• РЕГИСТРАЦИЯ

Были ли карабахские мелики армянами.

1 879

/комментарии Филиппа Экозьянца к выступлению Карена Шахназарова/

5 ноября 2020 года на youtube канале «День» вышла передача с участием российского кинорежиссера Карена Шахназарова. https://www.youtube.com/watch?time_continue=2112&v=_5KSeRegke4&feature=emb_logo

На 35 м 10 с ведущий попросил Карена Шахназарова рассказать о своих прогнозах на развитие событий в Карабахе. 

Карен Шахназаров (дословно):

«Я получил много негативных откликов на свои прогнозы от части армянской общественности. Видимо в силу того, что мой отец карабахский армянин. Это, кстати, старинный род. Но он старинный карабахский… и российский род, поскольку с начала 19 века, когда Карабах был включен в состав Российской империи. У нас есть документы, которые хранятся и передаются по линии старшего сына. Шахназаровых много, есть разные ветви. Но мой род, он как бы прямой род от основателя рода, потому что у нас документы есть: бумага Надир Шаха, которой в свое время, когда Карабах был в составе Персии, он подтвердил владение теми самыми территориями, за которые борьба идет. Это район Шуши. И потом в 1838 году уже император Николай Первый… канцелярия перевела и подтвердила… уже это был штабс-капитан Мелик-Шахназаров. Кстати, мы никогда не были Шахназаряны. Мы были Мелик Шахназары, а потом уже они, видимо, переделались в Шахназаровы, когда уже вступили в Российскую империю. Видимо, история моего происхождения вызывает такую нервную реакцию.»

Слова Карена Шахназарова о том, что его фамилия изначально не имела суффиксов «ян» или «ов», и о том, что среди династий карабахских меликов была династия Шахназар, подтверждаются следующими документами. Письмо карабахских меликов Папе Римскому (написано в 1699 году, предположительно, 19 апреля); письмо царю Петру I (по данным новейших исследований письмо изначально было адресовано императору Священной Римской империи Германской нации Леопольду I); письмо меликов курфюрсту Пфальцскому Иоанну Вильгельму, казначею Священной Римской империи Германской нации; доверенность, выданная меликами Исраэлу Ори на ведение дел (три последних документа составлены в 1699 году, предположительно, 29 апреля. Все эти документы собраны в книге Герасима Эзова «Сношения Петра Великого с армянским народом» (1898 год, Санкт-Петербург). Письмо меликов Папе Римскому впервые опубликовано во втором томе «Исторических и географических заметок об Армении» Сен Мартена (1818 год, Париж). Эти письма и доверенность были подписаны 10-ю меликами, среди которых - мелик Шахназар. Это имя было написано на армянском языке, а также в латинской, французской и русской транскрипциях. Ни в одном из написаний суффикса «ян» не было: Schahnazar, Chanazar, Ханазар и Շաչնազար.

русский

французский

армянский

латынь

Как мы видим, мелик Шахназар упоминается в документах 1699 года. Отмечу также, что среди имен меликов лишь два, с некоторой «натяжкой», созвучны современным армянским – Багдазар и Саксияс.

Интересно было бы изучить и грамоту, выданную Надир шахом предкам Карена Шахназарова. Был бы рад, если бы мне представилась такая возможность. В своей жизни я встречал десятки, а то и сотни армян, которые заявляли о своей древности и принадлежности к «царским» династиям, но до сих пор не видел ни одного документа, подтверждающего их слова.

Возвращаемся к выступлению Карена Шахназарова (дословно):

«Но я-то говорил об очень простых вещах. О том, что необходимо признать: что есть проблема территориальной целостности Азербайджана… надо признать с другой стороны, что есть проблема выживания армянского населения Карабаха и его безопасности, и развития. И эти территории, на которых исторически, как бы это ни оспаривалось, проживало карабахское армянское население, которое, на мой взгляд, в значительной степени есть такой субэтнос. Это армяне, но это такая специфическая часть армянского народа, выросшая в Карабахе, который, кстати, никогда не был частью Армении. Он входил в состав Персии, потом Российской империи. Надо признать эти две проблемы и находить какой-то компромисс. Но это вызвало большой негатив, мне там чего только ни писали. Но я продолжаю думать, что это так, и что это надо было делать армянской стороне раньше еще, до того, как началась эта последняя война…

Армении нужно искать возможность какого-то компромисса, который позволит все-таки сохранить армянское население в этих районах. Главное - заключить такой мир, который в дальнейшем не будет требовать реванша.»

Здесь Карен Шахназаров делает несколько важных заявлений. С территориальной целостностью все понятно: Карабах – это часть Азербайджана юридически (и уже фактически), отрицать это и обсуждать не имеет смысла. Далее речь идет о «выживании армянского населения» и о том, что это население - «не совсем» армянское. Карен называет его сначала Карабахским армянским населением, выделяя его из всего армянского, а затем добавляет, что это не этнос, а «как бы» субэтнос, пытаясь еще более обособить карабахских армян от других армян. Говорит он это со знанием дела или интуитивно, я не знаю. Но в подтверждение тому, что карабахские армяне – «не совсем» армяне, а может быть, и совсем не армяне, я приведу следующие аргументы.

1. Из всех писем карабахских меликов, о которых шла речь выше, первым было обнаружено и опубликовано письмо к Папе Римскому. Сен-Мартен назвал это письмо «Lettre des princes de l’Arménie Orientale, au Pape». Герасим Эзов перевел это так: «Послание армянских меликов к Папе римскому». (И далее Эзов везде называл карабахских меликов - армянскими.) Однако у Сен-Мартена сказано (далее точный перевод): «Письмо князей из Восточной Армении Папе римскому». Мы видим, что это название указывает не на национальную принадлежность князей (меликов), а на название местности, где они правят: Восточная Армения/ l’Arménie Orientale. Армения – Большая и Малая – как физико-географический регион описана Сен-Мартеном в этих же «Исторических и географических заметках об Армении»/ «Mémoires historiques et géographiques sur l’Arménie», в предисловии к тому I.

2. Письма, подписанные десятью карабахскими меликами, на латыни и на французском языке начинаются следующими словами: (фр) «Nous les princes et les mélik’h de la Grande Arménie, pécheurs indignes, nous nous jetons avec ardeur aux pieds de Votre Sainteté...» (перевод: «Мы, князья и мелики Большой Армении, недостойные грешники, бросаемся к ногам Вашей Святости…») / (лат) «Nos, principes et primores Magnae Armeniae…»/ (рос) Мы, принцыпы и старшина Великiе Арменiи». Как видно, сами мелики также указывают на местонахождение своих владений, а не на свою национальную принадлежность.

3. Возможно, ответ на вопрос "кем по происхождению были карабахские мелики", мы сможем найти в переписке между царем Петром I и персидским шахом Гусейном, где два государя обсуждали судьбу христиан, находившихся в подданстве у шаха. Эта переписка возникла в результате активной деятельности Исраэла Ори, который являлся лидером карабахских меликов и, по версии официальной армянской историографии, принадлежал к ним по рождению (согласно новейшим исследованиям Исраэл Ори был самозванцем, выдававшим себя за сына мелика Исраэла). В этой переписке ни Петр I, ни шах Гусейн ни разу не употребили слово «армяне»: Петр I писал о христианах, а шах Гусейн - о несторианах. Чтобы узнать, о ком шла речь, нам следует обратиться к словарям и космографиям XVII века. В них написано, что и армяне, и несториане были религиозными общинами (или сектами), обитавшими в Турции и Персии. Армянами в XVII веке называли одну из самых малочисленных религиозных общин восточного обряда, насчитывавшую примерно 20 000 семей в Леванте (меньше была только община маронитов – 12 000 семей), которая вместе с общинами яковитов и коптов образовывала диоскорийскую общину (примерно 160 000 семей). Диоскорийская община, в свою очередь, вместе с не менее многочисленными общинами мелькитов и несториан представляла всех христиан восточного обряда (то есть, не католиков), проживавших в Леванте в XVI-XVII веках. Следует отметить, что большинство общин восточного обряда Передней Азии имели свои алфавиты: нам известны алфавиты армян, яковитов, маронитов, мелькитов, коптов и несториан. Большая часть несториан проживала именно в Персии. И именно о них в письме Петру I писал шах Гусейн. Таким образом, карабахские мелики могли быть не армянами, а несторианами. Они так же могли быть яковитами, поскольку их доверенное лицо, священник Вардапет Минас, многие годы путешествовавший вместе с Исраэлом Ори, во всех доступных нам документах назван яковитом, и нигде не назван армянином. (Больше подробностей, касающихся этого вопроса, можно найти в моей статье «Пьер д’Авити об армянах» и в моей книге «Исраэл Ори. Ларец Пандоры.», часть первая «Персия». Обе работы есть в интернете в открытом доступе.)

То, что Карабах, до того, как стать частью Азербайджана, принадлежал Персии, а затем Российской империи, ни для кого не новость. Но Карен Шахназаров добавляет, что Карабах никогда не был частью Армении, а это уже вызывает возмущение армянской аудитории. (Я на собственном опыте знаю, что именно пишут активные её представители в таких случаях (и насколько бывает тяжело от этой «писанины»); сочувствую Карену, поддерживаю его и остаюсь убежденным в том, что «правда того стоит».) Карен Георгиевич прав. Карабах никогда не принадлежал Армении и не мог ей принадлежать, поскольку на протяжении всей известной истории словом Армения обозначали физико-географический регион с естественными границами, и никогда до 1918 года этим словом не называли какое-либо из существовавших государств – ни в официальных документах, ни в исторических хрониках, аутентичность и достоверность которых были бы установлены, и которые имели бы бесспорную хронологическую и географическую локализацию. Говоря иначе, проблема «армянской государственности» до сих пор не вышла за пределы документоведческой проблемы. Так что ученые имеют дело не с фактом, а лишь с очень зыбким и крайне спорным предположением; и говорить о принадлежности каких-либо территорий к «армянской государственности», даже если речь идет о далеком-далеком прошлом, оснований нет.

Что касается проблемы «выживания армянского населения Карабаха и его безопасности, и развития», то безусловно, она существует. Однако, источником этой проблемы является не столько взаимная ненависть, спровоцированная и вскормленная слухами, пропагандой и как следствие кровавыми столкновениями, сколько неосведомленность «армянского населения Карабаха» о своем происхождении и абсурдная идея о его «несовместимости» с азербайджанским населением Карабаха, опять же навязанная пропагандой. Без преодоления невежества в вопросах истории и без взаимного отказа от использования пропаганды там, где требуется бережное и аккуратное отношение к фактам, очень трудно будет «заключить мир, который в дальнейшем не потребует реванша».

Написано в знак солидарности и уважения к Карену Георгиевичу Шахназарову.

Филипп Экозьянц.

historien, écrivain /историк, писатель

    Результаты мультикультурализма в России
    • pretty
    • Вчера 18:15
    • В топе

    СЕРГЕЙ  МАРДАНИстория, которая должна была приключиться давным-давно, но произошла именно сейчас. Вопрос довольно простой. Кто эти юноши, завернутые в азербайджанские флаги и орущие аллахакбар и ...

    Решили как-то абхазы 150 лет назад поднять восстание против России. Рассказываем, чем для неё это закончилось

    Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. Есть одна очень интересная история, которую многие сегодня почему-то подзабыли. Ещё 210 лет назад, Абхазия находилась под управлением Османской ...

    «Осталось недолго»: Хазин рассказал об одной фразе Путина Трампу, вызвавшей панику у либералов Москвы

    Владимир Путин одной фразой, адресованной США и их новому президенту, вызвал панику в либеральных кругах России. Об этом рассказал экономист Михаил Хазин. Российский лидер отреагировал н...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      03 07 2021 "Армяне вчера и армяне сегодня - это две большие разницы"

      Разница между армянами XVI и армянами XXI века огромна, поскольку название Армения представляет собой историческую "матрёшку". Это значит, что внутри Армении всегда появляется новая - все меньше и меньше и все более "армянская".Пять веков назад Арменией называли огромный регион Азии, а армянами - всех, кто его населял, включая мусульман, которых было подавляющее боль...
      2495

      02 07 2021 "Куда подевались греко-армянские словари"

      Самым популярным, самым переписываемым, самым важным манускриптом в истории армянской литературы должен быть греко-армянский и армяно-греческий словарь - настольная книга каждого монаха-переводчика и переписчика. Ведь по свидетельствам самих же армян, бОльшая часть манускриптов, обнаруженных в армянских монастырях, это - переводы древнегреческих текстов на древнеармян...
      390

      01 07 2021 "Наведение мостов или правда"

      Отвечая на некоторые сообщения и вопросы, хочу сказать следующее. Я не стремлюсь "наводить" мосты дружбы между армянами и азербайджанцами или между кем-то еще. Если бы я сказал обратное, это было бы неправдой. Я стремлюсь только лишь к одному - находить правду. Правда и даже просто её поиски для меня важнее сегодняшней дружбы между турками, армянами, азербайджанцами, ...
      1784

      30 06 2021 карты народа hАй

      Если древние (или первые) картографы при составлении карт Малой Азии ориентировались на название народов, которые там проживали, то при описании Армении они должны были бы поинтересоваться у местных жителей, как они сами себя называют, и получить ответ, который звучит так: hАй. Если эти картографы при составлении карт ориентировались на названия государств, тогда они ...
      1425

      30 06 2021

      Интересно, сколько нужно специалистов (и каких!), чтобы в отсутствие интернета, космической связи, транспорта, дорог, компасов, пантографов, штангенциркулей etc. составить достоверную карту мира. Или хотя бы карту Евразии. Ну или хоть какую-нибудь карту.Поистине, гению древних нет границ :)...
      326

      30 06 2021

      При описании известного мира, сообщая нам названия стран и народов, их границы и расположение, Страбон, Геродот, Птолемей не ошибались. И поскольку они сами не могли обойти все земли и страны и познакомиться с народами, их населявшими, то отцам географии приходилось верить на слово каким-то другим, менее известным и даже совсем неизвестным путешественникам. И эти друг...
      264

      28 06 2021

      Многие из моих братьев-армян убеждены, что имеют право рассуждать о том, кто является армянином, а кто - нет. Но это меч обоюдоострый, родные мои, поскольку тогда вам придется ответить на вопрос: а кто решил, что вы сами являетесь армянами, и где взять документ, подтверждающий то, что вы армяне? И тогда ваши папы и мамы, дедушки и бабушки вам расскажут, что когда-то, ...
      315

      27 06 2021

      Чего не отнять у армянской "истории" - это того, что написана она как увлекательный детективный сериал. Всем интересно, что будет дальше, и как главные герои будут из всего этого выпутываться.Но у нас, братья, не получится смотреть сериал о самих себе вечно. Когда-нибудь придется возвращаться в реальность - точнее, в то, что от нее останется....
      464

      25 06 2021

      Принято считать, что массовое проникновение кочевых тюркских племён в Малую Азию произошло в XI -XII веках. Кроме этого доподлинно известно, что с тех пор вот уже почти 1000 лет они не трогаются с места... А они точно кочевые?...
      258

      24 06 2021

      В XVIII веке легко было убеждать армян, что когда-то давным-давно их угнетали и притесняли персы и арабы. Кто и как мог бы проверить, так это или нет? Но я обратил внимание на то, что до второй половины XIX века мхитаристы и не заикались о том, что армян притесняли турки. Почему? Все просто: армяне Османской империи не повелись бы на эту ложь, ведь они жили вместе с т...
      292

      24 06 2021

      Написано мхитаристами в первой половине XIX века:"Если исключить еврейскую расу, особо любимую небесами и изолированную в древнем мире жесткой дисциплиной и внутренним регламентом, обреченную дать миру Искупителя, мы не найдем в Азии нацию, также непосредственно подверженную влиянию религиозных законов, как армяне. В самые отдаленные времена, когда формировались восто...
      296

      23 06 2021

      Любопытно. Мхитаристы сами признавали, что после Этьена Орпеляна, с XIII по XVIII век армянская литература не дала ни одного автора, обладавшего сколько-нибудь значительным талантом. Армянскую литературу, книгопечатание, обучение никто не запрещал. Просто не было талантов. Ни талантов, ни гонений ???? Академия острова Сен-Лазар, 1830-е....
      281
      Филипп Экозьянц / Ekoziants 21 июня 2021 г. 14:28

      Армянская литература возникла в недрах христианства

      Сами мхитаристы, исследую истоки армянской литературы, по сути, подтверждали мнение европейских ученых о том, что армяне - это христианская религиозная община:"Итак, мы полагаем, что армянская литература возникла в недрах христианства. Мы признаем, что если бы, будучи крепко привязанной к вере и божественному закону, она осмеливалась иногда проникать в законы человече...
      293
      Филипп Экозьянц / Ekoziants 13 ноября 2020 г. 22:45

      В поисках правды для армянского народа.

      Это интервью было сделано 21 октября 2020 года. Английская версия вышла 27 октября здесь https://azerfocus.com/in-search-of-the-truth/ Ниже русская версия. Брала интервью Камилла Рзаева.Вопрос: Как появилась идея написания книги?Ответ: Книга нужна была прежде всего мне самому. Я нуждался в том, чтобы документы, которые являются базовыми для моей версии истории нашего ...
      337
      Филипп Экозьянц / Ekoziants 31 октября 2020 г. 23:01

      "Почему Армении никто не помогает"

      Chloé Kabaklian из Франции задала вопрос: «Добрый день, у меня есть вопрос...Почему никто не помогает Армении?Мы мало-помалу тонем...Я хотела бы понять...Нас поддерживают издалека, но никто ничего не делает... (богатые страны такие, как Франция, Америка.)Меня это так опустошает.Мы смотрим друг на друга издалека, протестуем, и мы не в силах что-либо измен...
      1886
      Филипп Экозьянц / Ekoziants 31 августа 2020 г. 19:46

      Экозьянц Ф.В. «Пьер д’Авити об армянах»

      ВступлениеВ своей книге «Исраэл Ори. Ларец Пандоры» я написал о том, что европейские ученые XV–XVII веков совершенно не знали той истории Армении и армянского народа, которую преподают нам сегодня. Их сведения были скудны и ограничивались событиями из времен крестовых походов и рыцарских государств, созданных на территориях, которым европейские географы дали название ...
      10167
      Филипп Экозьянц / Ekoziants 13 июля 2020 г. 13:47

      Из ответов на вопросы читателей о том, каким образом появился современный армянский язык.

      Сейран Меликсетян: "Филипп, а когда армяне стали разговаривать по-армянски? По-вашему, если они во времена Османской империи разговаривали по-турецки, то - когда же они начали разговаривать по-армянски? По-вашему, этот язык появился внезапно что ли? Если 600 лет не разговаривать на армянском, то этот язык должен исчезнуть, люди просто забыли бы все слова. Очень трудн...
      4814
      Филипп Экозьянц / Ekoziants 12 июля 2020 г. 22:53

      Армянский простонародный язык 16 века - это то же самое, что и турецкий.

      Многочисленные европейские источники 16 века свидетельствуют о том, что армянский вульгарный язык /простонародный, разговорный, использовавшийся в повседневном общении, тот, что передавался из уст в уста, не с помощью книг/ в те времена являлся турецким языком.Предлагаю вам, уважаемые читатели, небольшую подборку цитат со скриншотами, которые подтверждают мои слова.1....
      8413

      Как появилось название АРМЕНИЯ в границах Персии и Турции

      Вопрос, возникший у читателей: Почему в европейских источниках 17 века часть территории Турции и Персии называли Арменией?Для ответа на этот вопрос обратимся к толковому словарю 1690 года, изданному в Париже, под названием «Dictionnaire universel, contenant généralement tous les mots françois, tant vieux que modernes». Найдем статью под названием «Province». ...
      3999
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика