Гадкие лебеди, прерванный полёт. Часть вторая. Лебединая песня.

5 1746

Отныне, теперь, наконец-то. Сейчас и в любую погоду

То здесь, а затем повсеместно, все будем мы жить по другому

Без гнева, без печали, на благо всей земли

Как мы давно мечтали, но так и не смогли (1)


Мы восхищаемся лебедями в полёте. Любуемся их красотой и величавостью, грациозностью и поведением на воде. Совсем другое дело, когда они ходят или питаются, да ещё некстати подают голос, совсем не то впечатление. Восторга не вызывают. Согласитесь. Но есть ещё понятие лебединой песни. Говорят, что лебеди, в течение жизни в общем-то молчаливые птицы, в последние минуты своей жизни обретают сказочный голос, и предсмертное их пение потрясает своей несравненной мызыкальной и голосовой мощью... Говорят.

Что же Гадкие Лебеди Стругацких, совершили ли они свой последний полёт, спели ли они свою последнюю, Лебединую Песню? Услышал ли хоть кто-нибудь величавую, потрясающую до глубины души мелодию, которая, словно гимн победителей, в последнем усилии перед уходом в небытие, оставляет потомкам сияющий ореолом святости пример безкорыстного служения своему делу. Песню как оду подвигу, уверенности в неизбежности победы правды над ложью, света над тьмой, свободы над рабством, жизни над смертью. Песню как завет потомкам, как гимн всепобеждающей идее созидания. Воплотилась ли их «песня» по воспитанию Нового Человека Разумного в реальность? Или мы услышали предсмертный хрип «песни», которую при желании и «задушишь и убьёшь»? 

Фантастика фантастикой, но в ХХ-м веке пытались натурно воплотить проекты воспитания нового человека на планете Земля. Причём, не как-то там завуалированно, долго и нудно подменяя моральные и нравственные приоритеты, корректируя историю и занимаясь внедрением новых учений, медленно и на протяжении нескольких поколений. Как минимум две страны заявили о почти мгновенном переходе на новые мировоззренческие рельсы, полностью поменяли системы приоритетов, мораль и этику своих социумов. Это фашисткая нацисткая Германия и социалистический «коммунистический» СССР. 

Привычные споры о том, что Германия тридцатых годов ХХ-го века практиковала скорее нацизм чем классический фашизм Италии, можно нивелировать тем, что в СССР тоже не совсем придерживались строгих идеалов коммунизма. Т.е., ни там ни там не было проведено «чистого» эксперимента. А чтобы вновь не погрязнуть в размышлизмах на тему нашего вечно непредсказуемого прошлого, сразу отметим явный антагонизм установившихся режимов. Национал социалистическая рабочая партия Германии во главе с канцлером Гитлером свой приход к власти в 1933-м году начала с преследования коммунистов, арестов и казней видных деятелей компартии, введением однопартийной сиситемы, а затем и запрета компартиии, ареста её активов и прессы. Политика Германии стремительно забирала всторону фашистской идеологии.

Фашизм, зародившись в Италии, к середине 30-х идеологически захватил полевропы. Взявший название от итальянской партии Fasci Italiani di Combattimento (Итл) Фаши Итальяне ди Комбаттаменто, что означает Итальянский Союз Борьбы. Мировой капитализм поспособствовал тому, что фашизм слился с идеями нацизма, расового превосходства и территориального экспансионизма, росту империалистических настроений в правительствах стран и их милитаризации. По расовому признаку были определены народы подлежащие уничтожению, расы господ и расы рабов. Всё это привело ко Второй Мировой Войне, войне за ресурсы и господство над странами и континентами. Тройственный союз стран, в который входили Италия, Япония и Германия, развязавшая Вторую Мировую, с лёгкостью захватил практически всю Европу, часть Африки и Азии. Единственной страной, оказавшей значительное спротивление и в итоге переломившей триумфальное шествие фашизма но планете, был СССР, Союз Советских Социалистических Республик. 

Страна, к тому времени чуть более 20-ти лет строившая социализм, не только переломила хребет объединённой армии Европы, но и превзошла по некоторым экономическим показателям промышленную мощь Германии и оккупированных ею территорий. К моменту, когда войска Советской Красной Армии освободили территорию СССР и перешли границу с Германией, на Западном фронте для окончательного разгрома немецкого вермахта присоединились союзники СССР, США и Великобритания.

Союзники, во главе с Красной Армией, силой оружия принудили Германию к капитуляции. Нацизм был временно повержен. Структурное ядро нацизма в Европе распалось. После Нюрнбергского процесса, когда многие лидеры нацисткой Германии были осуждены и казнены, а империализм в Италии и Японии получил жестокий урок, возникла иллюзия полной победы над фашизмом. Но самое главное, что сделало победу столь иллюзорной – это то, что сама идеология фашизма оказалась непобеждённой. Ибо и поныне то там то тут поднимаются новые отростки голов этой мировой гидры.

Многоликость и отсутствие чёткой формулировки фашизма привело к тому, что на то время ограничились тем, что запретили определённые символы и атрибуты связанные с третьим рейхом. Ввели отсутствие срока давности за наиболее пугающие и античеловечные преступления фашистов. Наложили санкции на страны гитлеровской коалиции.Однако никто не удосужился раскрыть истинную сущность фашизма, его привлекательность для порабощённых народов в странах развитого капитализма. Никто по настоящему не оценил перспективы реванша идеологов и практиков фашизма в будущем.

Тем временем, пока мир отходил от ужасов нацизма, некоторые из видных руководителей проекта третьего рейха бесследно исчезли, а некоторые исполнители и функционеры вполне явно осели в США и странах Северной и Южной Америки, где продолжили своё дело. Носители идеологии фашизма до поры до времени растворились в странах и народах всего мира, не афишируя напрямую свою приверженность идеям национал-социализма. Вспомним монолог Мюллера из «17-ти мгновений весны», где он чётко предсказал тактику возрождения идеи на новом витке развития цивилизации и расписал роли «новых сказочников», тех , кому предстоит переложить эту идею на новый лад. 

Но почему Мюллер был так уверен когда говорил, что «если где-нибудь, когда-нибудь кто-то скажет «Хайль!», в чей-то персональный адрес, знайте, нас там ждут, оттуда мы начнём своё великое возрождение.» Да потому, что благодатной почвой для возрождения идеи фашизма является любое толпо-«элитарное» общество(2), где толпа, по определению В.Г.Белинского(3) – это «собрание людей, живущее по преданию и рассуждающее по авторитету». Толпа – это сборище индивидов, в погоне за лучшей жизнью забывших о совести, а «элита» это сборище олигархов, готовое выдвинуть в авторитеты наиболее привлекательного для толпы, но подконтрольного «элитам» вождя.

«Вождь» болтает о рассовом превосходстве, исключительности и арийском происхождении, о несправедливом распределнии между странами и народами природных ресурсов, о самой верной и целесообразной и чуть ли не божественной стратегии развития всей цивилизации, об улучшении человеческой породы и евгенике, об унтерменшах, золотом миллиарде и теории лишних людей. Толпа возбуждается, толпа верит своему «вождю», толпа восторжено кричит «Хайль!» и уже готова маршировать туда, куда указывает корявый перст очередного фюрера. 

«Вождь» зовёт в поход. В поход за славой, за наживой, за землями и рабами. Во имя себя и своих детей, своей страны и по воле богов. Вперёд, в будущее. Под руководством единственного и непогрешимого, алмазноослепительного и солнцеликого, неповторимого и вечного «вождя» всех времён и народов. Ведь по сути «целью фашизации в пределах общества видится жажда власти в интересах достижения паразитического господства над обществом кланово-олигархических группировок, которые могут олицетворять наследственные или сменяемые «вожди», «нaциональные лидеры», «первосвященники» и т.п.(4)

И народ прёт, чеканит шаг под бравурные марши. Народ верит своему «вождю», народ верит в идею, даже не осознавая, что они насквозь пропитаны фашизмом. Причина привлекательности идеологии фашизма не только в том, как ныне многолик фашизм, и что под маской псевдодемократии не видны его волчьи клыки. Не в том, как умело современные «сказочники» приукрасили идеи узаконенного финансового рабства для всех, устранения неугодных режимов в странах третьего мира и геноцида коренных народов в колониях. И даже не в вождизме.

Причина в том, что атомизированное общество, состоящее из «маленьких людей», малообразованных и финансово зависимых, практически готовых к подчинению рабов, само возвеличивает и абсолютизирует в персоне «вождя» самого главного авторитета на все времена. Причём так, что каждый готов служить ему во имя идеалов не щадя даже живота своего. Толпа она и есть толпа. Она живёт по законам толпы и управляется по законам толпы. Оставаться в толпе свободно мыслящим индивидом практически нереально, тем более, если никогда им не был.

Однако, несмотря на всю простоту и привлекательность такой модели устройства общества, оно тем не менее потерпело поражение. Даже самые агрессивные и захватнические, милитаристкие и античеловечные методы не помогли этому обществу победить в войне с обществом, которое строил Советский Союз в первой половине ХХ-го века. В горячей, как сейчас говорят, войне победил СССР. Даже несмотря на то, что внутри самого СССР не все поддерживали ту модель построения будущего, что предлагалась. Несмотря на то, что весь мир был против народов Советского Союза в первые годы Отечественной Войны, и не помог ни оружием, ни деньгами, ни солдатами. Тем не менее, народ и лидеры государства, отстояли тот путь развития, который считали наиболее приемлемым для себя и своих потомков. И не просто приемлемым, а единственно возможным, вплоть до того, что за него отдавали жизнь на фронтах, гибли в оккупации, теряли здоровье на военных заводах. Работали день и ночь, производя боеприпасы и другие товары, и просто жили с верой в победу, отдавая все силы, чтобы приблизить этот день.

Что же смог противопоставить СССР, казалось бы самой простой, основанной на самых низменных чувствах морали и нравственности Третьего Рейха? И вообще, что строили в Союзе, куда устремляли душевные порывы? К чему стремились простые люди и люди облечённые властью? Какую модель будущего рисовали архитекторы и инженеры, и как её воплощали в жизнь молодые «строители коммунизма»? Кстати, Компартия тоже устранила от участия в управлении страной любые другие партии. В СССР была монопартийность. 

Учение «Ленина-Сталина» о построении коммунизма «в одной отдельно взятой стране» и названное «марксизмом», в отличие от «первоисточника», а именно многостраничного произведения «Капитал» Маркса-Энгельса, несмотря на многие противоречия и недомолвки, завуалированное сокрытие двойных стандартов и явную метрологическую несостоятельность5, все же содержало терминологию применимую на то время для того, чтобы худо-бедно выразить идеи справедливости, которыми бредило человечество и необходимость скорейшего воплощения которой назревала все предыдущие века становления буржуазного миропорядка и растущей монополии капиталла на рынки сбыта, ресурсы и средства производства.

Более многостраничные и ещё более пространные произведения Ленина В.И. смогли тезисно предложить некую удобоваримую программу, понятную в практически безграмотной стране, и пригодную к исполнению уже здесь и сейчас. Созданная еще в конце ХIХ-го века Социал-Демократическая партия России (РСДРП) последовательно воплощала в жизнь идеи трансформации общества из монархически-капиталлистического буржуазного в социально-демократическое коммунистическое. Трансформировалась и сама партия. До и после захвата власти в Российской империи РСДРП переименовывалась в ВКП(б), а потом и в КПСС вплоть до развала СССР в 1992 году. 

Коммунистическая Партия взяла курс на построение социально справедливого общества и как идеал построение коммунистического будущего, где «от каждого по способности, каждому по потребности». Смысл этого девиза не в том, что так называемые потребности там совсем другие, а в том, что совсем другая мораль и нравственность и к потребностям совсем иной подход. Интересы личного и частного подчинены интересам общего и совместного. Для достижения этого упраздняется частная собственность на землю, ресурсы и средства производства. Именно эти условия позволили создать первое в мире социально ориентированное государство. 

Укрупнение сельских хозяйств, промышленное строительство, государственное планирование дало возможность для обеспечения бесплатного образования, в том числе высшего, бесплатной медицины, включая санаторно-курортное лечение, при нормальных условия труда и пенсионного обеспечения. Ни одна из капстран таких условий социального обеспечения создать не смогла, как ни старалась. Во-первых дорого, а значит не в интересах капиталла, а во-вторых, это противоречит самой идее западного типа стран, где выживать должен сильнейший. В капстранах пропагандировался социальный дарвинизм, эта мантра западной цивилизации. Согласно ей, материальный достаток и право выражать интересы большинства это удел немногих везунчиков, которые благодаря своему таланту и упорному труду смогли пробиться на вершину пищевой пирамиды и встать у рычагов распределения материальных и социальных благ. Остальным не повезло. Их удел выживание. 

В СССР курс развития был направлен на всеобщее равенство возможностей для развития каждого человека. Благодаря этому в самые тяжёлые послевоенные годы и до конца семидесятых, народ совершил самые великие научные, производственные и хозяйственные подвиги. Не отставали деятели искусства и литературы. Большинство значимых открытий, объектов народного хозяйства, производств и самых долгоживущих музыкальных и литературных произведений, актуальных и поныне, создано именно в эти годы. И не все они посвящались воспеванию генерального курса правящей партии.

Другое дело , что со временем генеральный курс поменялся. На словах страна как бы по-прежнему двигалась «семимильными шагами» к коммунизму, а на деле многие принципы втихую подменили на капиталлистические. Чиновники стали собирать «чиновничью ренту» как непременный доход за должность и кресло в аппарате управления. Во всех мало-мальски значимых конторах процветал институт блата и мелких взяток. В плановой экономике, имея информацию и власть над распределением товаров, всякого рода снабженцы и завсклады, прижимая товар и создавая дефицит, подняли уровень своей значимости до небес. Руководство силовых структур начало крышевать чёрные рынки этого дефицита, запрещённых к обороту товаров и услуг. Развился теневой сетор экономики с колоссальным оборотом неучтённых наличных денег, и как следствие этого, развилась коррупция, оргпреступность, и мафия. «Нетрудовые доходы» получали на всех уровнях, вплоть до гениралитета и руководителей национальных республик. Расстрельные статьи о «Хищении в особо крупных размерах» применялись не раз и не два. К эпохе «перестройки» в 1985 году страна достигла пика теневых отношений, замалчиваемых при внешнем показном социальном обществе. 

Так это всё партия и правительство, верхушка, так сказать. А что же народ? Что видел вокруг себя простой гражданин СССР в «эпоху застоя»? На работе сплошная «уравниловка» и отсутствие роста. Фарцовка иностранным товаром и валютой, дефицит элементарных предметов ширпотреба, блат везде, от устройства в садик, до должности в любом учреждении. Круговая порука в профессианальных сообществах, начиная с силовых, таких как милиция и прокуратура, медицинских, таких как врачи военкоматов и роддомов, сферы обслуживания, от магазина до похоронного бюро. Масштабы этих явлений достили такого уровня, что все граждане, в той или иной степени, вольно или невольно, но учавствовали в незаконном обороте денежных средств, тем самым подпитывая коррупцию, и подтачивая саму основу социалистических принципов государства.

Но это поздний Союз, на излёте, так сказать, идейного подъёма. Именно в это предперестроечное время Стругацкие и написали своих «Гадких Лебедей». Аллегория очевидна. Мир вокруг них всё больше становился похож на сюжет в романе. Круглые сутки дождь, безнадёга, народ всё больше пьянствует и всё больше боится. Прежде всего прямо излагать то, что на душе. Неблагонадёжный опальный Банев из романа ни на минуту не сомневается в том, что всё может быть ещё хуже, и продолжает опукаться на дно. Мысль о том, что ни лихая удаль ветерана нескольких войн, ни статус модного богемного писателя, ни лояльность по отношению к одной из силовых структур не поможет ему перебороть ту машину подавления, которая прислуживает олигархической вершушке государства. Писатель Банев уже почти совсем отчаялся и махнул рукой на свою семью, карьеру, да, в принципе, уже и на самого себя, как судьба затянула его в новый водоворот событий. 

Встреча с парадоксальной группой социальных инженеров из провинциального городишки перевернула представления Банева о методах противодействия тотальному оболваниванию и засилью номенклатурных штампов. Казалось невозможным, что в режимном учреждении, за колючей проволокой, под неусыпным наблюденим вооруженой охраны может образоваться коллектив единомышленников, способный дать адекватную оценку текущей ситуации и разработь пути выхода на бескризисное и безконфликтное развитие будущего для всего человечества. По аналогии общества с птичьим двором, где на фоне уток и куриц, петухов и индюков, эти особи выделялись в особый вид. По величию задуманного ими они походили на лебедей. Но по тому как они виделись окружающим они были гадкими. Гадкими Лебедями назвали их авторы за сочетание неприглядного внешнего вида и того из какой среды они произошли, и того какими идеями они одухотворялись и какие планы приводили в исполнение будущего. Будущего, достойного не уток, но Лебедей. 

Из самого народа, в лице его самых думающих представителей была выдвинута новая концепция мироустройства. Лучшие из социологов и ученых, неравнодушных к плачевному состоянию человечества «катящегося в пропасть» и есть эти самые Гадкие Лебеди. Они не просто указали на системный кризис всего общества и приближающийся цивилизационный тупик, но и разработали практические методы выхода из него. Естественно, что они окружили себя самой благодарной аудиторией, детьми. Дети легко и естественно приняли идеи новой концепции развития и управления всеми процессами на планете. Дети оказались благодарными и умелыми учениками. Они, наученные своими неприлядными Учителями, были готовы строить будущее отличное от того апокалиптического, в которое вело цивилизацию библейское пророчество. Вот что они говорят писателю Баневу на встрече в лицее:

"- Вот в этом все дело, что для вас и ваших героев такое будущее вполне приемлемо, а для нас - это могильник. Тупик. Вот потому-то мы и говорим, что не хочется тратить силы, чтобы работать на благо ваших жаждущих покоя и по уши перепачканных типов. Вдохнуть в них энергию для настоящей жизни уже невозможно. И как вы там хотите, господин Банев, но вы показали нам в своих книгах - в интересных книгах, я полностью - за - показали нам не объект приложения сил, а показали нам, что объектов для приложения сил в человечестве нет, по крайней мере - в вашем поколении. Вы сожрали себя, простите пожалуйста, вы себя растратили на междоусобную драку, на вранье и на борьбу с враньем, которую вы ведете, придумывая новое вранье… Как это у нас поется: «Правда и ложь, вы не так уж несхожи, вчерашняя правда становится ложью, вчерашняя ложь превращается завтра в чистейшую правду, в привычную правду…» Вот так вы и мотаетесь от вранья к вранью. Вы никак не можете поверить, что вы уже мертвецы, что вы своими руками создали мир, который стал для вас надгробным памятником. Вы гнили в окопах, вы взрывались под танками, а кому от этого стало лучше? Вы ругали правительство и порядки, как будто вы не знаете, что лучшего правительства и лучших порядков ваше поколение… да попросту недостойно. Вас били по физиономии, простите пожалуйста, а вы упорно долбили, что человек по природе добр… или того хуже, что человек-это звучит гордо. И кого вы только не называли человеком!…" (6)

Человек. Вот объект приложения сил. Всё для человека; природа для человека, государство для человека, политика для человека. А что это такое «человек», или кто это? Социальные инженеры, инженеры будущего, Гадкие Лебеди Стругацких не дают прямого ответа на этот вопрос. Но они подталкивают к поиску ответа на него. Ведь как говорил один умный человек: «по делам узнаете их». Так из диалога Банева с Големом тоже можно попробовать понять, что же такое новый человек:

" - Вы мне только скажите, Голем, чего они хотят? Только честно.

- Счастья, - сказал Голем.

- Для кого? Для себя?

- Не только.

- А за чей счет?

- Для них этот вопрос не имеет смысла, - медленно сказал Голем. - За счет травы, за счет облаков, за счет текущей воды… за счет звезд.

- Совсем как мы, - сказал Виктор.

- Ну, нет, - возразил Голем. - Совсем не так.

- Почему? Мы тоже…

- Нет, потому что мы вытаптываем траву, рассеиваем облака, тормозим воду… Вы меня поняли слишком буквально, а это аналогия.

- Они очень молоды, у них все впереди, а у нас впереди - только они. Конечно, человек овладеет Вселенной, но это будет не нравственный богатырь с мышцами, и, конечно, человек справится с самим собой, но только сначала он изменит себя…" (7)

Т.е. нынешний никуда не годится, а тот кто осознанно изменит себя, то и будет Человеком. Мыслящим иначе, действующим иначе. По иным принципам морали и этики. По принципам превосходящим существующие по своей человечности и миролюбию. Поэтому Бол-Кунац говорит Баневу:

" - Боюсь, вы не так нас поняли, господин Банев, - сказал он. - Мы совсем не жестоки, а если и жестоки с вашей точки зрения, то только теоретически. Ведь мы вовсе не собираемся разрушать ваш старый мир. Мы собираемся построить новый. Вот вы жестоки: вы не представляете себе строительства нового без разрушения старого. А мы представляем себе это очень хорошо. Мы даже поможем вашему поколению создать этот ваш рай, выпивайте и закусывайте, на здоровье. Строить, господин Банев, только строить." (8)

Старому миру предоставлялось самому тихо отмереть и уйти в небытие. Ибо по пришествии мира нового у старого не было никаких шансов удержаться за реальность. Он просто рассыпался кучей прелой трухи под всепроникающими лучами новой концепции мироустройства и смывался чистыми струями ливней перемен. И над всем этим стоял новый человек, или даже просто Человек. Такой каким его задумал Создатель. Такой Человек, для которого нет никакой необходимости в насилии над природой. Все итак с радостью покоряется ему. Именно так, как и задумывалось изначально. Только надо было найти пути воплотить это задуманное в жизнь. Свернуть с кривых дорожек евгенистов и «цивилизаторов» и вернуться к естественной природе человека и раскрыть заложенный в нём потенциал. И тогда всё произошло как бы само собой. 

Таким образом получается, что у Стругацких, несмотря на некоторую недосказанность и некоторые кривые аллегории антисоветского толка, все таки получилось спеть свою «лебединую песню». Небольшая, размером с горчичное зёрнышко, идея устройства мира под новой концепцией, разорвала толстенные бетонные плиты старой идеологии, давившие её много тысяч лет. «Темницы рухнули», и «разумное, вечное, доброе» все же удачно проросло и даже дало первые плоды. Надежда, которая до последнего томилась под крышкой ящика Пандоры, все же вырвалась на свободу и помахав своими крылами, как бабочка у Чуковского, потушила все пожары, горящие на материках и океанах, и всех утешила на планете, обняв обездоленных ими. 

У «Гадких Лебедей» АБС, счастливый конец, хэппи энд, как говорится. Хотя порой проскальзывает некоторое сожаление вроде Некрасовского :

Вынесет всё — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется — ни мне, ни тебе (9)

Но это светлая грусть. Грусть садовника закладывающего сад из которого ему не отведать ни одного плода. Тем не менее, произведение заставляет задуматься о том, кто же такой Человек и каковы его моральные и этические принципы. Из поступков героев вполне ясно и понятно как должен действовать Человек. Эти принципы хоть и не даются в явной декларативной форме, или в виде свода правил, но для ответа на вопрос : «Кто может называться Человеком», вполне подошло бы определение «человека как индивида живущего под диктатурой совести». Где «совесть – это врождённое чувство связи индивида с некой надмерной реальностью (Богом), содержащей эталоны этических норм и подсказывающей линию поведения в каждой конкретной ситуации сообразно этим нормам».(10)  

И вот Человек пришёл, и победил не побеждая. Всё итак само стремиться исполниться его волей. И что же мы видим:

"Они пошли дальше. Становилось жарко, и Виктор сбросил на землю плащ, стряхнул с себя ржавые остатки автомата и засмеялся от облегчения. Диана поцеловала его и сказала: «Хорошо!» Он не возражал. Они шли и шли под синим небом, под горячими лучами солнца, по земле, которая уже зазеленела молодой травой, и пришли к тому месту, где была гостиница. Гостиница не исчезла вовсе - она стала огромным серым кубом из грубого шершавого бетона

« - Пограничный знак между старым и новым миром.» И едва он это подумал, как из-за глыбы бетона беззвучно выскользнул реактивный истребитель со щитом Легиона на фюзеляже, беззвучно промелькнул над головой, все еще беззвучно вошел в разворот где-то возле солнца и исчез, и только тогда налетел адский, свистящий рев, ударил в уши, в лицо, в душу, но навстречу уже шел Бол-Кунац, повзрослевший, с выгоревшими усиками на загорелом лице, а поодаль шла Ирма, тоже почти взрослая, босая, в простом легком платье, с прутиком в руке. Она посмотрела вслед истребителю, подняла прутик, словно прицеливаясь и сказала: «Кх-х!»

Диана рассмеялась. Виктор посмотрел на нее и увидел, что это еще одна Диана, совсем новая, какой она никогда прежде не была, он и не предполагал даже, что такая Диана возможна - Диана Счастливая. И тогда он погрозил себе пальцем и подумал: «Все это прекрасно, но вот что, не забыть бы мне вернуться." (11)

Итак. Лебединая песня спета. Надо признать. Не идеал, конечно, в плане исполнения и симфоничности звучания мелодии. Но, тем не менее, песня спета. Стругацкие ушли в прошлое. Грустное, печальное, ужасное прошлое, местами настоящее. Оно ушло и непрестанно уходит навсегда. Мы же, находимся на космическом корабле, под названием планета Земля, который несётся в будущее. Впереди у нас только будущее. Такое вот «Прекрасное далёко», из которого, те кто еще не потерял чувства совести, порой «слышат голос». А вот будет оно милостиво к нам или жестоко и какое оно будет вообще, зависит только от нас самих. 

Продолжение следует. Часть третья. Какое будущее - такие и гости.

Часть первая: Гадкие Лебеди. Свет в конце тунеля. https://cont.ws/@mcnemo/569417

Примечания :

1 - х/ф «Человек с бульвара капуцинов» 1987 г. «Песня Фёрста»

2,3– ВП СССР, «Основы Социологии», «Толпо-«элитаризм»: толпа, «элита» и «коварный никто», , 2015г, т2, сс 183-184, ISBN 978-5-906756-27-5

4- ВП СССР, «Основы Социологии», «Библейский проект: суть человека и суть фашизма» , », , 2015г, т2, с 177, ISBN 978-5-906756-27-5

5- ВП СССР, «Основы Социологии», «Марксизм – светская версия библейского проекта» », 2015г, т2, сс 321-322, ISBN 978-5-906756-27-5

6,7,8,11 – А.и Б. Стругацкие, «Гадкие лебеди»,: http://knijky.ru/books/gadkie-lebedi

9 – Н.А. Некрасов , «Железная дорога»: http://ilibrary.ru/text/1029/p...

10 - ВП СССР, «Основы Социологии», «Типы строя психики»,2015г, т2,с 207, ISBN 978-5-906756-27-5


Из-за чего Потанин увозит "Норникель" из России в Китай

Когда мы с вами думаем, что вот-вот, еще чуть-чуть, и все добро олигархов, украденное в 90-е, начнет национализироваться, пусть и в каком-то спокойном варианте, происходит ровно обратно...

Страна непуганых Чубайсов: Губернатор Беглов устал от борьбы с капиталом. Ему начала сниться "Аврора"

Владлен ЧертиновПостроенный в России капитализм — источник всех наших бед. Как в тылу, так и на фронте. Кажется, это уже начинает доходить до правящей элиты России. Неожиданно для многи...

Обсудить
  • в последние годы творчество Стругацких становилось всё больше и больше антисовестким. т.ч. похоже это и впрямь лебединая песня , то бишь последняя песня. все что после этого было чем угодно кроме песни.
  • Чудили оба. Просто каждый раз сообразно политическим веяниям в воздухе. А так спели и спели. Кто без греха?
  • В мире без греха !!! https://www.youtube.com/watch?v=UCNRg5KYi7k