начало (ч.1. Истоки и варианты праздника):
https://cont.ws/@merjamaa/1253...
БЕРЕГ
Ближайший аналог Береговой Мольбы известен в округе села Нежитино Макарьевского р-на Костромской обл. Здесь некогда, во время засухи и эпидемии, был отслужен молебен о ниспослании дождя. Вскоре дождь прошёл. И день этот из поколения в поколение стал передаваться как день благодарения за избавление от гибели.[ Харитонова Ю.А. Село Нежитино. Неожиданные открытия детской экспедиции. // http://www.vinograd.su/upbringing/detail.php?id=43076]
Время проведения Берегóвой Мольбы совпадает с днём «Конной Мольбы», известной в Вельском уезде Вологодской губернии. Последняя проводилась в первое воскресенье за Петровым днём в качестве праздника Флора и Лавра.[ Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982, примеч. №34 к гл.3 (по: Максимов, XVII, с. 160). ] Флоры и Лавры широко известны и в Поветлужье. Они являются главным праздником города Ветлуги и ряда деревень района. Но отмечаются не после Петров, а – сообразуясь с церковным календарём – в конце августа.
Происхождение «берегóвой» Мольбы связано с прохождением «через огонь» и окуриванием скота и всех жителей «целебным» можжевеловым дымом во время большой эпидемии (в 1890-х гг.), поражавшей не только животных, но и людей. Огонь для этого был добыт «чистым» способом: трением из вереи деревенских ворот (в Денисове). Кострище было устроено здесь же, в прогоне, ведущем на луга. Люди и скот проходили «через огонь» в этих воротах. Считалось, что закопчёные дымом священного дерева они непременно исцелятся. А к ещё здоровым зараза точно не пристанет.
« А Мольба та переходит погодно: Шилиха, Денисово, Замятино, Осетрово…»
Применение древних обрядов не исключило обращения и к церковной традиции. По всем деревням Егорьевского прихода прошёл большой крестный ход с хоругвями и иконами.
Обряд вытирания «живого огня» в целях борьбы с болезнями был в старину широко распространён. В нач.20в. на Ветлуге – в Варнавинском уезде – он сохраняется в своей первозданности. Вот его обобщённое описание. Рано утром мужики собираются около чьей-нибудь вереи (столба, на котором держатся ворота). Берут можжевеловый кол и, упёршись им в верею, вертят его до появления «самородного», «святого» огня. Часто вставляют кол между обеими вереями ворот и используют для его вращения верёвку. Чаще всего вытирают из вереи в воротах, ведущих в поле.
От этого огня зажигают костёр и накидывают сверху можжевеловых лап, дающих густой дым. Через дым и огонь этого костра прогоняют скотину и следом проходят люди. [ Материалы анкеты Костромского научного общества по изучению местного края «Культ и народное сельское хозяйство» (1922-1923гг.) // Журавлёв А.Ф. Домашний скот в поверьях и магии…, с.165 – 167.]
В ряде губерний, в т.ч. в Нижегородской, подобный обряд ежегодно проводился в день «конной Мольбы» на Флоров и Лавров (31авг.). Если в этот год был падёж скота, то через костёр прогоняли не только коней, но и рогатый скот.[ Зеленин Д.К. Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского Географического общества, вып. I—III. Пг., 1914-1916, с.116-117. ] С учётом календарного сближения с вельской Конной Мольбой, Береговая Мольба восходит именно к этой традиции.
В советское время Береговая Мольба проходила три дня: воскресенье после Петрова дня, понедельник – «полная гулянка» и вторник. Что бы гулять в понедельник, приходилось выходить на работы в воскресенье утром. Но с середины дня всех отпускали. Во вторник выходили на работу после обеда. Гулянка в первый день праздника переходила «погодно» от одной деревни «Берега» к другой: Осетрово, Замятино, Денисово и Шилиха. Второй день всегда отмечали в Денисове. Третий – по домам. Варили пиво, пекли пироги.
Мольба собирала всю ближнюю и дальнюю родню. Приходили даже из заветлужских деревень, имеющих ветлужское, «Береговое», происхождение: Семёново-Шурань, Девушкино, Копылиха. Встречали эту дальнюю родню на Мундыре – традиционном месте деревенских гуляний на высоком угоре при впадении Вола в Ветлугу.
Местные жители сознавали, что Мольба не является церковным праздником и потому иронически называли её «мольбушкой» (в сравнении с «великими, всеобщими» праздниками, такими как Рождество, Успленьё или Пасха). Это указывает на двойственность культурно-исповедального самосознания ветлужан.
В первой половине – середине 20в. Мольба в сознании жителей охваченных ею деревень потеснила даже местные престольные праздники. «Весёлая» Мольба стала любимым праздником и символизировала присутствие Бога, сходящего в этот день к сельчанам. Ещё бы: сама смерть была побеждена в сей день! Люди ликовали. Парни пронзительно пели зажигательные частушки, степенно, во главе с гармонистом, жарившим «сормака», проходя по деревне и весело, но с достоинством посматривая по сторонам, чтоб никто не нарушал праздничной торжественности.
Мольба - 2007
Пели, прославляя свои подвиги в битвах с соседними кустами деревень, красоту и житейские качества деревенских девчонок, всю деревенскую жизнь… Девчата круг парней поворачивали. К вечеру начинались пляски.
Все ходили пьяные, но весёлые. Воодушевление достигало такого накала, что исключало вполне традиционные в прочие праздники побоища между различными «кустами» деревень.
А драки бывали, так уж было заведено. То «черемиса», считавшиеся весьма боевыми, «атаманами», с кольями на Берег придёт. То «береговые» подступят к Медведову. А то всё в Волчихе, на полпути сходились. «А подростки, «подлецы», несут и подают /запасные/ колья».[ П.М.А., 2007: записано в д.М.Мяссиха.] Кто кого. Кто побеждает, тот и гуляет. Словами Токарихинской «боевой» песенки:
«Если б нас бы кто задели – если бы задели бы –
Можжевеловые колья в воздухе запели бы!»
ТОКАРИХА и КОЗЛИХА
В Токарихинскую Мольбу большая весёлая гулянка, собиравшая молодёжь со всей волости, проходила в Токарихе 28 августа к вечеру, а в Мокрушах (Большой и Малой) – 29 августа. Козлихинская Мольба, не столь многолюдная, проходила 7 сентября, переходя на следующий день в Таруниху.
В Вологодской губернии 29 августа, на Третий Спас, «кропят коней на поле».[ Праздники и обряды Череповецкого района в записях 1999 г.: Календарные праздники и обряды… / Сост.: А.В. Кулёв, С.Р. Балакшина. // http://cultinfo.ru/arts/folk/demo/books/cerep_99/therep99_kalendar1.htm#_1] Вероятно, здесь имел место небольшой календарный перенос с «конского» (с учётом его коровьих аспектов) праздника Фрола и Лавра 31 августа.
КАТУНИНО и ПОЛОМКА
Мольбушка на Дмитриев день (8 ноября) оказалась здесь «осенним» праздником. Это несколько необычно, поскольку остальные варианты Мольбы привязаны к летнему периоду. Однако, традиционный цикл осенних праздников на Средней Ветлуге весьма развит. Они почитаются здесь как «свои», домашние. Так, на «Берегу» главным считался не майский Егорий, а осенний, ноябрьский.
КОСИ-МОСИ
Кожевихинская Мольба проходила 10 июля и называлась Коси-Моси. Посвящалась она овцам. Этимология названия не вполне ясна. Вроде бы кличем «коси!-моси!» подзывали овец что бы покормить хлебом и чтоб те не сильно разбегались. Происхождение праздника связано с некой напастью, постигшей здесь овец. Может быть, это было моровое поветрие. Но по предположениям местных жителей, это были волки, поскольку Кожевиха – деревня лесная и волков в окрестностях водилось и вправду немало. В советское время праздник проходил здесь шумно и весело. Эта небольшая деревня наполнялась роднёй из ближайших селений.
(статья даётся с исправлениями и дополнениями. окончание следует)
вариант статьи 2011 года:
http://merjamaa.ru/news/vetlug...
Оценили 2 человека
3 кармы