Исследование философии Ж.Бодрийяра

1 991

«Мы находимся в мире, в котором все больше и больше информации, и все меньше и меньше смысла». - Ж. Бодрийяр («Симулякры и симуляции»)

Началась экспедиция в Португалию под руководством ученого, академика УАН и руководителя научно-исследовательского института «Памяти» Олега Викторовича Мальцева, а следовательно это начало новых открытий, исследований, проектов и написания книг. Этот раз не стал исключением. Экспедиция также посвящена исследованию философии французского социолога, культуролога, философа-постмодерниста, фотографа и как его называют «гуру» постмодернизма – Жана Бодрийяра.

Началу данного исследования предшествовала не малая работа, а именно доктором философии Олегом Мальцевым был проведен курс лекций по психологии ущербности, записано и выложено в открытый доступ 8 интервью с экспертами, последователями и критиками Ж. Бодрийяра. С ноября 2019 года изучено более половины трудов и интервью ученого. Также, к нам в НИИ «Памяти» попали два уникальных сборника интервью Ж. Бодрийяра, которые можно считать более полезными для начала знакомства с философией автора, чем изучать его книги. Один сборник интервью называется «Исчезновение культуры», в нем собраны все интервью по этой тематике, а второй сборник - «От гиперреальности к исчезновению». Бодрийяр достаточно точно и понятно изъясняется в своих интервью, поэтому вам будет не сложно разобраться в поднятых темах и их обсуждениях в диалогах. А для полного понимания философии Ж. Бодрийяра рекомендуется изучить курс лекций, который будет проходить на протяжении всей экспедиции в Португалию, главной задачей которого является изучение и прикладное применение философии великого ученого.

Можно было бы представить, что Бодрийяр построил здание, разобрал его и выбросил чертежи, прономеровав каждый кирпич. Теперь наша задача сделать чертежи и возвести здание.

Доктор философии Олег Мальцев об исследовании философии Бодрийяра:

«Когда я начал изучать Бодрийяра, я себе поставил сверхзадачу: как сделать так, чтобы не было ни одного пробела, который я бы не знал. Я начал читать Бодрийяра бегло, первым этапом для меня было важно изучение подхода, я не пытался вникнуть в суть того, что он говорит, я искал подход – как непонятное сделать для себя понятным. У меня огромная практика во взломе систем, именно во взломе, а также в дешифровке. Но именно в этом случае мы имеем дело со взломом, а не дешифровкой. Дешифровка — это поиск ключа, когда у меня есть некая система, она мне не понятна, то я ищу некий ключ, чтобы сделать ее для себя понятной. В случае с Бодрийяром все понятно, поэтому здесь именно взлом, а не дешифровка. Нужно было найти подход, который обеспечивал бы тотальное понимание, а его обеспечивает безупречное ориентирование в работах, ссылки на слова Бодрийяра в той или иной работе и т.д. Но чтобы этого добиться, нужно понимать систему. И здесь я для себя выяснил такую вещь: каждый же кирпич в здании у Бодрийяра пронумерован и, если понимать, как все устроено, то очень быстро возникают конструкции».

№1. Первое, о чем пойдет речь – это о конструкции, которая у Бодрийяра описывает внешнюю среду и все, что нас окружает.

Если вы возьмете все книги Бодрийяра, описывающие гиперреальность, то поймете, о чем идет речь. Эти конструкции касаются системокоординатной составляющей, т.е. внешнего пространства.

№2. Здесь мы имеем дело с поворотной системой или с поворотной конструкцией.

Бодрийяр описывает искомый «Х», делая его понятным, обсуждая его со всех сторон. Он пишет книги о массах, о молчаливом большинстве, об обществе потребления и т.д. И чтобы сделать его понятным, он начинает с разных сторон смотреть на это явление, и появляется ряд работ об одном и том же, но это разный взгляд с разного угла на это явление, и так оно становится понятным. Это вторая конструкция, которую использует Бодрийяр, и она касается людей, массы людей, взаимодействия людей между собой или конкретных людей.

№3. Обман, культура, побуждение, искусство. Или одним словом - катализаторы.

Это то, что изнутри побуждает человека быть таким, какой он есть, позволяя этой системе работать. Неизвестные катализаторы очень понятны и связаны с обманом, с культурой, побуждениями и искусством.

№4. Знаки и символы.

Здесь можно отметить, что Бодрийяр пошел намного дальше всех предшественников. Причина этого заключается в том, что он изучал знаки и символы с научной точки зрения. Он написал книгу «Пароли» — это, по сути, полное объяснение работы символьной системы и проблем. Но стоит отметить, что на курсе философии Бодрийяра вы узнаете об этом еще больше и намного глубже. Книга «Пароли» совмещена с книгой «Фрагменты». «Фрагменты» — отдельная тема, которая относится к системе донесения информации во внешней среде, это конструкция, о которой шла речь в первом блоке. В книге «Пароли» мы имеем 16 блоков объяснения символьной системы, которые подробно рассмотрены на первом занятии курса. И здесь же нас ждет научное открытие, о котором мы уже поговорим в следующей отдельной статье. До Бодрийяра об этом говорил академик Г. Попов, который до Бодрийяра описал в своих исследованиях эти системы. Но мы на примере Бодрийяра видим, что всегда есть человек, который в современности занимался проблематикой и очень близко подошел к пониманию, которое было у Г. Попова.

Попов говорил, что символьная система — это то, что контролирует и определяет судьбу человека.

Самое страшное, что человек не знает ничего о существовании системы и о том, как она работает.

№ 5. Конструкции взаимодействия.

Это понимание как предыдущие четыре блока взаимодействуют между собой. Есть понятие системы взаимодействия, и она строго равна системе взаимодействия неизвестной символьной системы. Для примера возьмем человека, на которого воздействет символьная система, она ему не известна, человек не знает о чем идет речь. Вот его взгляд сознания в мир. Внизу экран (предел сознания), через который в сознание стремится гиперреальность. Гиперреальность - это конструкция №1. Поворотные системы в сознании - терминалы (люди) и явления, они «Х» и непонятны. Тогда Бодрийяр начинает ходить вокруг них и объяснять, и здесь мы имеем дело с блоком системы №2. Дальше обман, культура, побуждения, искусство – это касается самого человека, и мы видим проявление системы №3, те самые генераторы ущербности, это и есть психология. Дальше, знаки и символы №4, где психология ущербности как раз и состоит из системы символов (неизвестных) и системы, генерирующей ущербность (системы №3 и №4).

Что такое конструкции взаимодействия? Это система взаимодействия конструкция №1 (гиперреальности) с системой №2, системы №3 с гиперреальностью, и наоборот, системы №4 с системой №2. То есть то, как эти четыре системы взаимодействуют между собой.

Обратите внимание на очень важный момент: академик Попов говорит, что символьная система равна системе взаимодействия. То есть то, как устроено взаимодействие символьной системы, есть устройством системы взаимодействия всех этих 4-х систем между собой. У Бодрийяра этого не сказано.

Нам достаточно знать символьную систему - и мы сможем описать всю систему взаимодействия. Если мы знаем базовые постулаты, базовые системы, которые существуют в мире, знаем генераторы ущербности, то ключ системы взаимодействия нам тоже известен. Она как бы проекция символьной системы, о которой нам ничего не известно. Символьная система — это ключевой параметр понимания взаимодействия систем.

Теперь у нас есть полная картина философии и социологии Бодрийяра. Потому что, когда мы будем говорить о системах, это будет философия. Когда мы будем говорить о взаимодействии системы – это будет социология. Бодрийяр одновременно и философ, и социолог, потому как он описал и сами системы и систему взаимодействия между ними. Он сделал философскую и социологическую работу одновременно, но не сделал психологическую. Хотя пытался использовать Фрейда и Лакана для объяснения в своих книгах. На самом деле, с точки зрения Бодрийяра, это было не очень мудро. Потому что у него главная парадигма, как говорят: «Что дальше?» А дальше — это судьба. Судьбой занимался Л. Сонди, и Бодрийяру следовало бы переключиться на психологию Л. Сонди для продолжения своих объяснений. К сожалению, Бодрийяр не дошел до психологии Л. Сонди и, соответственно, не смог через него дать свои объяснения в книгах.

Вот философия. Где здесь ущербность? Это конфликт в сознании. Человек постоянно находится в конфликте, потому что пустоты в мировоззрении заполняются информацией, которая начинает противоречить всему мировоззрению. Если распаковка происходит в автоматическом режиме, в сознании начинается конфликт, многовекторный. Человек уже не понимает, что вообще происходит, он как бы попадает в литургическое состояние, он находится постоянно в предгипнотическом состоянии, проваливаясь в гипноз, потом точка внешнего сопротивления, выход из гипноза, потом опять жизнь в предгипнотическом состоянии, потом опять точка внешнего сопротивления, и так все больше и больше человек становится ущербным. Объяснить что-то такому человеку невозможно, он не слышит тебя, у него предгипнотическое состояние постоянно. Ты ему можешь внушать все, что угодно, он примет все, что ты скажешь, но делать ничего не будет. Он как накопительный жесткий диск, просто складывает информацию и все. Для того, чтобы он что-то начал делать, ему нужно менять все символы в полном объеме.

На самом деле, помимо молчаливого большинства есть молчаливое меньшинство, которое никому ничего не рассказывает, а само свои дела крутит. Правильно Бодрийяр назвал молчаливое большинство «отсканированными» - они все одинаковые, индивидуальность исчезла.

Существует такое понятие, как сердечник. Для пояснения перейдём к учению о памяти академика Григория Семёновича Попова. В первую очередь опишем, что у каждого человека в памяти уже существует определённая модель некоей сложившейся системы - она может быть разного порядка, уровня, числового показателя, но при этом сам сердечник функционирует вне зависимости от того, знаком ли человек с этим механизмом или нет. Роль сердечника настолько велика, что без преувеличения можно сказать, что без этого механизма невозможно функционирование индивида – он просто не выживет.

Если нет сердечника, все символы будут распаковываться в мировоззрение. Человек становится, по сути, зависим от этих догм и убеждений. Все проблема в убеждениях человека, то есть траектории будут распаковываться, заполняться и будут появляться симулякры, по причине того, что у него до этого что-то было, добавилось, смешалось в винегрет, в котором никакой системы нет, одно противоречит другому и он целыми днями думает, как этот конфликт мировоззрения разрешить. Мировоззренческий конфликт – это одна из основополагающих проблем человека сегодня в обществе.

Комплекс занятий на курсе философии Бодрийяра за 14 дней даст вам вводное комплексное представление о социологии, философии, психологии ущербности, изучение которой мы в апреле будем продолжать на базе лекций из экспедиции о том, как работает ущербность на блоке «траектории распаковки».

Мы все ущербны, потому что траектория распаковки символа у всех разная.

Статья подготовлена по курсу лекций "Философия Бодрийяра" проводимых академиком О.Мальцевым

Рыбка почти заглотила наживку

Ин Джо ви траст Опять громкие заголовки из серии «США конфисковали российские активы, чтобы отдать их Украине». И теперь мы все умрём. Опять. Как уже много раз бывало. Во-первых, е...

«Меня все равно отпустят». Вся правда о суде над Шахином Аббасовым, которого обвиняют в убийстве русского байкера

Автор: Дмитрий ГоринВ понедельник 22 апреля решался вопрос об избрании меры пресечения для уроженца Азербайджана Шахина Аббасова, которого обвиняют в убийстве 24-летнего Кирилла Ковалев...

Как Набиуллина ограбила Лондон

Запад потерял огромное количество российского золота, особенно не повезло Лондону. Такими выводами поделились журналисты из КНР. Есть смысл прислушаться к их аргументам:В последнее врем...

Обсудить
  • ...он находится постоянно в предгипнотическом состоянии, проваливаясь в гипноз, потом точка внешнего сопротивления, выход из гипноза, потом опять жизнь в предгипнотическом состоянии, потом опять точка внешнего сопротивления, и так все больше и больше человек становится ущербным... Об этом говорил еще Гурджиев в своих работах, что человек большую часть своей жизни спит и действует как биооробот, а поэтому для того, что бы стать человеком, нужно "проснутся" включить осознанность, т.е. осознавать каждое свое действие... Вы уверяете, что это конфликт в сознании...мне же кажется, что на самом деле все дело в том, что умственная деятельность человека требует огромных затрат энергии от организма, а поэтому организму энергетически выгодно погружать мозг в гипнотическое или предгипнотическое состояние, когда человек действует на автомате...ну например как происходит вождение автомобиля у опытного водителя...