - подтекст: умри, как тебя земля только носит! «Что за ослы в правительстве, неужели так сложно до этого додуматься!» - подтекст: всех в газенваген! «Вы все умрете, потому что скоро земля налетит на небесную ось!» - ну тут все прямым текстом, без всяких кунштюков.
Когда все вокруг п…расы, так легко оказываться на коне и со шпагой. Так легко надстраиваться над тем, кто тонким слоем размазан по асфальту. Так просто стать альфой в своем, пусть маленьком, стаде, если закидать дерьмом всех остальных. Кому-то и стада не требуется. Достаточно воображаемых оппонентов, способных повысить уровень собственной значимости до критичных отметок. И получить то самое вожделенное «моральное удовлетворение», убаюкивающее, светлое, оправдывающее собственное не особо убедительное существование.
Оценили 3 человека
8 кармы