Особое место Висячих садов среди чудес света

4 2429

Здравствуйте, уважаемые читатели.

На днях я начала новую тему в своих публикациях и посулила разсказывать периодически о чудесах света. Вообще-то, первыми из чудес считаются египетские пирамиды. Но о них уже столько написано, что хотелось бы поговорить о тех, о которых я не писала. Ведь я вместе с вами занимаюсь самообразованием :о) Так что, сегодня мы будем узнавать про Висячие сады Вавилона и Ниневии.

Время создания: 605-562 до н.э. Расположение: Вавилон, Ирак.

Он построил так называемый висячий рай, потому что его жена, которая воспитывалась в окрестностях Мидии, хотела горные пейзажи. ИОСИФУС, 1 ВЕК

Родина Амитис - жены вавилонского царя. В 612 году до н. э. мидяне в союзе с персами захватили Ниневию. В результате, в 605 году было разрушено Новоассирийское царство, и появилось царство Мидийское (Media), которое наряду с Вавилонией, Египтом и Ливией, стало одним из основных политических центров Древнего Ближнего Востока. Ныне это территории Ирана и, частично, Турции.

Обычно воображение очень помогает прочувствовать ту или иную историю :о) Давайте представим себе, что мы путешествуем на Ближнем Востоке по разкалённой пустыне. Внезапно мы видим перед собой подобную мерцающему миражу, поднимающемуся с песчаной поверхности, пышную растительность, каскадом падающую на колонны и террасы высотой до 23 метров (75 футов). Вокруг каменных монолитов, покрытых расписной штукатуркой, вьются красивые растения. Всевозможных очертаний травы и прочая зелень льётся, стелется и высится повсюду. Если мы приближаемся с подветренной стороны этого великолепного оазиса, то можем ощутить аромат экзотических цветов, наполняющий ноздри. Наверное, такое же впечатление создавали Висячие сады Вавилона, предположительно построенные в шестом веке до нашей эры царем Навуходоносором II.

Величественные рощи, подвешенные на переплетённых арках, и причудливые барочные фонтаны, чудеса горных иранских пейзажей, перенесённые на мрачную месопотамскую равнину - Висячие сады Вавилона сочетали в себе техническую виртуозность с романтической мечтой. В отличие от других оригинальных Семи Чудес, они являются памятником не славе, а любви - великолепный подарок Сердца, построенный царём, чтобы удовлетворить свою жену, тоскующую по дому. Это очень похоже на очаровательную сказку, но иллюзия ли это? Гуляли ли Навуходоносор и Амитис (Amytis) когда-нибудь вместе по тёмным садовым тропам?

Художественная реконструкция Висячих садов с деревьями на самом верхнем уровне, которые поражали посетителей, террасы, напоминающие театр, и водопады, падающие из скрытых источников.

Технические характеристики: Площадь 120 кв. м. Высота 25 м. Вертикальные опоры шириной 6,6 м и разнесением на 3,3 м. Техника полива трубы, шнеки, водяные каналы.

Искусная инженерия, стоящая за этим чудом, является главной причиной, по которой историки считают Висячие сады Вавилона одним из Семи Чудес Древнего мира.

Древние описания

На протяжении двух тысячелетий о висячих вавилонских садах много писали и говорили. Если посмотреть основные източники, в которых говорится о них, то приблизительный краткий список таков:

1. Первой следует назвать Вавилонскую книгу Беросса (Berossus), написанную около 280 г. до н. э. Сама книга не сохранилась, до нас она дошла в виде цитат и выписок из неё в произведениях других авторов. Они найдены в двух сочинениях Иосифа Флавия I в. н. э., который дважды цитирует краткую заметку о садах.

2. Висячие сады упомянуты в тексте "О семи чудесах" византийского кодекса IX в. Это эллинистический източник, авторство которого, часто подвергаемо сомнению. Его автором, возможно является Филон византийский - Александрийский автор инженерных трактатов около 250 г. до н.э.

3. Известно длинное описание Диодора Сицилийского середины I века до н. э., которое он, по-видимому, основывал на безспорно вторичных источниках в ныне утраченной истории Александра, составленных Клейтархом Александрийским, и на причудливом описании Вавилона Ктесием, греческим врачом при персидском дворе около 400 года до н. э.

4. О Висячих садах также говорится в отрывке из "Географии Страбона" начала I века н. э. Сведения, возможно, основаны на утерянном тексте Онисикрита, современника Александра Македонского.

5. Ещё один източник - отрывок из "истории Александра", написанный Квинтом Курцием Руфом в середине I века н. э., вероятно, также основанный на Клейтархе и Ктесии.

Странно, что "отец истории" - Геродот ни слова не написал о них.

На этом фрагменте мы видим Ассирийского царя, сидящего в своем саду, около 645 г. до н. э.

Первым авторитетным историком, который упомянул сады, является Беросс, вавилонский писатель (бывший жрецом бога Бела в Вавилоне, но писавший по гречески), около 270 г. до н.э. Он утверждает, что Навуходоносор (605-562 гг. до н.э.) за 15 дней построил новый дворец с каменными фундаментами или террасами, которые напоминали горные пейзажи. Там были посажены деревья, и, как говорит Беросс, это был «так называемый» висячий парк, созданный, чтобы угодить царственной супруге.

Висячие сады, созданные художником Ф. Кнабом (Ferdinand Knab) в 1886 г.

В этом нет ничего неправдоподобного. Древние союзы часто завершались свадьбой, и весьма вероятно, что Навуходоносор женился на иранской принцессе не только по политическим соображениям. В одной из собственных записей Навуходоносора, очевидно бывшей известной Бероссу (который имел доступ к царским документам), описывается его Новый дворец: он был такой же высокий, как гора, частично был сделан из камня и, предположительно, завершен за 15 дней. Нет никакого конкретного упоминания о парке, но у дворцов действительно был сад.

В греческих, более поздних отчетах добавлено гораздо больше деталей. В одном говорится, что сады имели площадь 120 м (394 фута) и высоту как у городской стены - около 25 м (82 фута). Они были террасами, подобными театру, с небольшими зданиями среди них. Основание состояло из множества стен, каждая шириной около 7 м (23 фута) и 3 м (9,8 фута) друг от друга, которые поддерживали каменные балки. Над балками были три отдельных слоя - камыш, уложенный в битум, два слоя кирпичной кладки и самый верхний корпус был из свинца. Поверх свинца покоилась почва сада покоилась сверху, а воду для деревьев поставляли в сады скрытыми машинами, которые питались от реки, протекающей внизу.

Во втором отчёте сообщается о 20 несущих стенах. В третьем говорится, что сад опирался на своды из кирпича и битума; воду давали вдоль лестницы архимедовы винты. Ещё одно сообщение описывает подструктуру из каменных колонн, поддерживающих деревянные балки: балки были стволами финиковых пальм, которые, вместо того, чтобы гнить, обеспечивали поддержку корням деревьев сада, находящегося выше, и вся территория орошалась гениальной сетью фонтанов и каналов.

Диодор Сицилийский (Diodorus Siculus), опираясь на Беросса, писал: « Подход был пологим, как склон холма, и несколько частей сооружения поднимались одна над другой ярус за ярусом. На всем этом была насыпана земля ... и густо посажены всевозможные деревья, которые своими огромными размерами и прочим очарованием доставляли удовольствие зрителю. Водяные машины в изобилии поднимали воду из реки, хотя снаружи их никто не видел».

Яркие описания Висячих садов опирались изключительно на информацию из вторых рук, передаваемую из поколения в поколение после того, как сады были разрушены. Хотя армия Александра Македонского отправилась в Вавилон и сообщила, что видела сады, солдаты Македонского были склонны к преувеличениям. На данный момент нет никакого известного способа подтвердить их сообщения.

Но где они были?

Из-за противоречивых описаний некоторые люди сомневались, существовали ли когда-либо сады. Тем не менее, ни одна из упомянутых архитектурных особенностей, кроме неразрушающихся стволов деревьев, не будет удивительной. Греческие посетители, должно быть, видели, как лесистая возвышенность высится над дворцом, и мы можем законно искать его остатки среди современных руин. К сожалению, в течение тысячелетий дворцы Вавилона были разрушены людьми, стремящимися изпользовать великолепные обожженные кирпичи. Обычно в таких случаях выживают одни фундаменты.

Первые изследователи искали сады в высоком Летнем дворце; это примерно 180 м (590 футов) площади, на которой имеются сложные скважины, но места для террас и деревьев там недостаточно. Один археолог разположил сады над кирпичными сводами, которые им были найдены в Южном дворце, - на территории тоже имеются колодцы, но хранилища являются подвалом административного района и, возможно, были тюрьмой.

Технология, лежащая в основе ирригационной системы, также весьма загадочна. Огромный винт, подобный тому, что создал Архимед, получил широкое разпространение лишь спустя четыре столетия. Так как же царь мог спланировать такую сложную систему, не говоря уже о том, чтобы осуществить ее?

Вопросы, на которые не было ответов, конечно, не мешали людям искать остатки садов. На протяжении столетий археологи прочёсывали местность, где раньше находился древний Вавилон, в поисках реликвий и останков. Одна группа немецких археологов на рубеже XX века провела там целых 20 лет, надеясь, наконец, раскопать давно потерянное чудо. Но им не повезло-они не нашли ни единой зацепки.

На фрагменте плана Вавилона показано одно из предполагаемых мест Висячих садов

Любой, кто взглянет на план дворцового квартала, заметит, что Южный и Северный дворцы окружены с севера и Запада, ближе к Евфрату, сооружениями замечательной толщины. Любой из них мог бы включать в себя террасные сады, и, возможно, сады находились в нескольких из них. Более других впечатляющим является Западный внешний вид. Это ограждение, размером около 190 х 80 м (623 х 262 фута), имеет наружные стены шириной около 20 м (65 футов), сделанные из кирпича, уложенного в битуме. В северном конце были комнаты, а в Южном - квадрат с какой-то лестницей в углу. На этом уникальном сооружении можно было бы создать квадратный сад, близкий к требуемым размерам, с беседками и искусственной террасной горой.

Несмотря на то, что о Висячих садах много писали и говорили более двух тысячелетий, они остаются неуловимыми. Ни обширные разкопки в городе Вавилоне, ни многочисленные современные клинописные записи не дали убедительных доказательств существования этих садов и связанных с ними сооружений. Итак, вопрос остается открытым. Он может быть разрешён новыми разкопками или каким-нибудь неизвестным пока документом времен правления Навуходоносора. До тех пор мы можем воображать Висячие сады, со сводами и фонтанами или без них, как нам заблагорассудится.

И что? На этом всё заканчиваем? Не тут-то было :о)

Хотя многие видели Висячие сады Вавилона как легенду, изследования показывают, что они, возможно, действительно существовали, но не там, где первоначально предполагалось.

Художники тоже люди :о) Одно из представлений Висячих садов.

Отсутствие вещественных доказательств в сочетании с отсутствием свидетельств из первых рук заставило многих учёных задаться вопросом, существовали ли вообще легендарные висячие сады Вавилона. Некоторые эксперты даже начали подозревать, что эта история была "историческим миражом".” Но что, если все просто искали сады не в том месте?

Исследование, опубликованное в 2013 году, выявило возможный ответ. Доктор Стефани Дэлли (Stephanie Dalley) из Оксфордского университета предположила, что древние историки просто перепутали места и царей.

Где находились Висячие сады Вавилона?

Дэлли, один из ведущих мировых экспертов по месопотамским цивилизациям, обнаружила усовершенствованные (модернизированные) переводы нескольких древних текстов. Опираясь на свои изследования, она считает, что на самом деле Висячие сады построил не Навуходоносор, а царь Сеннахериб ( уточнённое произношение: Син-аххе-эриба, «Син приумножил братьев» ).

Она также считает, что сады были разположены в древнем городе Ниневия, недалеко от современного города Мосул, Ирак. Кроме того, она считает, что сады были построены в седьмом веке до нашей эры, почти на сто лет раньше, чем первоначально думали учёные.

Античная Ниневия. Картинка 1683 года.

Если теория Дэлли верна, это означает, что Висячие сады были построены в Ассирии, которая находится примерно в 300 милях к северу от того места, где раньше был древний Вавилон.

Висячие сады Ниневии, как показано на древней глиняной табличке. Обратите внимание на акведук с правой стороны и колонны в верхней средней части.

Возможное разположение Висячих садов Вавилона

Интересно, что раскопки близ Мосула подтверждают утверждения Дэлли. Археологи обнаружили следы огромного бронзового винта, который мог перемещать воду из реки Евфрат в сады. Они также обнаружили надпись, которая гласила, что винт доставляет воду в город.

Барельефная резьба рядом с этим местом изображает пышные сады, снабженные акведуком. Холмистая местность, окружающая Мосул, с гораздо большей вероятностью получала воду из акведука, чем равнины Вавилона.

Мосул

Дэлли далее объяснила, что ассирийцы завоевали Вавилон в 689 году до нашей эры, то есть еще до постройки висячих садов Вавилона. Поэтому древнегреческие историки, возможно, всё время ошибались в указании места.

По иронии судьбы, сам царь Сеннахирим, вероятно, добавил путаницы, потому что он часто называл Ниневию Новой Вавилонией.

Столетия спустя большинство ”садовых" раскопок было сосредоточено на древнем городе Вавилоне, а не Ниневии. Возможно, именно эти просчёты и заставили археологов усомниться в существовании древнего чуда света.

По мере того как учёные углубляются в Ниневию, они могут найти больше свидетельств этих обширных садов в будущем. Еще более многообещающим? Место раскопок близ Мосула разположено на террасированном холме, подобном тому, какой когда-то описывали греческие историки в своих отчётах.

Как Выглядели Висячие Сады Вавилона?

Что касается того, как на самом деле выглядели висячие сады, то в настоящее время нет никаких свидетельств из первых рук. И все второстепенные рассказы только описывают, как выглядели сады до того, как они были окончательно разрушены.

Реконструкция висячих садов Вавилона, 1924 г., из собрания Нью-Йоркской публичной библиотеки

Как считает Робин Фокс (Robin Lane Fox), идея Стефани нелепа лишь на первый взгляд, ведь древний източник называет основателем сада вавилонского царя Навуходоносора. Немецкие археологи копали и копали на месте Вавилона с 1898 года. Они опубликовали карты дворцов и, хотя они никогда не находили корни деревьев на платформе, они предложили точное место для сада. Разве великий Леонард Вулли тоже ничего не говорил о садах, висящих на безспорно существовавшем зиккурате Вавилона, священной Вавилонской башне посреди города? Греческие источники дают о Висячем саде подробный отчёт, который восходит к Александру Великому, который, несомненно, знал город по своим двум крупным визитам.

Все говорят, что сад был на Евфрате, в то время как Ниневия находится на реке Тигр, на северо-западе Ирака. Ниневия была разрушена в 612 году до н. э., а Александр и его историки прибыли в Вавилон в 331 году до н. э., и они, или их ближайшие современники, описывают сад во всей его лиственной красе. Он не имел ничего общего с нашими современными подвесными корзинами. Он висел, потому что чудесным образом поднимался по террасированному склону на большую высоту над землёй, и его главными растениями были деревья, а не офисные петунии. Греческие авторы говорят, что царь предназначил сад для утешения своей жены - женщины с лесной Родины, тосковавшей по лесам, которые любила у себя дома.

Вся эта предыстория нисколько не смущает Стефани Дэлли. Она знает все необходимые языки и может читать собственные таблички ассирийцев и вавилонян. Её выдающаяся карьера прошла в Оксфорде, где она преподавала и изучала тексты и памятники этих удивительных цивилизаций. Она вспоминает, что когда в 1962-1966 годах она изучала Ассириологию в Кембридже, Висячий сад никогда даже не упоминался. Уже около 20 лет она заполняет этот пробел. Её бурный интерес, как она очаровательно вспоминает, был вызван лекцией, которую она как-то читала в выходные на заочном курсе по садам. Она много говорила об ассирийских садах, но опустила Висячий сад Вавилона, потому что не смогла найти о нём убедительных свидетельств. Тут одна дама из публики пожаловалась, что она хотела услышать о висячем саде и была “разочарована”. Дэлли вспоминает, что сама она была “смущена”. Она вернулась к изучению предмета и обнаружила, что он изобилует догадками, ошибками и неправдоподобием.

Фокс восхищается её ясностью и дерзостью, а также её блестящей связью с доказательствами, которые при первом же упоминании выглядят слишком вероятными, чтобы изключить её новую теорию из разсмотрения. По словам Фокса, она снова "обращает Навуходоносора в траву", заметив, что у нас имеется его собственная строительная надпись для его дворца в Вавилоне, и что в ней ни слова не говорится о каком-либо саде, не говоря уже о чудесном саде, построенном, чтобы угодить жене. Она объясняет позднейшее приписывание Навуходоносору сада в текстах еврейского писателя Иосифа Флавия.

Избавившись в истории сада от Навуходоносора, Дэлли сосредотачивается на хорошо засвидетельствованных садах двух более ранних ассирийских царей - Саргона и Сеннахериба. Новое прочтение некоторых табличек, свидетельствует в пользу её версии. Так, она пишет, что чиновники Саргона были очень заняты. Один из них даже утверждает, что он собрал 2800 “Пучков срезанных плодовых деревьев” из одного города в Сирии и отправляет их на восток в Хорсабад для нового царского сада. Оба короля утверждают, что выращивали в их садах хлопок. Удивительно, но в гробнице королевы Саргона были найдены клочки хлопчатобумажной ткани. В Ниневии у Сеннахериба был садовый павильон, который, по мнению Дэлли, был не просто местом для спокойных размышлений. Возможно, это позволяло ему “убежать как Соломону в рассказе Киплинга среди бабочек от сварливых жён".

Дэлли нашла тексты Сеннахериба о дворце, который он построил, и о саде рядом с ним, который он назвал чудом для всех людей . Тексты также описывали водяной винт, предшествующий Архимеду. Он был отлит с изпользованием новой методики бронзового литья и поднимал воду в течение всего дня. Сад также был связан с обширными акведуками и каналами, которые приносили воду с холмов, находящихся в восьмидесяти километрах.

Ашшурнасирпал

Ассирийские садовники работали по давней традиции. Примечательно, что царь девятого века Ашшурнасирпал описывает, как ”потоки воды, столь же многочисленные, как звезды небесные“, текут среди множества фруктовых деревьев в его ”саду удовольствий" в Нимруде. “Как белка, - пишет он, - я собираю фрукты в саду. - Я стараюсь думать о нём, когда белки выводят меня из себя, срывая в моём саду грецкие орехи".

Дэлли совершает несколько великолепных экскурсов через ассирийские удовольствия и технологии. Она приводит поразительный пример интереса ассирийцев к спорту задолго до Олимпийских игр. Она показывает, что они, безусловно, овладели искусством цельного бронзового литья, отсутствие которого было упомянуто, чтобы объяснить, почему у древних греков и римлян никогда не было “промышленной революции”.

Прежде всего, она излагает свое понимание того, каким образом ассирийцы поднимали воду на более высокие уровни против её (воды) естественного течения. Она извлекла здесь пользу из своего незабываемого участия в телевизионной программе Би-би-си, в которой была предпринята попытка реконструкции её первого предложения. Студенты назвали его, как правило, "винт Стефани", но она представляет свой случай для него снова с лучшей практической основой.

(О "винте Стефани", я надеюсь, мы ещё поговорим отдельно)

Ассирийские цари в Нимруде и Ниневии, несомненно, были мастерами общественных работ. Если мы хотим избежать жесткой экономии, тратя значительные средства на инфраструктуру, нам действительно нужно изучить идеи Сеннахериба о том, как это сделать. Но построил ли он настоящий Висячий сад в Ниневии с помощью своей царицы Накии, которая не столько тосковала по дому, сколько сама покровительствовала общественным работам?

Решительно, Дэлли наносит смертельные удары Вавилонской ортодоксии среди предыдущих археологов. Она доказывает, что предложенное немцами место для Висячего сада невозможно. Идея Вулли о садовом зиккурате также несостоятельна. Недавно предложенное место, у западного флигеля Южного дворца, не имеет никакой связи с дворцом, не находится у вероятного русла реки, и "стены лишили бы растения солнечного света в течение большей части дневного времени". Грек Геродот, конечно, был в Вавилоне, но он никогда не говорит ни слова о висячем саде в своем описании города. Для Дэлли вавилонского сада никогда не существовало. Он находился в Ниневии и позже был неправильно разположен легендой и свободным изпользованием названия "Вавилон".

(продолжение следует)

От апатии к психопатии и обратно или Почему они не выходят на очередной майдан

Украинским "борцам за свободу" любят напоминать как они уверяли всех, что если назначенная майданом власть окажется негодной, они тут же выйдут на новый майдан и прогонят её.И ждут от н...

Напугать получилось или чем смелость отличается от отсутствия мозга
  • pretty
  • Сегодня 07:06
  • В топе

ПРОСТО  О  СЛОЖНОМУже давно известно, что смелость бывает двух типов. В первом варианте она основана на понимании своей силы и своих возможностей. При этом осознаются все риски, но принимает...

Обсудить
  • :thumbsup: познавательно :blush:
  • В восточных культурах, ввиду более теплого климата, часть царских палат имела вид садовых беседок с драпировками вместо стен. На миниатюрах очень много таких изображений, где правитель с придворными сидят в полуоткрытом помещении типа веранды, среди цветников, через которые протекает ручей. Похоже, что эта традиция имеет очень давние корни, и висячие сады в древности -таки существовали. Пожелаем востоковедам успеха в локализации !
    • paulus
    • 26 февраля 2020 г. 00:55
    Весьма любопытно :thumbsup:
  • А у альтернативщиков число чудес Древнего мира значительно превышает число семь. Для них и технологии 19 века являются чудесами Древнего мира :laughing: