С. Л. Рубинштейн. Человеческое в человеке.

1 1255

У каждого человека есть душа. И душа эта ждет, просит Слова, которое её согреет, даст надежду, вселит уверенность, откроет свободу. Много слов пустых, суетных, грубых, ранящих душу. Лучше гения не скажешь, поэтому приведу отрывки из книги "Человек и мир" Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960).

           "Хорошо, что Вы существуете в мире" - формула фундаментального, чистого выражения любовного отношения к человеку. Быть любимым - это значит, быть самым существующим из всего и всех. Человек должен существовать для другого не как объект познания, а как условие жизни, условие человеческого существования. Чувство ненависти, презрения есть отказ в признании человека, значимости его бытия. Ненависть - форма морального "убийства" человека. 

             Любовь есть утверждение существования другого человека и выявление его сущности. В настоящей любви другой человек существует для меня не как "маска", носитель функции, средство, а как человек в полноте своего бытия. Любовь моя к другому человеку есть утверждение его существования для меня и для него самого. Прозрение и познание сущности другого происходит через отношения любящих. "Полюби нас черненькими, беленькими нас всякий полюбит" - смысл данного положения в том, чтобы любить не за заслуги, не за поступки, одобряемые или порицаемые другими, а за него самого, за его сущность. Любовь есть утверждение другого человека и заключенного в нем самом способа отношения к миру, к другим людям, а тем самым мое отношение к миру, к другим людям преломляется через отношение к любимому человеку.

             Вслед за радостью от самого существования человека - хотя далекого и недоступного, приходит другая радость от более или менее интимного общения с ним, в процессе которого общими становятся радости и печали. Сила природного чувственного влечения одновременно и источник тяжких прегрешений и духовной широты, способности к пониманию и сочувствию. Один из острых этических вопросов, требующих решения - вопрос верности своим принципам и чувствам, которые были важны в прошлом, но в изменившихся обстоятельствах есть неправда и неискренность по отношению к самому себе. Иногда приходится рвать одни - старые отношения и строить новые. Решающим остается вопрос о том, что разрушается и что создается. Бороться нужно за нравственно совершенствующее человека отношение, а не за человека, не знающего страданий. Проблема любви к ближнему и дальнему (абстрактному человечеству) разрешается тем, чтобы в ближнем узреть и вызвать к жизни дальнего человека, идеал человека, но не в абстрактном, а в его конкретном преломлении и способствовать его созиданию. Здесь любовь есть утверждение в человеке воплощенной истины. 

            Человечность человека проявляется в его отношении к другому как к самому себе. Отсюда ответственность человека за всех других людей и за свои поступки по отношению к ним. Смысл в том, чтобы открыть глаза человеку на богатство его душевного содержания, на все, что он может мобилизовать, чтобы устоять, чтобы внутренне справиться с жизненными трудностями. Серьезное отношение к жизни появляется в силу факта смерти. Жизнь есть нечто, что должно не только окончиться, но получить в моей жизни завершение. Говорить, что жизнь прекрасно - это жалкая фальшь; говорить, что жизнь отвратительна, ужасна -  это ложь. Жизнь могуча и разнообразна. И у человека, в конечном счете, одно дело в жизни: самому вносить в нее сколько он может, красоты и добра. Добро в отношении к другому человеку выступает не как милость, а как утверждение его существования. Жизнь, ее задачи, строительство новых отношений - вот то общее, на чём объединяются люди. Когда чувствуешь себя внутри по-настоящему сильным, столько бывает нежности к людям. Чем больше у человека власти, внешней силы, тем гибельнее отсутствие у него силы духовной.

            Каждый наш шаг и каждый поступок в напряженной атмосфере жизни есть разряд потенцированных сил, каждое действие жизни есть суждение о природе сущего и правде Божьей. Каждый человек, действуя и живя, попутно записывает в книге мира свою исповедь и религию. С чем человек приходит в этот мир, что он созидает в нем и что оставляет, уходя? Человек ищет и находит (или не находит) своё место в мире, в котором он испытывает воздействия и страдание, в котором он одно теряет, а другое приобретает взамен. Последнее и составляет содержание и смысл человеческой жизни (С. Л. Рубинштейн)".

           В 1948 г. учёного объявили в космополитизме, подвергли разгромной критике и осуждению его научные работы, сняли со всех постов. На дверях аудитории вывешивали плакат: "Долой космополита Рубинштейна!".   В этих обстоятельствах  он думал о главном: "....успеть написать книгу не ученую, простую, человечную, книгу моего сердца - о человеке, о жизни, о человеческих отношениях, о больших внутренних движениях. Настоящий человек это преобразователь жизни, мыслитель и музыкант - одно в другом".  Книга "Человек и мир" увидела свет через 13 лет после кончины автора.

           

В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
  • Hook
  • Вчера 15:55
  • В топе

Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

Просто новости - 183

Мне одному кажется, что они только что запили шаурму минералкой Perrier? В США заканчиваются информаторы о дефектах самолётов Boing. «Чей Крым?», – уже не актуально, сказал ка...

Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

Обсудить
  • Ау, читатели. Откликнитесь.