Незавершённость Баальбека - удача для изследователей, или римские чертежи

12 5337

Здравствуйте, уважаемые читатели.

Наверное, всем понятно, что строительство объектов сопровождается созданием чертежей. Оно также может сопровождаться созданием моделей, в чём мы легко можем убедиться даже на примерах недалёкого прошлого. Мало того, наши альтернативщики часто слишком настойчиво требуют предъявить им чертежи в качестве доказательства современности построек "утонувших" или "засыпанных" зданий.

Так уж случилось, что чертежи и создание моделей имеют свою историю, о которой мы знаем меньше. Например, римские строители не только догадывались о возможности создания архитектурных чертежей, но и применяли (согласно Витрувию) два типа, называемых ихнография и ортография (Ichnographia и Orthographia). Первый тип предназначается в основном для проектирования здания и описывает уменьшенный (выполненный в масштабе) план структуры, отображая диспозицию и расположение сооружения. Второй предназначался для планирования симметрии, регулярности и гармонии деталей с целым и представляет собой разбивку здания или его части в вертикальной проекции.

В 1-м веке до н.э. в античном городе Гелиополис началось строительство монументальных римских святилищ и храмов, которое продолжалось до 3-го века н.э. и так и не было завершено. Конечно, столь крупномасштабное и значимое строительство, как храмовый комплекс Баальбека, не могло обойтись без чертежей. И часть их была найдена... на конструкциях самого комплекса. Сегодня римские строительные чертежи помогают лучше понять процесс возведения сооружений во времена античности.

Гравюры Баальбека не единственные чертёжные находки. Цель и особенности римских рисунков наглядно представлены изображениями из Италии, Магриба и Малой Азии. Римские архитекторы изпользовали рисунки и чертежи для презентации (способствующие составлению представления эскизы, модели, наброски), проектирования и для подготовки и ведения собственно строительства. На всех этих стадиях они "следили", оставляя множество "картинок". Баальбекские чертежи представляют собой образцы именно технического назначения - проектировки и строительства.

Вполне логично предположить, что само проектирование проводилось с созданием чертежей меньшего размера на листовом носителе (например, на бумаге). А вот прикладные (практические) эскизы и чертежи изготавливались позже на строительной площадке, близко к месту, для сооружения которого они предназначались.

Отметки и разбивочные линии осей, высот, линий счёта многочисленны и встречаются часто. Но целые чертежи встречаются крайне редко и разбросаны на значительном отдалении друг от друга по всей Римской империи. В Баальбеке отметки и разбивочные линии обнаруживаются на всех античных памятниках, а замечательно точные чертежи найдены на фрагментах и остатках святилища и храма Юпитера. Все, представленные в работе Даниэля Ломанна (Daniel Lohmann), чертежи Баальбека, выгравированы на вертикальных и горизонтальных поверхностях конструкций. Состоят они из линий различной степени интенсивности, образующих " толстые и тонкие описательные линии и геометрические строительные оси и контуры".

Места расположения чертежей

История исзледований Баальбека / Гелиополиса долгая, изучают комплекс более 100 лет, начиная с первых немецких раскопок в 1900-1904 годах и до сегодняшнего дня. В последние годы изследования немецкого археологического института, Университета Котбуса и Департамента древностей Ливана были сосредоточены на научной реабилитации работ, которые проводились до начала Гражданской войны в Ливане в 1975 году. В рамках этой программы велась и работа по изучению обнаруженных чертежей.

Впервые римские архитектурные чертежи были показаны в работе Виганда ( Wiegand) 1921 года. Правда, там не было ни описания, ни упоминания в тексте. Был приведён план этажа храма Юпитера с двумя рисунками, выгравированными на полу Римского двора и у подножия лестницы. Затем, в ходе реставрационных работ, проводимых Ливанским отделом древностей в 1942-1975 гг. стали появляться многочисленные чертежи и, даже, макеты. Некоторые из них опубликовал инженер, ответственный за раскопки, Арутюн Калаян.

Рисунок 2: Чертёж заднего фронтона храма Юпитера в натуральную величину; (Рисунок: Lohmann, по материалам: Kalayan 1969, Рис. 1 (вверху) и Wiegand 1921, стр.58 (справа))

Фронтон храма Юпитера

В качестве наиболее известного примера он задокументировал огромный рисунок на поверхности южного (одного из трёх) блока Трилитона. Построенный из трёх монументальных монолитов размером 4 х 4 х 20 м, трилитон является вторым из трёх кладочных ходов западной стороны подиума римского храма. На чертеже изображена часть столь же большого фронтона храма Юпитера. Он состоит из диагональных параллелей, небольших ритмических перегородок между двумя из них, а также дуг и оси симметрии слева. Почти вся поверхность гигантского блока Трилитона покрыта линиями, составляющими рисунок размером более 4 х 13 метров.

Дом фонтана омовения

Второй опубликованный рисунок является деталью меньшего архитектурного изображения баальбекского святилища - эскиза профиля объекта, поразительно похожего на крышу Фонтанного дома в Центре водных бассейнов в Большом дворе (сами бассейны представлены в виде горизонтальных прямоугольников в Большом дворе на рис. 1). Калаян предположил, что чертёж представляет собой макет фонтана в Большом дворе, нарисованный в половинном масштабе. Однако простое сравнение сохранившегося фрагмента здания Фонтанного дома и его опубликованного фрагмента (Wiegand 1921, p. 95), демонстрирует сильно отличающиеся размеры (см. фиг. 3). Хорошо сохранившийся фрагмент не соответствует ни естественному масштабу рисунка, ни его двойному размеру, но показывает соотношение 1:1,6.

Если изходить из обычной практики расположения подготовительных эскизов в Баальбеке (близко к назначенному месту), создаётся впечатление, что это эскиз для другого Фонтанного дома. Поскольку рисунок обращен к храму Вакха на первом этаже, можно предположить, что в этом храме также были омовения, что было бы еще одной из многих параллелей с храмом Юпитера. (Здесь раскопки ещё предстоят).

Рисунок 3: Масштабный чертёж крыши фонтана омовения; (по материалам: Kalayan 1971, илл. 7(1) (слева, с дополнениями Ломана) и Wiegand 1921, стр. 95 (справа))

В 1993 году Иоахим Гейзель (Heisel) дал обзор состояния изследований по античным строительным чертежам, переиздав труднодоступные Калайские публикации о Баальбеке и другие примеры из Ливана. Он дал полный и всесторонний обзор античных архитектурных рисунков, а также дал некоторые новые наблюдения о чертежах Баальбека.

В научной работе Даниэля Ломана "Drafting and Designing. Roman Architectural Drawings and their Meaning for the Construction of Heliopolis/Baalbek, Lebanon", посвящённой римским чертежам Баальбека, замечательные выводы:

Баальбекский комплекс не только расширяет сферу охвата Римской империи и вносит вклад в пополнение артефактов в виде чертежей, но является удачей сразу в нескольких отношениях. Архитектурное развитие Баальбека - это сложная история монументальных проектов, изменений планов и незавершённости. Дело в том, что поверхности, на которых римские зодчие наносили чертежи, являются для самих чертежей конечной точкой существования. Все основания, на которых выгравированы чертежи - открытые в процессе строительства поверхности уже установленных (смонтированных) конструкций. Поэтому они свидетельствуют о строительной деятельности, которая велась одновременно или позже гравировки. В комплексе с другими архитектурными изследованиями можно установить наиболее точную датировку сооружения, изображённого на чертеже.

Огромная монументальность и изящество детальных чертежей в Баальбеке сочетаются с его незавершённостью. Поверхности, на которых были нанесены изображения, например, поверхности стен первого этажа, позже должны были быть закрыты последующей кладкой, либо сглажены и отполированы. В большинстве дошедших до нас римских сооружений строительство и полировка были завершены, а чертежи - утрачены. Так что, стечение обстоятельств, благодаря которым сохранилось так много чертежей, можно считать удачным.

Предыдущие публикации на эту тему: 

Баальбек: не содержит НЛО автор - Zen Master

Баальбек, Петра и Иерусалим - лихо закрученный сюжет истории

Баальбекский диагноз

Тема будет продолжена :о)


Не ЦИПСО, не!

Мигранты притесняют ррррруских людей. Фотофакт Я, 6леать, сегодняшний день хотел тихонечко посвятить праздничным мероприятиям в семейном кругу. У меня для этого, например, стейк из красной рыб...

Боги спустились с небес и сели в Шереметьево

В Телеге появилась новая группа «Отказники Шереметьево» — для украинцев, пытающихся попасть из Европы в Россию. Публика делится опытом друг с другом, прежде всего тем, как обмануть н...

На Харьков: Армия России начала наступление от границы (КАРТА)
  • voenkorr
  • Сегодня 12:09
  • В топе

Армия России начала наступление в Харьковской области от границы с РФ. После массированной артподготовки и ударов авиации группировка «Север» атаковала позиции врага в Харьковской о...

Обсудить
  • Эх, с какой лёгкостью вы срываете покровы и разрушаете заслоны. А тайна? А фантазия? А инопланетяне - где они? Нет им места в ваших рассуждениях.
  • ИЗследования, это сильно!
  • Эта практика применялась повсеместно) Что может быть гениальнее и проще, нарисовать чертеж в натуральную величину) http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1415875893
  • :clap: :clap: :clap: Оказывается, у привычки оставлять бытовые замечания на стенах зданий - давние корни!)
  • Ну вот... опять... то есть снова... А как же анунахи, реплитоиды и древнеримские буддийские монахи, передвигающие монолиты усилием мысли после непрерывного пения псалмов 165 день без перерыва на еду, сон и питьё????? Где грузовые триремы на принципах антигравитации? Где лазерные гладиусы римских космолегионеров?