В 1943 году Сталин создал Русскую Православную церковь, то, что мы с вами сегодня называем РПЦ. Конечно, после Никоновской реформы 1653-56 годов она себя так именовала, но неофициально. Официально она называлась Греко-кафолическая ортодоксальная церковь, а в 1700 году она и вовсе была упразднена Петром I и стала одной из государственных структур.
Только спустя 243 года в 1943 году в Советском союзе официально появилась РПЦ во главе с патриархом Сергием (Страгородским).
Конференция всех церквей.1952 год. Фото из открытого доступа.
Избрание патриарха Тихона и раскол церкви
После Февральской революции Временное правительство не возражало против возобновления патриаршества и Поместный собор избрал патриархом московского митрополита Тихона (Беллавина). Пока собор заседал, произошла Октябрьская Социалистическая революция и вновь избранный патриарх анафематствовал (проклял) советскую власть.
Так церковь встала на путь войны с новой властью в прямом смысле этого слова. Она финансировала белую гвардию. В боях участвовали религиозные полевые части, например в Сибири — «Полк Иисуса», «Полк Богородицы», «Полк Ильи Пророка». В составе армии Колчака воевали добровольческие формирования «Дружины Святого Креста».
В то же время некоторые епископы во главе с Антонином (Грановским) выступили против патриарха Тихона и в 1922 году образовали своё Высшее Церковное Управление (ВЦУ), их стали называть обновленцы. Они стали сотрудничать с советской властью и забирать храмы. После смерти патриарха Тихона, местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Сергий (Страгородский), который в 1927 году тоже изъявил желание сотрудничать с советской властью, однако большинство архиереев и почти все монастыри его не поддержали.
Они стояли на позициях патриарха Тихона, воевали в Гражданскую против Советской власти, после войны занимались контрреволюционной деятельностью в контакте с Зарубежной церковью. Именно они и подвергались арестам и отправке в лагеря. Ссыльные епископы на Соловках во главе с Иларионом (Троицким) написали декларацию против митрополита Сергия (Страгородского) и тем самым спровоцировали ещё два раскола «иосифлян» и «викториан».
Всё это я подробно описываю в статье: "Большевики не устраивали гонений на церковь, в 20-30-е годы было несколько Церквей, которые делили между собой храмы" ЗДЕСЬ
Таким образом единой церкви не существовало, Три церкви были зарегистрированы: Московский патриархат, ВЦУ и ВВЦС, остальные две были в расколе. Именно с раскольниками и боролась советская власть.
Для церкви они были раскольниками, для государства преступниками, многие из которых были приговорены к высшей мере наказания. И страдали они не за Христа, а за свои политические взгляды.
Сторонники патриарха Сергия – «сергиане», действительно включили себя в организм Отечества, в годы Великой Отечественной войны проявили патриотизм, помогая фронту.
Рождение Русской православной церкви
Поэтому, когда 4 сентября 1943 года к Сталину на прием пришли три митрополита и сказали, что имеют желание созвать собор епископов и избрать патриарха, то Сталин сказал, что правительство возражать не будет.
Сталин дал свое согласие не только на это, но и на открытие новых православных храмов и духовных учебных заведений (более того, сам предложил открыть духовные семинарии и академию). Был положительно решён вопрос об издании ежемесячного журнала и открытии свечных заводов. Стали выпускаться календари, молитвенники, богослужебная литература.
Патриархии было выделено помещение в Чистом переулке, ну и самое главное – церковь получила право именоваться Русской Православной церковью.
Архиерейский собор состоялся 8 сентября 1943 года, патриархом был избран митрополит Сергий (Страгородский).
Патриархии было предоставлено ограниченное право юридического лица. Им разрешалось открывать финансовые счета, заключать сделки, покупать строения, открывать предприятия, осуществлять найм работников.
Купленные православными общинами здания становились их собственностью, представителям других конфессий они передавались в пользование.
Митрополит Николай (Ярушевич) на конференции 1952 год Фото из открытого доступа
В мае 1952 года в Троице-Сергиевой лавре состоялась конференция всех церквей и объединений в СССР, где собралось 27 делегаций от всех церквей на территории СССР, присутствовали видные церковные деятели из-за границы. На конференции решались вопросы единения церкви с народом в борьбе за мир.
Перевернуть сознание людей
После устранения Сталина и Берии к власти пришёл Хрущёв и сразу же начал масштабное наступление на сознание народа, который надо было убедить, что их счастливая жизнь на самом деле была страшным кошмаром.
Для этого были выдуманы несколько мифов: о «Культе личности», миф о «Красном терроре», миф про «Архипелаг Гулаг» и «массовые расстрелы». Была задана генеральная идея: - вся предыдущая жизнь в СССР, до 1953-56 года была кровавым кошмаром. Эту идею нужно развивать, за неё будут хорошо платить – выступайте, пишите статьи, воспоминания, чем больше клеветы, тем дороже. И маленькие человечишки, типа Солженицына тут же начали строчить небылицы. Да, это была гениальная придумка, доведённая до маразма.
Правда, с народом как-то не получалось его переубедить, народ до сих пор помнит СССР, молодёжи о нем рассказывает старшее поколение в семьях, да и суровая реальность бытия показывает провал либеральных идей.
Начиная с Хрущёва на руководящие должности стали ставить откровенных карьеристов и чинуш с комплексами. С верхних этажей партийной власти на страну опускался маразматический покров саморазложения. Если нельзя, но хочется, то можно.
Реформы Хрущёва. Фото из открытого доступа
Наступление на народ
Чтобы озлобить народ, в 1958 году началось наступление на личные подсобные хозяйства. Жителям рабочих посёлков и городов запретили на личных подворьях держать скот.
В декабре 1959 года были введены дополнительные налоги
на каждую голову скота в личном хозяйстве, каждое посаженное фруктовое дерево. В итоге содержать скот стало невыгодно, начался его массовый забой, деревья стали выкорчёвывать.
На очередном Пленуме ЦК в декабре 1959 года было сказано, что "...личные подсобные хозяйства постепенно утрачивают свое значение...". людям объясняли, что выгоднее покупать продукты в магазине или в колхозе. Всё это делалось для того, чтобы показать, что путь в коммунизм уже вступает в противоречие с традиционной народной жизнью
Сама жизнь должна быть трудна, напряжена и упорядоченно-хаотична.
Чем закончились реформы Хрущёва, мы знаем, вернёмся к церковному вопросу.
Наступление на церковь
Церковь, созданная Сталиным, была у Хрущёва как бельмо на глазу.
В послевоенное время у народа появилась потребность ходить в церковь: вдовы поминали мужей, матери сыновей, инвалиды находили утешение.
Сталинская церковь срослась с государством: председатели колхозов выделяли машины для поездки в церковь, священники ходили по домам совершая требы, все вместе отмечали и церковные, и государственные праздники. Фронтовиков в семинарию принимали без экзаменов.
Свободу для церкви народ связывал Сталиным, Хрущёв должен был отомстить.
25 июня 1963 года председатель Совета по делам РПЦ при Совете министров СССР Куроедов выступил на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета с докладом «О задачах по усилению контроля за соблюдением законодательства о культах в свете решений июньского пленума ЦК КПСС.
… «В период культа личности Сталина были допущены серьёзные нарушения ленинского законодательства о культах.
По инициативе Сталина во время войны и после её окончании, был принят ряд постановлений, явно выгодных церковникам.
К ним, как вы знаете, в первую очередь относятся такие, которые облегчили открытия новых церквей, укрепляли материальную базу церкви, давали неограниченные права священникам в руководстве религиозными общинами и т.д. Церковники в течении многих лет действовали в условиях почти полной бесконтрольности и повсеместно активизировали свою деятельность.
По существу, тогда сложилось такое положение, когда фактически осуществлялась свобода религиозной пропаганды, а научно-атеистическая пропаганда была или приглушена или совсем не проводилась.
Конечно, в то время была особая обстановка. Тяжёлая изнурительная война с немецко-фашистскими захватчиками, принёсшая каждой советской семье много горя и страданий, усилила в нашей стране религиозные настроения. «Где страдания там и религия», - говорил Ленин.
В силу этого пришлось пойти на некоторое расширение сети церковных объединений. Но всё же в этом деле было допущено много излишеств, не вызываемых действительными потребностями.
Сеть церквей за время 1941-1948 годов увеличилась почти в пять раз. И объясняется это не столько тем, что в такой же мере усилились религиозные настроения, сколько тем, что с благословения Сталина стала по-другому трактоваться роль церкви в социалистическом государстве , её деятельности стало придаваться положительное значение».
Хрущёв пришёл к выводу что надо поставить церковь на место, допустим, прикрывшись ленинским Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Что для нас важно в этом докладе? Он ещё раз доказывает, что до 1956 года не было никаких гонений на церковь, так хрущёвские провокаторы дали для нас развёрнутую характеристику сталинского периода.
Однако продолжим дальше чтение доклада
«Совет, уполномоченные, местные органы власти осуществили перестройку церковного управления. На основе наших рекомендаций всё духовенство отстранено от хозяйственно-финансовых дел в религиозных обществах.
Эта функция целиком перешла в ведение самих религиозных обществ, их исполнительных органов. У священников осталась одна обязанность – служить богу. Такая реформа позволила усилить контроль за деятельностью духовенства и более успешно вести работу по ограничению влияния церкви.
Особое внимание мы обращаем внимание на то, чтобы церковь не занималась благотворительной деятельностью. Совет и местные советские органы стали внимательно следить за тем, чтобы церковь не проводила религиозной работы среди детей и подростков.
Совет поставил вопрос перед соответствующими инстанциями о ликвидации извращений в профсоюзном обслуживании в религиозных объединениях. Ведь дело доходило до того, что во многих церквях действовали профсоюзные организации, развёртывались соревнования за лучшее обслуживание верующих, а портреты активистов церкви вывешивались на досках почёта.
С 1962 году с этим извращением было покончено. Обслуживающий персонал церквей, за исключением четырёх категорий (сторожа, истопники, уборщицы, дворники) снят с профсоюзного обслуживания».
Из этого ещё раз очевидно, что до Хрущёва никаких «кровавых гонений» на церковь не было. В докладе даже скользит какая-то зависть, особенно в цифрах.
Всё высшее духовенство, регенты, певчие хоров, обслуживающий персонал стали облагаться подоходным налогом, как некооперированные кустари.
Читаем дальше доклад
«Русская православная церковь постепенно омолаживает свои кадры. Она ежегодно получает пополнение из числа молодёжи оканчивающей семинарии и духовные академии. Всего за последние 15 лет (1947 – 1962гг) учебные заведения Московской патриархии выпустили около двух тысяч церковнослужителей.
За это время в духовных академиях подготовлено кандидатов богословия 370 человек, магистров – 19, докторов богословия – 8 человек.
Общее количество служителей православного культа в настоящее время составляет 11 222 человека. В том числе архиереев – 73, священников – 7236, диаконов – 748 и псаломщиков – 3165 человек.
В церкви имеется многочисленный актив верующих. Только одних членов исполнительных органов насчитывается более 50 000 человек, а всего в религиозных объединениях состоит свыше 200 000 человек. По данным единовременного учёта церковь содержит 84 000 обслуживающего персонала: счетоводы, бухгалтеры, казначеи, регенты. Певчие, просфорницы, сторожа, дворники, уборщицы, истопники, электрики, слесаря рабочие свечных мастерских.
Церковь располагает ещё значительной материальной базой. Она имеет около двух тысяч жилых домов и административных зданий, более 2300 подсобных помещений.
По данным единовременного учёт в дни религиозных праздников православные церкви посещают 4,5 млн. верующих. Есть все основания полагать, что эти данные несколько занижены. Церкви в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Краснодаре, Харькове, Горьком, Владимире и других городах в церковные праздники, просто переполнены верующими.
В ряде мест за последний год число религиозных обрядов сократилось. Количество крещений уменьшилось в Москве на 20%; В Ленинграде и Ленинградской области на 20,6%; Воронежской на 18%; Витебской на 32%; Оренбургской на 35%; Кировоградской на 18,5%; Пермской на 15%; Потавской на 9%;
Но в ряде мест религиозная обрядность возросла, и к ним в первую очередь следует отнести Рязанскую где в 1962 году окрещено 60 % детей; Новгородская – 50%; Белгородская – 56%; Тамбовская – 51 %; Харьковская – 41,4 %; Крымская – 36,6%; Орловская – 39,1 %; Брянская – 40,8%;
Обряд венчания к числу зарегистрированных браков составил: В Закарпатской обл.-36%; Тернопольской – 33%; Ивано-Франковская – 31 %; Ровенской – 30 %; Чувашской АССР – 16%; Мордовской АССР – 10%;
В РСФСР в 1962 году было совершено 615 000 обрядов крещения в которых приняло участие в качестве крёстных отцов и матерей около 1,2 млн молодёжи. Вместе с родителями это составило 2,5 млн.человек
На Украине в прошлом году было совершено 340 000 таких обрядов следовательно около 1.5 млн человек молодёжи участвовало в этих обрядах..
Теперь мы видим явное раздражение казённого агента, который решил ввести новые правила игры
Далее докладчик перешёл к конкретным примерам, рассказывая сколько младенцев крещено по областям и что церковники позволяют себе делать для населения.
Так, например, «в посёлке Зубово-Поляне церковники создали для местного населения противопожарный водоём, на который ими было израсходовано 10 тысяч рублей».
Священники на проповедях советуют народу трудиться добросовестно, в день выборов сначала идти голосовать и только потом в церковь. Многие священники были награждены грамотами за добросовестный труд.
То есть церковь действительно срослась с народом и строила вместе с ним коммунизм, вот это Хрущёва и не устраивало, эту связь надо было разорвать.
Для начала священников перевели на голый оклад, чтобы ограничить их активность, запретили брать деньги за требы. Министерство финансов СССР проводило постоянные проверки, выявляя нарушителей.
Был введён строгий документальный учёт проведённых в церкви обрядов. Введены квитанционные книжки, и книги учёта с обязательной формой записи.
Сократилась сеть монастырей с 41 в 1960 году, до 16 к 1963 году. Вместо 8 ранее действовавших семинарий осталось 5. Уменьшилась численность служителей культа. Только в 1962 году церковную службу оставили 678 священников, многие из них сняли с себя сан. Всего же за 1960 – 1962 годы общая численность духовенства сократилась на 3450 человек.
Но этого всё равно Хрущёву было мало. По состряпанным «просьбам трудящихся» начали закрывать храмы и церкви, усилилась атеистическая пропаганда. А поскольку народ продолжал собираться в ограде церкви и молиться, то церкви начали разрушать.
Страницы отдельных газет нередко пестрели такими крикливыми заголовками, как: «Закрыть молитвенные дома!» («Социалистическая Осетия»), «Долой поповский ширпотреб» («Комсомольская правда»), «Религии – бой» («Знамя юности» - Белорусская СССР), «Крест брошен в металлолом» («Коммуна» - Воронежская область), «Христос в розницу» («Ульяновская правда»).
К борьбе с религией были подключены комсомольцы, которые проводили рейды и выявляли трудящихся, которые посещали церковь. В лучшем случае их ждала статья в стенгазете, в худшем увольнение.
Приведу пример по городу Ливны Орловской области (моя родина). В этом небольшом городке было 15 церквей и собор. 14 церквей и собор были разрушены при Хрущёве, осталась только одна Сергиевская церковь.
Вот так состоялась ещё одна месть Хрущёва Сталину.
О том, как Хрущёв развязал репрессии в 1937 году можно почитать в статье
«Почему Хрущёв развязал репрессии в 1937 году, а придя к власти обвинил в этом Сталина» ЗДЕСЬ https://dzen.ru/a/ZcoIgJRyvVA...
Оценили 6 человек
8 кармы