/комментарии Филиппа Экозьянца к выступлению Карена Шахназарова/
5 ноября 2020 года на youtube канале «День» вышла передача с участием российского кинорежиссера Карена Шахназарова. https://www.youtube.com/watch?time_continue=2112&v=_5KSeRegke4&feature=emb_logo
На 35 м 10 с ведущий попросил Карена Шахназарова рассказать о своих прогнозах на развитие событий в Карабахе.
Карен Шахназаров (дословно):
«Я получил много негативных откликов на свои прогнозы от части армянской общественности. Видимо в силу того, что мой отец карабахский армянин. Это, кстати, старинный род. Но он старинный карабахский… и российский род, поскольку с начала 19 века, когда Карабах был включен в состав Российской империи. У нас есть документы, которые хранятся и передаются по линии старшего сына. Шахназаровых много, есть разные ветви. Но мой род, он как бы прямой род от основателя рода, потому что у нас документы есть: бумага Надир Шаха, которой в свое время, когда Карабах был в составе Персии, он подтвердил владение теми самыми территориями, за которые борьба идет. Это район Шуши. И потом в 1838 году уже император Николай Первый… канцелярия перевела и подтвердила… уже это был штабс-капитан Мелик-Шахназаров. Кстати, мы никогда не были Шахназаряны. Мы были Мелик Шахназары, а потом уже они, видимо, переделались в Шахназаровы, когда уже вступили в Российскую империю. Видимо, история моего происхождения вызывает такую нервную реакцию.»
Слова Карена Шахназарова о том, что его фамилия изначально не имела суффиксов «ян» или «ов», и о том, что среди династий карабахских меликов была династия Шахназар, подтверждаются следующими документами. Письмо карабахских меликов Папе Римскому (написано в 1699 году, предположительно, 19 апреля); письмо царю Петру I (по данным новейших исследований письмо изначально было адресовано императору Священной Римской империи Германской нации Леопольду I); письмо меликов курфюрсту Пфальцскому Иоанну Вильгельму, казначею Священной Римской империи Германской нации; доверенность, выданная меликами Исраэлу Ори на ведение дел (три последних документа составлены в 1699 году, предположительно, 29 апреля. Все эти документы собраны в книге Герасима Эзова «Сношения Петра Великого с армянским народом» (1898 год, Санкт-Петербург). Письмо меликов Папе Римскому впервые опубликовано во втором томе «Исторических и географических заметок об Армении» Сен Мартена (1818 год, Париж). Эти письма и доверенность были подписаны 10-ю меликами, среди которых - мелик Шахназар. Это имя было написано на армянском языке, а также в латинской, французской и русской транскрипциях. Ни в одном из написаний суффикса «ян» не было: Schahnazar, Chanazar, Ханазар и Շաչնազար.
русский
французский
армянский
латынь
Как мы видим, мелик Шахназар упоминается в документах 1699 года. Отмечу также, что среди имен меликов лишь два, с некоторой «натяжкой», созвучны современным армянским – Багдазар и Саксияс.
Интересно было бы изучить и грамоту, выданную Надир шахом предкам Карена Шахназарова. Был бы рад, если бы мне представилась такая возможность. В своей жизни я встречал десятки, а то и сотни армян, которые заявляли о своей древности и принадлежности к «царским» династиям, но до сих пор не видел ни одного документа, подтверждающего их слова.
Возвращаемся к выступлению Карена Шахназарова (дословно):
«Но я-то говорил об очень простых вещах. О том, что необходимо признать: что есть проблема территориальной целостности Азербайджана… надо признать с другой стороны, что есть проблема выживания армянского населения Карабаха и его безопасности, и развития. И эти территории, на которых исторически, как бы это ни оспаривалось, проживало карабахское армянское население, которое, на мой взгляд, в значительной степени есть такой субэтнос. Это армяне, но это такая специфическая часть армянского народа, выросшая в Карабахе, который, кстати, никогда не был частью Армении. Он входил в состав Персии, потом Российской империи. Надо признать эти две проблемы и находить какой-то компромисс. Но это вызвало большой негатив, мне там чего только ни писали. Но я продолжаю думать, что это так, и что это надо было делать армянской стороне раньше еще, до того, как началась эта последняя война…
Армении нужно искать возможность какого-то компромисса, который позволит все-таки сохранить армянское население в этих районах. Главное - заключить такой мир, который в дальнейшем не будет требовать реванша.»
Здесь Карен Шахназаров делает несколько важных заявлений. С территориальной целостностью все понятно: Карабах – это часть Азербайджана юридически (и уже фактически), отрицать это и обсуждать не имеет смысла. Далее речь идет о «выживании армянского населения» и о том, что это население - «не совсем» армянское. Карен называет его сначала Карабахским армянским населением, выделяя его из всего армянского, а затем добавляет, что это не этнос, а «как бы» субэтнос, пытаясь еще более обособить карабахских армян от других армян. Говорит он это со знанием дела или интуитивно, я не знаю. Но в подтверждение тому, что карабахские армяне – «не совсем» армяне, а может быть, и совсем не армяне, я приведу следующие аргументы.
1. Из всех писем карабахских меликов, о которых шла речь выше, первым было обнаружено и опубликовано письмо к Папе Римскому. Сен-Мартен назвал это письмо «Lettre des princes de l’Arménie Orientale, au Pape». Герасим Эзов перевел это так: «Послание армянских меликов к Папе римскому». (И далее Эзов везде называл карабахских меликов - армянскими.) Однако у Сен-Мартена сказано (далее точный перевод): «Письмо князей из Восточной Армении Папе римскому». Мы видим, что это название указывает не на национальную принадлежность князей (меликов), а на название местности, где они правят: Восточная Армения/ l’Arménie Orientale. Армения – Большая и Малая – как физико-географический регион описана Сен-Мартеном в этих же «Исторических и географических заметках об Армении»/ «Mémoires historiques et géographiques sur l’Arménie», в предисловии к тому I.
2. Письма, подписанные десятью карабахскими меликами, на латыни и на французском языке начинаются следующими словами: (фр) «Nous les princes et les mélik’h de la Grande Arménie, pécheurs indignes, nous nous jetons avec ardeur aux pieds de Votre Sainteté...» (перевод: «Мы, князья и мелики Большой Армении, недостойные грешники, бросаемся к ногам Вашей Святости…») / (лат) «Nos, principes et primores Magnae Armeniae…»/ (рос) Мы, принцыпы и старшина Великiе Арменiи». Как видно, сами мелики также указывают на местонахождение своих владений, а не на свою национальную принадлежность.
3. Возможно, ответ на вопрос "кем по происхождению были карабахские мелики", мы сможем найти в переписке между царем Петром I и персидским шахом Гусейном, где два государя обсуждали судьбу христиан, находившихся в подданстве у шаха. Эта переписка возникла в результате активной деятельности Исраэла Ори, который являлся лидером карабахских меликов и, по версии официальной армянской историографии, принадлежал к ним по рождению (согласно новейшим исследованиям Исраэл Ори был самозванцем, выдававшим себя за сына мелика Исраэла). В этой переписке ни Петр I, ни шах Гусейн ни разу не употребили слово «армяне»: Петр I писал о христианах, а шах Гусейн - о несторианах. Чтобы узнать, о ком шла речь, нам следует обратиться к словарям и космографиям XVII века. В них написано, что и армяне, и несториане были религиозными общинами (или сектами), обитавшими в Турции и Персии. Армянами в XVII веке называли одну из самых малочисленных религиозных общин восточного обряда, насчитывавшую примерно 20 000 семей в Леванте (меньше была только община маронитов – 12 000 семей), которая вместе с общинами яковитов и коптов образовывала диоскорийскую общину (примерно 160 000 семей). Диоскорийская община, в свою очередь, вместе с не менее многочисленными общинами мелькитов и несториан представляла всех христиан восточного обряда (то есть, не католиков), проживавших в Леванте в XVI-XVII веках. Следует отметить, что большинство общин восточного обряда Передней Азии имели свои алфавиты: нам известны алфавиты армян, яковитов, маронитов, мелькитов, коптов и несториан. Большая часть несториан проживала именно в Персии. И именно о них в письме Петру I писал шах Гусейн. Таким образом, карабахские мелики могли быть не армянами, а несторианами. Они так же могли быть яковитами, поскольку их доверенное лицо, священник Вардапет Минас, многие годы путешествовавший вместе с Исраэлом Ори, во всех доступных нам документах назван яковитом, и нигде не назван армянином. (Больше подробностей, касающихся этого вопроса, можно найти в моей статье «Пьер д’Авити об армянах» и в моей книге «Исраэл Ори. Ларец Пандоры.», часть первая «Персия». Обе работы есть в интернете в открытом доступе.)
То, что Карабах, до того, как стать частью Азербайджана, принадлежал Персии, а затем Российской империи, ни для кого не новость. Но Карен Шахназаров добавляет, что Карабах никогда не был частью Армении, а это уже вызывает возмущение армянской аудитории. (Я на собственном опыте знаю, что именно пишут активные её представители в таких случаях (и насколько бывает тяжело от этой «писанины»); сочувствую Карену, поддерживаю его и остаюсь убежденным в том, что «правда того стоит».) Карен Георгиевич прав. Карабах никогда не принадлежал Армении и не мог ей принадлежать, поскольку на протяжении всей известной истории словом Армения обозначали физико-географический регион с естественными границами, и никогда до 1918 года этим словом не называли какое-либо из существовавших государств – ни в официальных документах, ни в исторических хрониках, аутентичность и достоверность которых были бы установлены, и которые имели бы бесспорную хронологическую и географическую локализацию. Говоря иначе, проблема «армянской государственности» до сих пор не вышла за пределы документоведческой проблемы. Так что ученые имеют дело не с фактом, а лишь с очень зыбким и крайне спорным предположением; и говорить о принадлежности каких-либо территорий к «армянской государственности», даже если речь идет о далеком-далеком прошлом, оснований нет.
Что касается проблемы «выживания армянского населения Карабаха и его безопасности, и развития», то безусловно, она существует. Однако, источником этой проблемы является не столько взаимная ненависть, спровоцированная и вскормленная слухами, пропагандой и как следствие кровавыми столкновениями, сколько неосведомленность «армянского населения Карабаха» о своем происхождении и абсурдная идея о его «несовместимости» с азербайджанским населением Карабаха, опять же навязанная пропагандой. Без преодоления невежества в вопросах истории и без взаимного отказа от использования пропаганды там, где требуется бережное и аккуратное отношение к фактам, очень трудно будет «заключить мир, который в дальнейшем не потребует реванша».
Написано в знак солидарности и уважения к Карену Георгиевичу Шахназарову.
Филипп Экозьянц.
Оценили 3 человека
3 кармы