22.01.2022
Собственно о герое и событиях. Их можно перебирать достаточно долго и каждый раз восторгаться новыми потенциальными возможностями, которые нам раскрывают старые рассказки и историйки.
Но можно пойти и другим путем и попытаться сконструировать своего героя и свою историйку. Вариантом и подспорьем для конструирования может служить книга «Прикладная теория драматургии» (Фатеев&Фатеева, Минск: ПФ Трамп, 1992), что вышла в те далекие времена тиражом 900 шт., что по тем временам просто «пшик».
Собственно это такой себе учебник по создания дрампроизведения с опорой на Теорию развития технических систем (ТРТС) Генриха Альтушеллера. И в системе координат этой книги – драматическое произведение – это система, которой присуще определенное движение, организованное по определенным законам.
Книжка кроме всего может также дать материал для анализа «исторических аллюзий», которые нам выдаются как «история».
23.01.2022
Итак, для начала работы над любой книгой предлагается поискать яркое и важное. Так, внимание потенциального читателя (зрителя) должно и будет привлекать нечто яркое, сенсационное. И в своем развитие это яркое должно перейти в свою противоположность, а именно в важное. Таким образом, яркое – это то, что прямо или косвенно будет касаться человека, оно обращено лично к реципиентам. А важное – то, что существенно для людей вообще и в принципе.
Тут надо мне хорошенько подумать. Явно с этим ярким и важным не все просто и очевидно... И в интернете особо ссылок как бы и нет.
24.01.2022
Итак, внимание человека может быть привлечено конкретно тем, что с этим человеком реально происходит или может произойти. Отсюда такой интерес, например, ко всяческим сериалам о больницах и врачах, о катастрофах и спасателях. Реально может произойти что-нибудь эдакое и желательно знать как подобная ситуация может реализоваться в натуре.
По Фатеевым, у яркого 3 источника, точнее в основе лежат 3 инстинкта: лидерство, размножение, самосохранение. Собственно Фатеевы это не с потолка взяли, а пришли к выводу, проанализировав множество художественных произведений. Итак, как бы не хотелось думать о возвышенном искусстве, а оно лежит в плоскости весьма простых и низменных инстинктов.
Если вспомнить архетипы ( ФРАГМЕНТ 9), то ясень пень, что архетип Повелителя будет эксплуатировать инстинкт лидерства, в случае дворцовых дрязг важной деталью будут пляски с бубном на предмет: живым остаться (инстинкт самосохранения) в этой всей царской катавасии, ну, и наследников никто не отменял, то есть инстинкт размножения – важен тоже. Архетип Война будет все время будет метаться между лидерством (победой) и самосохранение (остаться бы живым). Возлюбленные будут завязаны на темах размножения и самосохранения с потенциальным выяснением кто первый и самый важный в тандеме. Архетип Мага будет опираться опять же лидерство с потенциальной возможностью не просто сохраниться, а стать вечным и не убиенным (все поиски философского камня и Грааля к этому ведут). Архетип Матери воплощение идей сохранения потомков, то есть тоже размножение и самосохранение. Интересно, что все обострения по яркому, то есть по инстинктам могут формироваться как прямо таки вопиющие, то есть прямыми, а могут быть и косвенными, как бы преломленными через культуру и социум.
В целом инстинкты позволяют создать и формулировать яркое. Тут самое время сделать паузу и поковыряться в памяти: поискать примеры. Причем свои примеры, по своим любимым произведениям.
В мозгу имея, что в сюжете должно быть нечто, что будет затрагивать лично многих.
25.01.2022
Что у нас на сегодня является ярким?!
Конечно, ковид с его вечным вопросом: колоть или не колоть? Причем в постановке: лично мне это надо делать или нет?! И в постановке: как мое решение отразится на окружающих?! Конкретно обострение по самосохранению причем в самых разных вариантах прочитывая. Такое яркое по условиям драматического произведения будет цеплять. Второй уж год как на исходе, а процесс живее всех живых. И боле того каждый новый «омикрон» будет хоть и с «микрон», а будет давать подпитку процессу знатную и неунывающию для СМИ. Стоит заметить, что инфекционные заболевания судя по многим публикациям и ранее были интересным «драматическим инструментам», причем с весьма большим потенциалом.
Ну, обогрев конкретного жилья (причем в разных-разных странах) со всеми вытекающими – обострение по самосохранению. Натуральное. С вопросами и чем платить, и почему ж так холодно, и кто виноват (тут удобно повесить всех собак, сами знаете на кого).
А вот ЛГБТ – это уже обострение в большей мере по инстинкту размножения, с потенциальным захватом самосохранения вида в принципе, и инстинкта лидерства как представлению картинки определенной маргинальности. Сюжет цепляет тоже, но имеет особый вес имеет контекст и его насыщенность по продвижению темы в конкретном регионе мира.
Конечно, всяческий бандитизм и насилие – это всё можно отправить в яркое. Кто круче, кто больших порешит, кому удастся спастись.
Вообще актуальненькой и яркой до нельзя видится и потенциально возможная Третья мировая (с не совсем понятным местом ее начала), но с конкретным героем, которому надо в ней принять участие (или сбежать от нее, или найти способ прекратить/остановить готовый взорваться конфликт). Короче, о потенциальной войне страсти бушуют на всех СМИ-фронтах и не умолкают уже давно. И сносу им нет – ибо на инстинктах играя, выясняют отношения кто круче, ну, и кто спасется в конце-концов?!
Тематика (через СМИ) сегодняшней повестки дня жизни нашей обыкновенной – лежит в плоскости драматических закономерностей, и дергая за ниточки сюжетов воссоздается картинка значимости нашего бытия и его проявлений. Но так ли это на самом деле?
А что бы я хотел иметь как яркое в своем повествовании?
Пока думаю…
Пока думаю, вспоминаю эпос литературный… Там-то столько всего такого! Столько книг о разных войнах и баталиях, о различных болезнях и смертях, о всяческих интригах и кознях! И если разбираться – то таки да: три основных инстинкта и, как говорится, ничего личного, Карл!
Кстати, современный «коронованный» сюжет, в котором человек должен сделать выбор между свободой и безопасностью, обречен («по законам жанра») на выбор последней, ибо именно он завязан на инстинкт. На инстинкт самосохранения. А вот свобода в какой-то не совсем рабочей модели Маслоу она как бы и важна, но относится скорее к приобретенным потребностям, то есть совсем уж к человеческим.
Насколько мы себя проявляем как «человеки» в действительном мире? Насколько мы действительно нуждаемся в свободе и самовыражении?!
Хотя не без того, что буквально года три назад вокруг этой свободы кружили и так и эдак, и манипулировали по самое «нихачу» на этой теме, взывая к демократии. Но тренд типа прошел и новый зашел. Точнее его зашли с помощью нового «яркого», то есть того что касается каждого и конкретно.
В общем и целом «яркое» (и еже с ними 3 инстинкта) цепляют читателя (зрителя) и вынуждают пропускать события через себя. С одной стороны драматическая технология, а с другой действенный манипулятивный механизм. Все зависит от того в каких руках это воплощение яркого находится. То ли Творца, который сможет увлечь с собой массы и изменить мир к лучшему. То ли манипулятора, который откроет движение в сторону худшего, подгоняя толпу страхами и жутковастенькими прогнозами.
Я, наверное, все же как-то бы в климат пошел бы со своим ярким. Но в климат с его загадками, которые судя по всему в старину (причем, кажется, даже не в такую и давнюю) изменяли историю почище войн и переделов.
Причем мое яркое может случиться прямо на дачном огороде, или во дворе дома, или на поле близь какого-то селения… Короче оно будет цепляющим для конкретных людей (для меня, для моих соседей, для моих друзей и т.д.). Это яркое будет обрастать цепью событий, которые сформируют тенденции и создадут «важное».
(Продолжение следует)
Оценили 3 человека
3 кармы