Эту историю знают, наверное, все и я не буду ее пересказывать. Хотел бы сменить акценты, и порассуждать о самих древних греках, об особенностях их поведения и морали.
Если читать не осовременненые варианты "Илиады" и "одиссеи", то буквально сразу бросается в глаза, насколько они были заносчивыми, горделивыми и самолюбимыми (прям как их "боги", которые погрязли в интригах, блуде и разврате).
Итак, история начинается с пресловутого яблока раздора. Зевс, хоть и был суровым мужчиной, не решился ввязываться в спор, а отдал эту более чем сомнительную честь глуповатом у земному юноше. И тут претендентки , вместо того, чтоб, может, в купальниках сплясать (конкурс красоты так то) стали жюри просто подкупать, за что все три эти дуры должны быть дисквалифицированы. Афина, значит, обещала сделать царского сынка непобедимым воином, Гера, как жена Зевса, вообще "крышу" обещала и тотальное покровительство, а победила Афродита, пообещав пылкому юноше Елену прекрасную, красотку номер один того времени. Парис, ясен пень, думал в этот момент не головой, не сердцем даже, а чем-то совсем иным. Афродита восторжествовала (ещё поди демонстративно сожрала это яблоко на глазах обойденных конкуренток), а Гера и Афина поклялись отомстить глупому парню, которому бы следовало шарахаться от этого конкурса, как черту от ладона. Очевидно, что автор наделил "богов" теми же чертами характера, что и своих соотечественников, и будущая большая война по мнению Гомера произошла из-за мелких олимпийских обид.
Вот покорил, выкрал Парис Елену, и что дальше должно было быть? Его отец, как царь, как человек, отвечающий за свою страну, за свой город должен был и близко к стенам Трои эту невестку не подпускать, а, возможно, и сыночка. Сына тоже обязан был башкой думать, а не причиндалами, и Ленка, дура красивая, могла бы смекнуть, что подставляет своего любимого. Могла бы вернуться, сбежать в тундру, утопиться в море, и все ради своего ненаглядного , которому афрозодиаки Афродита подарила.Если ты царем "работаешь", то о личном счастье лучше и не помышлять, тебя поженят (женят) исключительно в государственных интересах, а не нравится - иди в чистильщики обуви, рыбаки иьи рядовые солдаты.
А эти, из микенской коалиции, они зачем поперлись? Им что, реформы проводить не надо было, ВВП удваивать, строить дороги и школы? Ладно правитель Микен осердчал, а остальные то? Ну направили бы ноту протеста, а не боевые корабли с бойцами, я их вообще не пойму. Одиссей, балбес ты островной, ты на кого Итаку то оставил?))
Приплыли мстители к Трое, а никто первый спрыгивать на песочке не хочет, т.к. оракул напророчил, что первый ступивший на троянский берег будет тут же убит. Одиссей бросил на землю щит, и прыгнул на него, не касаясь земли, и какой-то бедолага, решив, что пророчество его не касается радостно спрыгнул с борта, через мгновение заполучив стрелу. Автор явно восторгается поступком Одиссея, его смекалкой. Не знаю, у нас принято прикрывать товарища, командиры посмертно получают ордена за то, что не раздумывая бросаются на боевую гранату, спасая подчинённых, а тут такое...
Представьте, штурмующие 10 лет осаждают Трою, а ведь это очень дорогое удовольствие - солдат надо кормить, поить, привозить пополнение, увозить раненых. Что там с экономикой родных городов мы можем только представить (Итака, после того как ее считай бросил Одиссей пришла а упадок, наверняка подобное произошло и с другими микрогосударствами). И ради чего возня - то?)) Елена состарилась уже, ее красота сильно подувяла, и на просторах Греции наверняка подрасли новые Ленки.
Итак, обманули троянцев данайцы, ловко провернули трюк с конем, молодцы. А дальше? Дальше геройские герои пересобачились и разбрелись кто куда. За время троянских шатаний в царской спальне возле царицы обосновался другой мужик (странно, да?), и "герой троянской войны" был убит любовником своей ненаглядной.
"Где ты был, скотина".- примерно так встречает жена моего приятеля после его двух-трехдневных загулов, а тут лет 20 (!!!) без малого не было дома Одиссея. И ладно прибыл бы весь в шелках, в золоте, с подарками , а то бомжа бомжом заявился, и давай басни сочинять. Да мой приятель жене покруче истории расскажет, чем у Гомера "одессея".
Прибывает, значит, Одиссей на Итаку, а там вокруг его жены кавалеры вьются. Осердчал Одиссеюшка, его всего почти 20 лет не было, весточки домой около 10 лет всего не слал, а его, значит, списали уже. Дело в том, что в то время женщина не могла владеть имуществом (островом), и раз ты вдова (в современной России по суду бы давно этого гуляку погибшим посчитали бы) , то выбирай нового мужа и хозяина.
Вышел бы Одиссей, сказал бы:
"Я живой, раслывайтесь по родным островам, вы что-то загостились".
Но нет, не таков наш Одиссей, он лучше им будет мстить местью страшной (за что?Меньше надо было одиссейничать) и он решил разменять свою жизнь на жизни как можно большего числа "гостей".
Вот , собственно, и весь сказ. Вопрос: чем восхищаться, кем? Хоть одного достойного а этих произведениях покажите? Гомер поведал на самом деле, как не надо править страной (странами), каким не надо быть семьянином, как не надо вести хозяйство, управлять.
Некая войнушка между Грецией и Троей могла быть, но явно не из-за бабы (тут Гомер соврал поди ради красного словца). Дело в том, что Троя контролировала торговлю с черноморьем, что, понятное дело, не нравилось остальным греческим городам. Может и была Елена, но больше как предлог, вине причина. Вот воюют противоборствующие стороны, а торговля - то встала. Серьезным людям (народам моря) стало тоскливо без южных вин, и они веселою пошли на юг, чтоб узнать что да как. Судя по всему сил у них было много, и они без труда сокрушили греческие полисы, ослабленные многолетним конфликтом (согласитесь, очень похоже на сценарий ордынского нашествия), потом прошли всю Малую Азию, Сирию, и от них еле- еле Египет отмахался. То есть вся эта троянская авантюра грекам боком вышла, они зря свои ресурсы на ненужную и ниочемную войнушку потратили. Можно сказать, что троянская компания им дважды боком вышла, ведь столетия спустя Рим, который, согласно преданию, основали беглые троянцы, оккупировал всю Грецию, отомстив горделивыми грекам за предков .
Возможно, я слишком критичен к людям другой эпохи, но мне некем восхищаться в "Илиаде" и "Одиссее".
Оценили 15 человек
22 кармы