Бабушка, а расскажи, как вы жили до революции?

464 39591

С этим вопросом обратилась я, юная советская школьница к своей бабуле в 1975 году. Это было школьное задание: расспросить своих родственников об их тяжелой жизни при царе и составить рассказ. В те годы еще у многих были живы дедушки и бабушки, помнившие дореволюционную жизнь. Мои бабушка и дед 1903 и 1905 года рождения - простые крестьяне из сибирской деревни. Поэтому я приготовилась записать яркий рассказ-иллюстрацию к школьному учебнику из первых уст. 

То, что мне рассказали, было удивительно и ново тогда для  меня, поэтому я так ярко, почти дословно запомнила ту беседу, вот она:

- Жили мы, ты знаешь в деревне под Новосибирском (Новониколаевском),  - начала воспоминания бабушка, - наш отец-кормилец рано погиб от  несчастного случая: на него упало бревно, когда он помогал строить избу своему брату. Вот и осталась наша мама, твоя прабабка молодою вдовой в 28 лет. А при ней 7 ребятишек мал-мала-меньше. Младший в люльке еще лежал, а старшему едва минуло 11 лет.

Поэтому наша осиротевшая семья  была самая бедная в деревне.  И было у нас в хозяйстве 3 лошади, 7 коров, а кур и гусей никогда и не считали.  Но работать за плугом  в семье было считай что некому, много ли одна баба земли вспашет? А это значит, что хлеба в семье не хватало, до весны дотянуть не могли. А ведь хлеб для нас был всему голова.  

Помню, на Пасху мама нам щей жирных наварит,  в печке гуся целиком запечет, картошки с грибами в сметане в большом чугуне натомит, яичек накрасит, сливки, творог на столе стоят, а мы, маленькие плачем и просим: "Мамушка, нам бы хлебушка, нам бы блинка". Вот так было. 

Это уж потом, когда через три года старшие братовья подросли и пахать смогли хорошо - вот тогда мы снова как все  зажили. Я уж в 10 лет  погонычем была на пахоте - моя обязанность была отгонять от лошади слепней и оводов, чтоб они ей работать не мешали. Помню, собирает нас мать на пахоту с утра, напечет свежих калачей и один огромный калач мне на шею как хомут вещает. А я в поле от лошади веткой оводов отгоняю, да калач тот на шее своей ем. Да еще от себя-то оводов отгонять не успеваю, ох и накусают они меня за день! Вечером же с поля сразу шли в баню. Напаримся, распаримся,  и сразу силы как будто заново берутся и бежим  на улицу - хороводы водить, песни петь, весело было, хорошо.

- Подожди, бабуля, ведь везде пишут, что крестьяне совсем плохо жили, голодали. А ты другое рассказываешь. 

- Для крестьянина, милая, земля - кормилица. Где  земли мало,  там  и голодали. А в Сибири у нас тут земли для пахоты вволю было, так что зачем голодать? Тут разве может только какие-нибудь лентяи или пьяницы голодать могли. Но у нас в деревне, ты же понимаешь, что пьяниц вовсе не было. (Конечно понимаю, деревня то у них была староверческая. Люди все истово верующие. Какое уж тут пьянство. - Марита).

  Тут и луга заливные с травой по пояс - значит кормов для коров и лошадей хватает. Поздней осенью, когда скотину забивают, пельмени впрок на зиму готовили всей семьей. Лепим их, морозим и в большие самотканые мешки складываем, и на лёдник спускаем. (Лёдником бабуля называла глубокий погреб со льдом, в котором температура всегда была минусовой - Марита). А пока лепим их, -  наварим и уж так объедимся! Едим их едим, до того, что уже последний пельмень в горле встанет. Тогда мы, ребятишки, хлоп на пол в избе и по полу катаемся, играемся. Пельмени умнутся - так мы еще добавки поедим.  

В лесу и ягоды, и орехи собирали. А за грибами даже и  в лес ходить не надо было. Вот у нас за край огорода только выйдешь, да и не сходя с места ведро грибов наберешь. На реке опять же рыбы полно. Ночью летом пойдешь, а щурята маленькие спят прямо уткнувшись носом в берег, их надергать можно было много петелькой. Помню, раз сестрица Варвара и зимой нечаянно щуку "поймала" - пошла на прорубь белье полоскать, а щука ей в руку вцепилась. Варвара ну орать, а сама руку вместе с вцепившейся щукой под мышку - и бежит, мамку зовет.  Уха была потом жирная. 

Бабуля улыбается мне своей тихой ласковой улыбкой. Ах, бабушка, много бы отдала, чтоб только снова эту улыбку увидать, да поговорить с тобою. Бережно храню в памяти неспешные простые твои рассказы. И еще храню память о той любви, которой ты одарила и детей своих, и внуков и правнуков. 

 (на фото - реальная крестьянская изба в деревне Мартьяново, запечатленная 100 лет тому назад фотографом Прокудиным-Горским)

А это фотография сельского сенокоса от того же фотографа.  1909 год. Обратите внимание: сенокос в дореволюционной  сельской общине был делом общим, общинным. 


Лекция по психологии "украинства"

Картинко взято из гугла по запросу "дунька" Некоторые уже давно переживают, как мы будем переформатировать промытое пропагандой население бывшей украины. Они просто не понимают мышление...

Россия готовится разорвать договор 1990 года о воссоединении ФРГ и ГДР
  • Conrat
  • Вчера 13:55
  • В топе

Понятно, что никто из политических деятелей в нашей стране не говорит ничего просто так. И уже тем более, если речь идет об одном из самых основополагающих событий и документов последних 50 лет. ...

Хозяйка кофейни в Люберцах унизила бойца СВО. Но такой реакции не ожидала точно

Предпринимательница из Московской области, самозваный "блюститель порядка", публично похвасталась, что самолично способна выгнать из кофейни не только бомжей, но и "горе-бойцов", и быстро поплатилась ...

Обсудить
  • Россия, которую мы потеряли....
  • Вот и я помню отдельные отрывки из рассказов бабушек, и так жалею, что детьми не больно то и интересовались их жизнью. 
  • Да, хлеб. Моя бабушка тоже все ела с хлебом, даже пельмени. :blush:
  • У автора папа не офицер, случаем, из Крыма? Что ж не погнала бабушка проклятых коммуняк в революцию сс.. мокрыми тряпками?
  • :thumbsup: :thumbsup: :thumbsup: :smile: