Здравствуйте, уважаемые читатели!
На днях Денис Дидроев подкинул мне шикарную ссылку, а там... Там просто кладезь информации, утирающей нос всем выдумщикам про англицкий новодел :о)
Прежде, чем начинать повествование о реставрации Стоунхенджа, предлагаю ознакомиться с художественными свидетельствами его существования во времена, значительно отдалённые от времени этой самой реставрации (текстовые свидетельства я уже приводила). А именно, - с картинами различных художников разных времён. Благо, что как объект культурного достояния, а также как мегалитический древний памятник Стоунхендж интересует не только нас. Так что материала для ознакомления хватает с преизбытком.
По этой ссылке содержится изследование того, как художники с 14-го века до наших дней изображали Стоунхендж. Особое внимание уделяется точности, с которой художники решили изобразить предмет, и точкам зрения, с которых они запечатлели свои образы.
Примерное разположение точек, с которых смотрели на Стоунхендж художники, пишущие с натуры .
В работе также проводится оценка образцов наиболее известных художественных изображений Стоунхенджа с указанием текущего местоположения или места публикации каждого из произведений искусства вместе с его регистрационным номером. Привожу совсем немного сведений из статьи.
Средневековые изображения
В рукописях 14 века Стоунхендж изображён двумя способами. Манускрипт MS 194, fol 57 (Колледж Корпус-Кристи, Кембридж) показывает монумент в виде продолговатой стойки и перемычек и обозначен как Stonehenges juxta Amesbury в Англии.
14 век - рукописное изображение квадратного Стоунхенджа в мировой истории. Corpus Christi College MS 194, fol 57
В Манускрипте MS 194, fol 57 (Британская библиотека) изображён гигант, трудящийся над одной из перемычек (горизонтально лежащим каменным блоком). Джеффри из Монмута (ок. 1095 - ок. 1155), в его Histoda Regum Britanniae (ок. 1136) впервые связал со Стоунхенджем легендарного Мерлина. Гигант на картинке интерпретировался как сам Мерлин и как его помощник. Действия же гиганта также по-разному интерпретировались: а) как строительство памятника или б) как демонтаж каменного сооружения с его предыдущего места в Африке или Ирландии.
14 век - Рукописное изображение Мерлина в виде гиганта или великана, помогающего Мерлину, перемещающего сарсены на место. British Library Egerton MS 3028, fol 140v 7.
Это - старейшие изображения комплекса, дошедшие до нас.
Далее идут картинки шестнадцатого и семнадцатого веков. В XVI веке в Британии не было традиций пейзажной живописи, поэтому неудивительно, что первое изображение каменного круга, которое, как говорят, было сделано с натуры, принадлежит фламандскому художнику. Лукасу де Хере ( Lucas de Heere 1534–1584), который был изгнаннико-протестантом, жившим в Англии между 1567 и 1576 годами, и его акварель Стоунхенджа была опубликована в 1573–1575 годах в его путеводителе Corte Beschryvinge van England, Scotland, ende Hand ( British Library Add MS 28330, fol 36 ).
Кстати, обратите внимание на размер "бульдиков" по отношению к росту людей. Это будет ответом на один из комментариев
Лукас де Хере, 1573–1575 гг. - Акварель от Corte Beschryvinge, первый вид, сделанный на месте. Вид с севера на круг, смотрящий на юг. British Library Add MS 28330, fol36.
В указанном мной PDF множество любопытных изображений с указанием книг, авторства и времени публикации или написания картин художниками. Сходите, посмотрите, не пожалейте времени на просмотр :о)
Чтобы не оставить в подвешенном состоянии вопрос о величине камней, завершаю ответ на приведённый комментарий. В книге 1792 года есть описание памятника с указанием его размеров:
Одной из старейших фотографий можно считать любительский снимок 1875 года
Всё, приведённое выше, относится ко временам до реставрации (ремонта), фотографии которой приводятся альтернативщиками в качестве доказательства строительства хенджа с нуля.
Нужно сказать, почему Стоунхендж решили реставрировать лишь в ХХ веке. Оказывается, до того земля, на которой находится памятник, принадлежала частнику. И, как мы все понимаем, не каждый английский граф или лорд может захотеть или позволить себе столь затратное мероприятие. Тем временем памятник разрушался. В «Официальном путеводителе Министерства общественного строительства и работ» 1959 года, сообщается, что в 1900 году упал один из сарсеновых камней, указанный на большинстве карт Стоунхенджа под номером 22.
1959 “Ministry of Public Building & Works Official Guidebook to Stonehenge page 7 («Официальный путеводитель по Стоунхенджу Министерства общественного строительства, стр. 7)
История реставрации (ремонта) начинается с 1901 года, тогда был выпрямлен Великий трилитон и установлен в бетон. Но основные ремонтные работы стали разворачиваться с 1919/1920 годов, после того, как купленный (в 1915 г) на аукционе за 6600 фунтов стерлингов сэром Сесилом Чаббом комплекс был им подарен народу. Прежде всего были перемещены 6 камней внешнего Сарсенового круга, включая перемычки (импосты).
На этой гифке некоторые камни выделены красным, синим и зелёным цветом. Это сделал автор статьи "Мегалитическое безумие - был ли Стоунхендж построен в 1950-х годах?", проведший своё разследование истории реставрации памятника. Сравнив с поздними видами комплекса рисунок Джона Констебля, сделанный в 1820 году, а также изучив другие ранние изображения, автор обнаружил появление новой перемычки.
Для наглядности он окрасил выпрямленный в 1901 году камень зелёным цветом, некоторые из вновь возведённых камней залил голубым, красным обозначил сами перемычки.
"когда британский художник Джон Констебл набросал эскиз памятника, на внешнем круге сарсеновых камней было 6 горизонтальных перемычек, а на внутреннем - 2 горизонтальных перемычки. Всего 8 горизонтальных перемычек... Сегодня существует 6 горизонтальных перемычек на внешнем сарсеновом круге камней и 3 горизонтальных перемычки на внутреннем Трилитоне подковы. Всего 9 горизонтальных перемычек."
Сегодняшний Стоунхендж. Мы видим выпрямленный камень и девять перемычек.
Во время реконструкции в 1958/59 году был восстановлен один из внутренних трилитонов подковы (с лёгкой руки Стьюкса трилитоном называют группу из трёх камней - двух стоек и перемычки), а в 1964 году еще 4 камня были перемещены и установлены в бетон после того, как сарсен под номером 23 упал в марте 1963года.
Газетная вырезка ниже от 1919 года намекает на неписаное правило, касающееся повторного возведения упавших камней, то есть если археологи знали дату падения камня, то их поднятие считалось нормальным явлением…
Автор статьи приводит отрывок из книги 1916 года под названием “Стоунхендж – сегодня и вчера”, написанной Фрэнком Стивенсом (“Stonehenge – Today and Yesterday” written by Frank Stevens), в которой говорится, что наклонённый блок Трилитона (выделенный зеленым цветом) был выпрямлен в 1901 году.
... Пять больших трилитонов, расположенных подковой, с отверстием на северо-восток. Эти Трилитоны постепенно поднимаются в высоту к юго-западу. Самая большая группа камней упала в 1620 году. Те, что находились рядом с великим Трилитоном на северо-западе, упали 3 января 1797 года. Сегодня из внутренних трилитонов стоят только два. Одна вертикальная часть большого Трилитона (поднята и закреплена в 1901 году) прямостоячая.
В этой книге есть план / карта Стоунхенджа, составленная иллюстратором Хейвудом Самнером. Этот план / карта ясно показывает только две из пяти перемычек подковы, все еще находящиеся на месте - на вершине их соответствующих трилитонов. Третий Трилитон, который сегодня мы видим стоящим, изображён лежащим на полу со своей перемычкой, прислонённой к вертикальному сарсеновому блоку, в который он врезался и сместился во время своего падения (выделено ниже синим цветом).
Как пишет автор статьи,
"Любой логически мыслящий человек может видеть, что 3-й Трилитон подковы был заново возведён в 1958 году, но это не оправдывает диких утверждений, что весь участок (комплекс) был построен в 1958 году."
Ещё одна вырезка из газетной статьи 1919 г. подтверждает, что Стоунхендж создавался совсем не в 1958 году, когда были сделаны фотографии, коими щедро напичканы статьи альтернативщиков: (кредит MIKEPITTS.com):
Уже один этот текст служит хорошим пояснением к фоткам, которые выкладывают альтернативщики, трактующие их нелепо-бредово.
Продолжение следует. В качестве анонса следующей статьи привожу почтовую открытку, датируемую между 1902-1918 годами.
Памятник в том виде, в котором он был приобретён на аукционе Чаббом. Видны деревянные столбы, поддерживающие камни внешнего круга.
Открытка с видом на Стоунхендж, датируемая где-то между 1902 и 1918 годами, показывает памятник, оставленный Антробусом и Блоу, до ремонта, произведенного Управлением работ в 1919-20 годах. Справа от центра виден камень 56, восстановленный в полный рост. Этот вид земли также ясно показывает размер деревянных столбов, используемых для закрепления Камней внешнего круга.
Откуда взялись камни для Стоунхенджа?
На первой картинке изображение из книги 1769 года
Оценил 31 человек
61 кармы