В СМИ распространяется информация о том, что Патриарх Константинопольский Варфоломей и Синод Константинопольской Церкви предполагают 11 октября объявить об издании Патриархом некоего важного томоса (указа предстоятеля поместной церкви по какому-то вопросу церковного устройства). И он, якобы, будет ни чем иным, как томосом о даровании автокефалии «Украинской православной церкви».
Заранее, с целью его реализации, Варфоломей уже прислал в Киев двух своих «экзархов», которые должны начать необходимые для предоставления автокефалии процедуры. Сейчас эти «экзархи» присутствуют на заседании Синода, на котором, якобы, находятся ещё и какие-то предстоятели некоторых православных Церквей. Понятно, что наши украинские небратья во главе со своим «президентом», затаив дыхание, ждут «акта глубокой исторической справедливости», который «довершит утверждение независимости и самостоятельности Украины в духовном измерении».
Думаю, что с высокой степенью вероятности, томоса именно об автокефалии они не дождутся.
Для тех, кто не в теме, попытаюсь объяснить почему.
По канонам церковного права предстоятель Поместной Православной Церкви, действительно, может издать томос о предоставлении части этой церкви автономии или автокефалии . А статус автокефалии – это и есть статус Поместной, полностью независимой и самостоятельной, Церкви. С конца XX века существует 14 общепризнанных автокефальных церквей и ещё одна, признанная не всеми Церквями. (Это Православная Церковь в Америке, которая ранее находилась в юрисдикции Московского Патриархата, но которой в 1970 г. им была дарована автокефалия.)
Но автокефалию можно объявить только части своей Церкви, на своей канонической территории. Так считают в Московском Патриархате и эту позицию разделяют и большинство других Православных Церквей.
Константинопольский же патриархат, придерживается взгляда, что он обладает своего рода «правом экстерриториальности», и вправе провозглашать автокефалию кому угодно, а понятия «канонической территории» не признаёт.
Фанар обосновывает это тем, что так делалось всегда. Действительно, все признанные Православные Церкви когда-то отпочковались от Константинопольской, путём предоставления им автокефалии именно Константинопольским Патриархом. Сейчас эта практика выглядела бы странной, поскольку Поместные Церкви имеют собственный суверенитет на своей канонической территории.
На сегодняшний день, однако, в церковном праве вопросы, как о провозглашении автокефалии, так и о канонической территории – это вопросы спорные. Сами по себе претензии Варфоломея нельзя однозначно считать незаконными или схизматичными. Так, что с точки зрения Фанара, Константинопольский Патриарх вправе давать автокефалию кому сочтёт нужным, хоть с этим и не согласны другие Церкви.
Однако, даже руководствуясь этой константинопольской позицией, Варфоломей не может предоставить автокефалии кому-то на Украине. Просто потому, что её там некому предоставлять. А кому?
УПЦ МП автокефалии не просит, а пока заявляет о том, что подчиняется только Московскому Патриархату.
УПК КП, с точки зрения Константинополя Православной Церковью, вообще, не является, поскольку никем, в том числе и самим Фанаром не признана, а сектам автокефалию не дают, это было бы уже совсем клоунадой.
Кто там ещё остаётся? Так называемые Украинская автокефальная православная церковь, Украинская автокефальная православная церковь (обновлённая), Украинская автокефальная православная церковь каноническая, Украинская реформаторская православная церковь да ещё всякие грекокатолики (униаты).
Так они все тоже не признаны Константинополем. И потом, они и не нуждаются в автокефалии, поскольку уже давно установили её самочинно. А грекокатолики находятся, вообще, в юрисдикции Римского Папы.
Правда, есть ещё пятая колонна в УПЦ Московского патриархата в которую входят его 10 епископов (из восьмидесяти). Они поставили свои подписи под обращением Порошенко к Варфоломею. Среди них митрополит Черкасский и Каневский Софроний (Дмитрук) и митрополит Овручский и Коростенский Виссарион (Стретович).
Но и эти раскольники не об автокефалии сейчас грезят, а о том, что сначала необходимо «возвращение» УПЦ под «омофор Константинополя». Именно на их желание прореагировал Фанар, представители которого вдруг начали говорить, что, когда украинская церковь в XVII веке вернулась в состав Московского патриархата, это было временно.
Но даже, если бы эта раскольничья группа и мечтала об автокефалии предоставленной завтра, это всё равно невозможно, поскольку автокефалия даётся не группке церковных диссидентов, а некоей институциализированной и признанной церковной организации. Её, при желании, создать можно, но это и проблематично, и потребует много времени.
Короче говоря, автокефалию предоставлять НЕКОМУ. Может на предоставление автокефалии чёрт знает кому пойти Фанар? Исключать такого нельзя, но это маловероятно, поскольку было бы совсем уж церковно-правовым беспределом. Не думаю, что Варфоломей на такое решится. Хотя... чем чёрт не шутит.
Но беда украинских автокефалистов даже не в этом. Спросим себя, а самому-то Варфоломею автокефалия на Украине зачем? Она нужна ему, как собаке пятая нога. Он, со своими папистскими претензиями, мечтает о расширении Константинопольской церкви, а вовсе не о том, чтобы появилась ещё одна поместная, то есть независимая от него Церковь.
Добавить к своей копеечной пастве православное население Украины и украинской диаспоры, получить огромный источник доходов – вот его цель.
Но почему же тогда он вообще ведёт разговоры об этом? Во-первых, потому, что Госдеп приказал. А во-вторых, чтобы раньше времени не спугнуть дичь.
Чего бы ему на самом деле хотелось? Разумеется, ему нужен Украинский экзархат. Именно его он и пытается сейчас создать под разговоры об автокефалии. Американцам и Порошенке он объяснит, что Синод его не поддержал и пока автокефалия не получится, а экзархат получился. Автокефалия будет… но позже... потом… «если захочешь». Думаю, что, на самом деле, создание экзархата устроит всех. Американцы поймут, что это им выгоднее, чем автокефалия. Петя тоже возражать не будет, и объяснит электорату, что это ещё более великая перемога. Ведь главное, не быть под москалями, правда?
Поэтому, если томос будет издан, то в нём будет идти речь не об автокефалии, а об экзархате. Собственно, «экзархи» для того и направлены в Киев, чтобы экзархат создать. Сначала они откроют константинопольское подворье (ставропигию), там будет их "штаб", потом будут приглашать "в гости" епископов и попов из разных неканонических "церквей" и устанавливать с ними контакты, кого-то и из УПЦ МП пригласят на братскую трапезу, соберут какую-нибудь "православную" тусовку а потом вдруг объявят о создании новой Единой Православной Церкви, зарегистрируются, переманят к себе всех раскольников, и попов и мирян, а количество перебежчиков из УПЦ МП тем временем будет расти.
К ним примкнут зарубежные украинские приходы, в том числе в США и Канаде, а также некоторые монастыри. А какие-то из них тоже переметнутся, будьте благонадёжны. С помощью государства, которое предоставит новым раскольникам режим наибольшего благоприятствования, эта церковь экспроприирует максимум собственности УПЦ МП. А потом, в рабочем порядке, попросит об организации Константинополем на их основе Украинского экзархата. И всё. Конец спектакля.
Прольётся ли в связи с этим кровь? Всепренепременно. Тем более, что она прольётся в любом случае. Приведёт ли это к расколу мирового Православия? С высокой степенью вероятности. В общем, сегодняшняя «Варфоломеевская ночь» (с 10 на 11 октября) может стать прологом к большой гражданской войне.
Впрочем, скорее всего, решение "украинского вопроса" будет Синодом отложено. Это весьма вероятно. Но через какое-то время дело всё равно кончится тем, о чём я сказал.
Таков мой прогноз. Завтра узнаем, угадал я или нет.
Оценили 15 человек
45 кармы