«Мы находимся в мире, в котором все больше и больше информации, и все меньше и меньше смысла». - Ж. Бодрийяр («Симулякры и симуляции»)
Началась экспедиция в Португалию под руководством ученого, академика УАН и руководителя научно-исследовательского института «Памяти» Олега Викторовича Мальцева, а следовательно это начало новых открытий, исследований, проектов и написания книг. Этот раз не стал исключением. Экспедиция также посвящена исследованию философии французского социолога, культуролога, философа-постмодерниста, фотографа и как его называют «гуру» постмодернизма – Жана Бодрийяра.
Началу данного исследования предшествовала не малая работа, а именно доктором философии Олегом Мальцевым был проведен курс лекций по психологии ущербности, записано и выложено в открытый доступ 8 интервью с экспертами, последователями и критиками Ж. Бодрийяра. С ноября 2019 года изучено более половины трудов и интервью ученого. Также, к нам в НИИ «Памяти» попали два уникальных сборника интервью Ж. Бодрийяра, которые можно считать более полезными для начала знакомства с философией автора, чем изучать его книги. Один сборник интервью называется «Исчезновение культуры», в нем собраны все интервью по этой тематике, а второй сборник - «От гиперреальности к исчезновению». Бодрийяр достаточно точно и понятно изъясняется в своих интервью, поэтому вам будет не сложно разобраться в поднятых темах и их обсуждениях в диалогах. А для полного понимания философии Ж. Бодрийяра рекомендуется изучить курс лекций, который будет проходить на протяжении всей экспедиции в Португалию, главной задачей которого является изучение и прикладное применение философии великого ученого.
Можно было бы представить, что Бодрийяр построил здание, разобрал его и выбросил чертежи, прономеровав каждый кирпич. Теперь наша задача сделать чертежи и возвести здание.
Доктор философии Олег Мальцев об исследовании философии Бодрийяра:
«Когда я начал изучать Бодрийяра, я себе поставил сверхзадачу: как сделать так, чтобы не было ни одного пробела, который я бы не знал. Я начал читать Бодрийяра бегло, первым этапом для меня было важно изучение подхода, я не пытался вникнуть в суть того, что он говорит, я искал подход – как непонятное сделать для себя понятным. У меня огромная практика во взломе систем, именно во взломе, а также в дешифровке. Но именно в этом случае мы имеем дело со взломом, а не дешифровкой. Дешифровка — это поиск ключа, когда у меня есть некая система, она мне не понятна, то я ищу некий ключ, чтобы сделать ее для себя понятной. В случае с Бодрийяром все понятно, поэтому здесь именно взлом, а не дешифровка. Нужно было найти подход, который обеспечивал бы тотальное понимание, а его обеспечивает безупречное ориентирование в работах, ссылки на слова Бодрийяра в той или иной работе и т.д. Но чтобы этого добиться, нужно понимать систему. И здесь я для себя выяснил такую вещь: каждый же кирпич в здании у Бодрийяра пронумерован и, если понимать, как все устроено, то очень быстро возникают конструкции».
№1. Первое, о чем пойдет речь – это о конструкции, которая у Бодрийяра описывает внешнюю среду и все, что нас окружает.
Если вы возьмете все книги Бодрийяра, описывающие гиперреальность, то поймете, о чем идет речь. Эти конструкции касаются системокоординатной составляющей, т.е. внешнего пространства.
№2. Здесь мы имеем дело с поворотной системой или с поворотной конструкцией.
Бодрийяр описывает искомый «Х», делая его понятным, обсуждая его со всех сторон. Он пишет книги о массах, о молчаливом большинстве, об обществе потребления и т.д. И чтобы сделать его понятным, он начинает с разных сторон смотреть на это явление, и появляется ряд работ об одном и том же, но это разный взгляд с разного угла на это явление, и так оно становится понятным. Это вторая конструкция, которую использует Бодрийяр, и она касается людей, массы людей, взаимодействия людей между собой или конкретных людей.
№3. Обман, культура, побуждение, искусство. Или одним словом - катализаторы.
Это то, что изнутри побуждает человека быть таким, какой он есть, позволяя этой системе работать. Неизвестные катализаторы очень понятны и связаны с обманом, с культурой, побуждениями и искусством.
№4. Знаки и символы.
Здесь можно отметить, что Бодрийяр пошел намного дальше всех предшественников. Причина этого заключается в том, что он изучал знаки и символы с научной точки зрения. Он написал книгу «Пароли» — это, по сути, полное объяснение работы символьной системы и проблем. Но стоит отметить, что на курсе философии Бодрийяра вы узнаете об этом еще больше и намного глубже. Книга «Пароли» совмещена с книгой «Фрагменты». «Фрагменты» — отдельная тема, которая относится к системе донесения информации во внешней среде, это конструкция, о которой шла речь в первом блоке. В книге «Пароли» мы имеем 16 блоков объяснения символьной системы, которые подробно рассмотрены на первом занятии курса. И здесь же нас ждет научное открытие, о котором мы уже поговорим в следующей отдельной статье. До Бодрийяра об этом говорил академик Г. Попов, который до Бодрийяра описал в своих исследованиях эти системы. Но мы на примере Бодрийяра видим, что всегда есть человек, который в современности занимался проблематикой и очень близко подошел к пониманию, которое было у Г. Попова.
Попов говорил, что символьная система — это то, что контролирует и определяет судьбу человека.
Самое страшное, что человек не знает ничего о существовании системы и о том, как она работает.
№ 5. Конструкции взаимодействия.
Это понимание как предыдущие четыре блока взаимодействуют между собой. Есть понятие системы взаимодействия, и она строго равна системе взаимодействия неизвестной символьной системы. Для примера возьмем человека, на которого воздействет символьная система, она ему не известна, человек не знает о чем идет речь. Вот его взгляд сознания в мир. Внизу экран (предел сознания), через который в сознание стремится гиперреальность. Гиперреальность - это конструкция №1. Поворотные системы в сознании - терминалы (люди) и явления, они «Х» и непонятны. Тогда Бодрийяр начинает ходить вокруг них и объяснять, и здесь мы имеем дело с блоком системы №2. Дальше обман, культура, побуждения, искусство – это касается самого человека, и мы видим проявление системы №3, те самые генераторы ущербности, это и есть психология. Дальше, знаки и символы №4, где психология ущербности как раз и состоит из системы символов (неизвестных) и системы, генерирующей ущербность (системы №3 и №4).
Что такое конструкции взаимодействия? Это система взаимодействия конструкция №1 (гиперреальности) с системой №2, системы №3 с гиперреальностью, и наоборот, системы №4 с системой №2. То есть то, как эти четыре системы взаимодействуют между собой.
Обратите внимание на очень важный момент: академик Попов говорит, что символьная система равна системе взаимодействия. То есть то, как устроено взаимодействие символьной системы, есть устройством системы взаимодействия всех этих 4-х систем между собой. У Бодрийяра этого не сказано.
Нам достаточно знать символьную систему - и мы сможем описать всю систему взаимодействия. Если мы знаем базовые постулаты, базовые системы, которые существуют в мире, знаем генераторы ущербности, то ключ системы взаимодействия нам тоже известен. Она как бы проекция символьной системы, о которой нам ничего не известно. Символьная система — это ключевой параметр понимания взаимодействия систем.
Теперь у нас есть полная картина философии и социологии Бодрийяра. Потому что, когда мы будем говорить о системах, это будет философия. Когда мы будем говорить о взаимодействии системы – это будет социология. Бодрийяр одновременно и философ, и социолог, потому как он описал и сами системы и систему взаимодействия между ними. Он сделал философскую и социологическую работу одновременно, но не сделал психологическую. Хотя пытался использовать Фрейда и Лакана для объяснения в своих книгах. На самом деле, с точки зрения Бодрийяра, это было не очень мудро. Потому что у него главная парадигма, как говорят: «Что дальше?» А дальше — это судьба. Судьбой занимался Л. Сонди, и Бодрийяру следовало бы переключиться на психологию Л. Сонди для продолжения своих объяснений. К сожалению, Бодрийяр не дошел до психологии Л. Сонди и, соответственно, не смог через него дать свои объяснения в книгах.
Вот философия. Где здесь ущербность? Это конфликт в сознании. Человек постоянно находится в конфликте, потому что пустоты в мировоззрении заполняются информацией, которая начинает противоречить всему мировоззрению. Если распаковка происходит в автоматическом режиме, в сознании начинается конфликт, многовекторный. Человек уже не понимает, что вообще происходит, он как бы попадает в литургическое состояние, он находится постоянно в предгипнотическом состоянии, проваливаясь в гипноз, потом точка внешнего сопротивления, выход из гипноза, потом опять жизнь в предгипнотическом состоянии, потом опять точка внешнего сопротивления, и так все больше и больше человек становится ущербным. Объяснить что-то такому человеку невозможно, он не слышит тебя, у него предгипнотическое состояние постоянно. Ты ему можешь внушать все, что угодно, он примет все, что ты скажешь, но делать ничего не будет. Он как накопительный жесткий диск, просто складывает информацию и все. Для того, чтобы он что-то начал делать, ему нужно менять все символы в полном объеме.
На самом деле, помимо молчаливого большинства есть молчаливое меньшинство, которое никому ничего не рассказывает, а само свои дела крутит. Правильно Бодрийяр назвал молчаливое большинство «отсканированными» - они все одинаковые, индивидуальность исчезла.
Существует такое понятие, как сердечник. Для пояснения перейдём к учению о памяти академика Григория Семёновича Попова. В первую очередь опишем, что у каждого человека в памяти уже существует определённая модель некоей сложившейся системы - она может быть разного порядка, уровня, числового показателя, но при этом сам сердечник функционирует вне зависимости от того, знаком ли человек с этим механизмом или нет. Роль сердечника настолько велика, что без преувеличения можно сказать, что без этого механизма невозможно функционирование индивида – он просто не выживет.
Если нет сердечника, все символы будут распаковываться в мировоззрение. Человек становится, по сути, зависим от этих догм и убеждений. Все проблема в убеждениях человека, то есть траектории будут распаковываться, заполняться и будут появляться симулякры, по причине того, что у него до этого что-то было, добавилось, смешалось в винегрет, в котором никакой системы нет, одно противоречит другому и он целыми днями думает, как этот конфликт мировоззрения разрешить. Мировоззренческий конфликт – это одна из основополагающих проблем человека сегодня в обществе.
Комплекс занятий на курсе философии Бодрийяра за 14 дней даст вам вводное комплексное представление о социологии, философии, психологии ущербности, изучение которой мы в апреле будем продолжать на базе лекций из экспедиции о том, как работает ущербность на блоке «траектории распаковки».
Мы все ущербны, потому что траектория распаковки символа у всех разная.
Статья подготовлена по курсу лекций "Философия Бодрийяра" проводимых академиком О.Мальцевым
Оценили 2 человека
4 кармы