18 февраля 2025 года известный журналист Голованов опубликовал статью в Телеграме «Как в феврале 1918 года в Туле расстреляли Крестный ход».
Он наверно подумал, что все опять будут возмущены гонениями на церковь, как она настрадалась.
Но сам того не подозревая, журналист выплеснул на читателя откровенную пародию, которую можно поставить в один ряд с «Калязинской челобитной», весьма развлекательное чтиво, поставившее под сомнение правдивость происходящих событий, настолько всё шито белыми нитками и очень похоже на вброс «иноагентов» о Буче.
Причём автор в начале статьи сам признался, что люди в Туле об этом не знают. А он решил их просветить, в общем хотел как лучше, а получилось смешно.

Анафема Патриарха Тихона. Фото из открытого доступа
Предыстория вопроса
Когда произошла Великая Октябрьская Социалистическая революция, в Москве проходил Поместный собор. Уже при советской власти 18 ноября патриархом был избран Тихон, один из лидеров черносотенного «Союза русского народа». Советы никак этому не препятствовали.
Но, когда Правительство 23 января 1918 года издало Декрет об отделении церкви от государства, согласно которому имущество церкви подлежало национализации, а граждане, получив свободу совести, могли ходить в церковь по-своему желанию, вновь избранный патриарх, испугавшись национализации церковного имущества, выступил с посланием, в котором анафематствовал (проклял) советскую власть.
25 января Церковный Собор принимает Постановление о непризнании Декрета, и необходимости сопротивляться претворению его в жизнь.
27 января 1918 года Церковный Собор выпустил Воззвание: «К православному населению России», где всех призывали: «Показывайте, что вы вняли голосу отца и вождя своего духовного, Святейшего Патриарха Тихона, в особом послании он зовёт вас последовать за собою идти на подвиг страдания, в защиту святынь»… «Лучше кровь свою пролить и удостоится венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание…».
Что это, как не разжигание Гражданской войны?
«Церковные ведомости» 1918 года печатали воззвание Собора:
«Лучше кровь свою пролить и удостоится венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание. Мужайся же Русь святая! Иди на свою Голгофу»
Тихон в послании Н. Троицкому в письме от 30 января 1918 года, которое обошло всю печать, дает указания:
«Составляйте из благонамеренных прихожан братства, союзы, советы, – что найдёте полезным по местным условиям – и добрый труд ваш благословит господь успехом, и вы спасёте вверенное вам стадо от расхищения и погибели».
А «расхищать» было что, Тихон знал, за что переживал. До 1917 года церковь владела значительным имуществом и денежными средствами: 2,5млн десятин земли, промышленные предприятия, торговые заведения, доходные дома, мельницы, винокурни, рыбный и лесной промысел, денежные средства на счетах в России и за границей.
Вот из-за этого патриарх и вступил в открытое противостояние с советской властью, обманывая при этом народ и призывая его на борьбу с Антихристом.
В борьбу включились церковные издания помимо этого печатались многочисленные листовки и брошюрки с призывами на борьбу
Из листовки, напечатанной в типографии Рябушинского:
«Скорее, скорее, без всякого промедления! Последние времена! На святую церковь открыто гонение. Неужели это потерпим, неужели станем сообщниками служителей сатаны? Прочь, страх, прочь равнодушие!…Разве не знаете, что из Руси святой хотят сделать Русь сатанинскую?…Пора, пора! Объединяйтесь без промедления, Объединяйтесь, как зовёт нас всех наш святейший патриарх! Не медля ни одной минуты, записывайтесь около своих храмов, в свои приходские общины, записывайтесь в братства, в православные союзы… Умрём за Христа!… Со Христом и во Христе объединившись, всё сделаем для церкви, – если надо, и умрём».
По стране начались погромы, саботаж, кровавые стычки с милицией и представителями власти, поджоги, диверсии… Жертвы с нападающей стороны тут же записывались в мученики. Их тут же канонизировали, и организовывали прославления.
Во все приходы был разослан циркуляр с требованием усилить выступления и при этом посылать сведения об арестованных, раненых и убитых в редакцию «Церковных ведомостей».
То есть это были спланированные и организованные провокации или, выражаясь современным языком – «цветная революция»
При Соборе была создана специальная «Комиссия о гонениях на церковь», которая предложила назначить особый день для «Соборной молитвы об убиенных за веру и церковь православную».
Стали организовываться крестные ходы, поминальные литургии, общие анафематствования.
Тихон ежедневно выступал с проклятиями, дошло до того, что он выступил против заключения Брестского мира 3 марта 1918 года. В ответ на это он выпустил очередное проклятие:
«Церковь не может благословить заключённый ныне от имени России позорный мир». «Не может теперь иначе, как с глубокой скорбью взирать на эту видимость мира, который не лучше войны».
Кроме этого, патриарх Тихон открыто выступил против праздника «1мая» и обращения «товарищ».
В это же время Тихон вёл переговоры с представителями таких контрреволюционных организаций как «Тактический Центр» и «Национальный Центр».
Его посещал Английский консул Оливер, и представитель Французского правительства Маршан вместе шефом отдела пропаганды графом Шевальи. Они обсуждали координацию контрреволюционной деятельности, о намерении восстановить восточный фронт при помощи чехословаков. Обсуждались сроки высадки на Севере войск союзников.
16 марта 1918 года, Патриарху Тихону, за активную антисоветскую деятельность, был торжественно преподнесён «Благодарственный Адрес», подписанный бароном Рейнгольдом Мирбахом (на свою голову) – послом Германии
(С. Данилов. Чёрное воинство. Отделение церкви от государства. Борьба монахов против народа. изд. ВЦИК. М., 1918 г.)
Расстрел, которого не было
Теперь вернёмся к статье и посмотрим о чём нам повествует известный журналист Голованов:
- Расстрел крестного хода в Туле
Мало кто даже из туляков знает эту историю.
А как это возможно, расстреляли крестный ход в 20 тысяч человек, а люди об этом не знают. А это точно было? Ведь если был расстрел, то это запоминается в народе.
- Сам увидел её случайно. Когда искал материалы к книге про крёстную моего деда - блаженную Дуняшу. Февраль 1918 года.
Автор обозначает февраль, ситуация по февралю уже описана выше.
- Дни Сретения Господня. У Церкви начинают отбирать даже Священные сосуды, без которых невозможна Литургия.
Если Голованов такой знаток церковной истории, то должен знать, что для литургии можно освятить другой сосуд и провести литургию даже дома, без церкви в катакомбных условиях, для этого использовался антиминс — переносной престол, который позволял совершать литургию вне храма.
Читаем дальше:
- Ужасные вести пришли из Тулы и Харькова. По телеграфному сообщению «Вечернего Часа» в Туле 2-го февраля был назначен крестный ход. С утра к Кремлю начали стекаться многотысячные толпы народа.
- После богослужения в соборе, молившиеся вышли из Кремля, намереваясь пройти к Киевской улице (на сегодняшний день проспект Ленина). Первой вышла процессия с хоругвями. На руках несли всеми чтимую икону Казанской Богоматери. Раздался залп в воздух. Процессия двигалась. Залпы продолжались. Затрещали пулемёты.
То есть ни с того ни с сего, без предупреждения, раздались залпы в воздух и застрочили пулемёты
Впереди шёл старик-рабочий с крестом в руках. Его остановили, скрестили оружие и направили на него револьвер.
То есть там строчит пулемёт, а тут подошли и направили револьвер.
Старик крестом выбил револьвер и пошёл дальше. За ним двинулась 20-тысячная толпа.
То есть 20-30 красноармейцев против 20-тысячной толпы
Раздались новые залпы. Улица обагрилась кровью. Упали первые убитые и раненые. В этот момент из Кремля выступило облаченное в ризы духовенство во главе с епископом Корнилием. Раздался новый залп. Епископ Корнилий упал раненый. Священники бросились назад, снимая на ходу облачения. Толпа в панике побежала по улице.
То есть там строчил пулемёт, они шли спокойно, раздался залп, они побежали кто куда
- Убитых насчитывается 13, раненых много. В числе убитых – 2 рабочих оружейного завода».
Это пулемётом, по толпе в 20 тысяч человек, где промахнуться сложно и только 13 раненых, а почему не 1300 из 20 тысяч.
- Это заметка из издания "Церковные ведомости" (№ 5, 7 февраля 1918 г.)
Обратите внимание, эту потрясающую историю после прихода большевиков к власти пишет церковная газета. Публикует историю, про которую мало кто из туляков слышал
- Шествие возглавлял епископ Каширский Корнилий. Владыка рассказывал, что он был ранен в руку и в ногу. При оказании ему первой помощи в аптеке Белявского фельдшер Боровой вылил из сапога епископа два стакана крови.
С епископом Корнилием и вовсе не понятно, в начале статьи он выходит, когда уже упали первые убитые, а в следующем абзаце, он возглавляет шествие. А шествие вроде бы возглавлял старик-ниндзя, который крестом вышиб револьвер.
Эту статью в «Церковном вестнике» писал человек, возможно никогда в глаза не видевший крестного хода, возможно нанятый корреспондент.
Да, действительно в начале крестного хода несут крест или фонарь, потом несут хоругви, примерно 8-10 человек по двое и идёт священство, потом несут икону и только потом за иконой в окружении епископов идёт архиерей, а за ним верующие. Попасть в него очень сложно, поскольку он со всех сторон окружён людьми и закрыт иконой.

Крестный ход Фото из открытого доступа
На этой фотографии изображён крестный ход. Архиерей следует всегда за иконой. Вы его видите? Нет.
- Ранены были и гимназист с гимназисткой, которые закрыли епископа Корнилия собой и помогли ему добраться до аптеки.
Это что же получается, рядом с Корнилием вместо священства за чудотворной иконой Казанской Богоматери шли гимназист с гимназистской?
Если нет, то как они пробрались за икону, чтобы закрыть Корнилия. А как Корнилию попали в руку и ногу, да так, что два стакана крови натекло?
Как видите сплошная несуразица, из которой попытались сделать страшилку.
В 1923 году владыку Корнилия арестовали. В 1933 году был убит в лагере при невыясненных обстоятельствах.
Мне очень хорошо знакома эта история. Дело в том, что тогда Тульским епископом был Иувеналий (Масловский), о котором мы писали книгу. Корнилий был его викарием (заместителем). Владыка Иувеналий не благословил этот крестный ход, Корнилий, по сути, совершил самоуправство, поставив мирных граждан в конфликтные условия с представителями власти.
Владыку Иувеналия после этого арестовали (ну и Корнилия тоже) и отправили на Соловки, а через шесть лет его отпустили и он был назначен к нам в Рязань архиепископом Рязанским и Шацким.
Как вы понимаете, никого пулемёта не было. Красноармейцы преградили дорогу, «ниндзя» крестом вышиб револьвер, возможно завязалась драка, в которой и приняли участие гимназист с гимназисткой, выстрелы в воздух, разогнали толпу.

Икона «Расстрел крестного хода в Туле» Фото из открытого доступа
Однако было специальное указание патриарха Тихона, чтобы были пострадавшие архиереи, чтобы их прославить как мучеников. Вот и придумали раненого епископа с двумя стаканами крови и даже, как видите, икону написали.
Так называемого «первого мученика» прославили уже 16 марта 1918 года. Это был митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), которого убили и ограбили его же монахи (он получил крупную сумму денег). Всё награбленное нашли потом у его келейника и даже его осудили. Однако, списали убийство на красноармейцев, и раструбили об этом во всех церковных изданиях.

Заметка в газете Фото из открытого доступа
Статья Голованова заканчивается словами:
- Потом Всехсвятский собор в Туле захватят раскольники-обновленцы. ПЦУшники того времени. Но об этом расскажу отдельно.
Так автор подтверждает, что власть не устраивала гонений, а передавала храмы лояльной обновленческой церкви, которая вела себя уважительно по отношению к законной власти.
С нетерпением буду ждать следующей статьи Голованова
Оценили 13 человек
18 кармы